«Над лиманом парус белый и акации в снегу.
Вижу город корабелов на высоком берегу»
Марк Лисянский
Эти строки о моем городе принадлежат известному николаевскому, а позже и московскому поэту Марку Лисянскому, автору знаменитого текста гимна Москвы «Дорогая моя столица», песни невероятно популярной и широко известной не только в столице.
Николаев. Вид сверху. Ингульский мост
С этого эпиграфа хочется начать повествование о Николаеве, истории земель на которых был выстроен мой город, его создании и развитии, его героях и миссии. Но в первую очередь о причинах народного сопротивления в городе корабелов, роли и участии Николаева в Русской весне 2014 года. Конечно же, и о некоторых из тех николаевцев, которые были рядом, на антимайдане, кто по зову сердца, крови, убеждений, веры стал на защиту своего мира, родного города, не боясь поставить на карту многое — благополучие, семью, здоровье, а порой даже самое дорогое, что есть у каждого, — жизнь, как бы пафосно это ни звучало.
Весь Николаев как на ладони.
Безусловно, все мы, новые ольшанцы, разные, и конечно же далеко не святые. Маховик перемен, запущенный в Николаевщине еще в далеком 1922 году с началом коренизации-украинизации региона, в разные периоды развития Украины вращавшийся с разной скоростью, но ни на минуту не останавливающийся, перекраивающий сознание масс, начал стремительно набирать обороты, взрыхляя почву судеб многих. В первые ряды защитников антимайдана в Николаеве он выбросил очень разношерстную по социальному статусу, образованию, личному благополучию публику. Среди нас, конечно, были те, кто пришел по чистоте и ясности убеждений, но были и такие, кто вынырнул на поверхность николаевского протеста, оттолкнувшись от глубокого личного бытийного дна, связанного с собственными проблемами и разочарованиями. Каждый пришел в сопротивление по-своему, резко сделав необратимый шаг и приняв непростое решение. Справедливости ради скажу, зачастую такой шаг делался стихийно, и вряд ли кто-то до конца мог осознавать те последствия для себя, родных и города, к которым это приведет. В основном в феврале-марте 2014 мы не думали о высоких ставках. Многие надеялись на решительную поддержку России, особенно после быстрой победы Русской весны в Крыму и исторического выступления Президента России Путина, где он заверил, что если народ Украины попросит, то Россия готова их защитить. Но что, увы, тогда не случилось, а затянулось на долгих 10 и более лет, вылилось в тяжелую кровопролитную войну, окончание которой пока не просматривается.
Николаевское сопротивление. Митиншг у памятника Героям Ольшанцам
История гораздо длиннее конкретных человеческих жизней и отрезков их земного бытия. Тем не менее, я могу сказать, что большинство своих соратников считаю по-настоящему масштабными личностями, способными участвовать в событиях, сроки разрешения которых могут быть близки (надеюсь), но могут оказаться далеки, и даже мало просматриваемы в перспективе. По большому счету тогда, весной 2014 года, мы стремились защитить свой мир, свои идеи и убеждения от ворвавшихся к нам страшных перемен в стране, обществе, городе. И еще — мы творили свою миссию в том историческом моменте так, как могли, и сделали немало. Дало ли это кому-то какие-то гарантии на будущее? Кто-то потом ушел на фронт защищать Донбасс. Кто-то выжил, а кто-то сложил голову. Кто-то остался в городе и затаился, а кто-то помогал нашим как мог. Среди тех и других немало было брошено в тюрьмы. Одних обменяли, кто-то еще сидит, а иные погибли. Есть и такие, кого находили мертвыми с простреленной головой в лесопосадках и парках города. Но даже те, кто тем или иным образом оказался в России, тоже устроились весьма по-разному. Кто-то, надеюсь, еще послужит родному Николаеву, кто-то не захочет нарушать свое российское благополучие, а кто-то просто умрет в нищете и забвении. Все индивидуально, и тем не менее тогда, в том историческом моменте, мы делали то, что должно. Для кого-то именно эти события весны 2014, в которых онипринималиактивное участие, окажутся главными и наиболее значимыми в жизни, вне зависимости, что было до и после того.
Знаменитый николаевских шар, памятник судостроителям и флотоводцам
Здесь, на большой Родине (или все же в эмиграции?), меня часто спрашивали еще задолго до начала СВО: «Не жалеешь ли ты? Ведь ты потерял бизнес, возможности и множество связей, оторван от матери, детей, друзей и близких. Стоило ли платить за активное участие в Русской весне такую большую цену?» Отвечу однозначно — стоило! Не для себя, конечно. Конкретная личность, ее судьба на тектонических разломах истории порой поднимается до неимоверно значимых высот, а порой та же личность похожа на песчинку в массах песка, которыми играет ветер истории.
Для многострадальной, особенно сегодня, малой Родины, для сотен тысяч николаевцев, которые верили и поддерживали нас, кто как мог, по большому счету мы были выразителями идей и мнений большинства, агрессивно подавляемого в основном пришлым меньшинством, несущим чуждые идеалы «пещерной» ненависти и русофобии, с одновременным болезненным стремлением в «цивилизованную» комфортную Европу, чем, кстати, по сей день грешит определенная часть российской «элиты», либералов и олигархата.
Памятник Святому Николаю Мир Ликийских Чудотворцу, покровителю Николаева.
Сегодня, 3 июля 2023 года, день, когда я окончательно решил все-таки написать эту книгу. На это есть множество причин, главную из которых я уже затронул: рассказать большой России о родном русском городе, его происхождении, появлении и развитии, об истории земель, на которых он был построен. И о Русской весне 2014-го года, всколыхнувшей Николаев и показавшей ему новые лица тех, кто после антигосударственного переворота на Украине, майдана и вандалистского сноса памятника Ленину на площади перед горисполкомом не смог отсиживаться дома, а встал на защиту наших ценностей, убеждений и истории, да и просто правды.
Как я уже говорил, вторая часть книги — это экскурс в историю Николаева. Она, в первую очередь, будет интересна читателям, которые мало знают о городе корабелов. Поскольку я не профессиональный историк, прошу избегать жесткой критики, а просто воспринять историческую часть как канву, без которой повествование будет неполным.
Третья часть книги автобиографическая, поскольку я тесно связан с описываемыми здесь событиями, собственной судьбой, действиями, мыслями и переживаниями, эмигрантской эпопеей и нынешней жизнью в России. К тому же это дает читателю понять, почему именно я, Антон Вячеславович Половенко, взялся за этот труд, не являясь по большому счету ни историком, ни писателем, ни журналистом.
У флага Новороссии. 2016 год. Москва
В целом это три отдельных брошюры, собранных воедино, создающие некую трехмерность. Логику объединения их в книгу я объясняю в тексте неоднократно. Кто-то может прочитать только основную первую часть. Кому-то интересна будет история города во второй части. Кто-то, наконец, захочет узнать об авторе и его жизни и заглянет в третью, а кому-то будет интересно прочесть все от корки и до корки, включая статьи в приложении. И, конечно же, квинтэссенция — заключение, обобщение, выводы, которые перекликаются с предисловием. Эта арка между началом и концом важна. Заключение утверждает, доказанные истины введения и замыкает круг правды.
В приложениях — ряд моих статей, информация по конференции по Одесской советской республике, где я выступил одним из организаторов, а также выдержка из моего интервью, позволяющие дополнить моменты понимания описываемого здесь материала. Надеюсь, книга не только выйдет, но и будет переиздаваться. А в определенный момент собирания земель русских, после освобождения родного города, можно будет показать читателю куда более полную версию ее основной, первой части, рассказать еще и о тех, о ком сейчас вынужден умалчивать и раскрыть подлинную работу тех, о ком рассказано несколько завуалировано. Но и тот объем этого труда, который есть сейчас, позволяет многое оценить и понять.
Пусть книга будет полезна, пробудит интерес и не оставит вас равнодушными. В добрый путь, друзья!
Приобрести полную версию книги "Ольшанцы Русской весны" в печатном варианте вы можете в издательстве "Солон-Пресс" по ссылке https://solon-press.ru/vneserijnaya-literatura/olshancy-russkoj-vesny-v-nikolaeve С радостью жду новых читателей!