Принцип конфессиональной объективности в приложении к межконфессиональным объектам исследования

0
48
Время на чтение 5 минут

Источник: Наука Вера Культура

https://vk.com/wall-97312910_43548?lang=en

Принцип конфессиональной объективности в церковно-исторических исследованиях не является аналогом воцерковленности в духовной жизни, переносимой в сферу академических исследований. Существенным различием здесь будет включение принципов вероучения в объект изучения, но ограничение их применения в отношении личности самого исследователя. То есть научное рассмотрение того или иного сюжета церковной истории должно учитывать конфессиональную трактовку, вестись с учетом конфессионального контекста, но историк при этом не основывает свою позицию на истинности канонов и догматов. Иначе история богословской полемики сама превращается в богословие, а церковная история – в практическую экклезиологию. Одно дело – объяснять решения Первого Вселенского Собора против ариан в контексте богословия отцов-каппадокийцев, другое – признавать их богословие истинным христианским учением, или верить в него, и изучать арианскую трактовку, исходя из соответствующих убеждений. Научное объяснение событий является рациональным, основывающимся на логической интерпретации фактических данных, а не на религиозной вере (конфессиональной интерпретации). Те или иные принципы вероучения можно до известной степени понять, но это не значит их лично принять и усвоить.

Тогда возникает естественный вопрос о выборе доктринальной основы при исследовании сюжетов межконфессиональной истории, таких как церковные разделения, расколы, соглашения. С конфессиональной точки зрения любое сообщество, произвольно отделившееся от первоначального вероисповедания и создавшее свою иерархию, является противозаконным. Соответственно, отрицание прежних догматов и канонов и формулировка новых рассматриваются при конфессионализме как заблуждение. В таком случае нет и самой проблемы выбора доктринальной основы. Однако объективность требует от историка изучения равно исходной доктрины и ее производной, сравнения особенностей первой и второй. Исследуются нормы и практика традиционного вероисповедания, показываются расхождения между ними, накопление «критической массы» недовольства и затем выявляются причины конфессионального разлома, отражение новых ожиданий в формулировках новой доктрины и их осуществление на практике. Такая концепция исследования основывается не на принципе незаконности и обманчивости любого церковного протестантизма, а на признании принципиальной диалектичности, или изменчивости, церковной жизни, ее способности реформироваться и адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям, сохраняя при этом набор неизменных элементов (традицию) и производя новые составляющие.

Чтобы лучше представить, каким образом принцип конфессиональной объективности применим при изучении проблем межконфессиональной истории, возьмем пример Брестской церковной унии. Суть этого феномена заключается в том, что из части Русской Церкви, а именно Киевской митрополии, была создана иерархическая структура, подчиняющая власти римского папы и исповедующая католическое вероучение при сохранении «непротиворечащих» форм традиционной восточно-христианской обрядности. С доктринальной точки зрения, униатская митрополия была частью Католической Церкви, но при этом она оставалась по своим этнокультурным признакам русской («Nationis Ruthanae seu Russae», как говорится в конституции «Magnus Dominus» папы Климента VIII, изданной 23 декабря 1595 г. по случаю заключения унии). Так был реализован замысел распространения католичества в пределах Речи Посполитой без резкой ломки распространенной здесь прежде православной традиции. Связь с Римской Церковью выражалась первоначально только в присяге униатских епископов папе, и тем, что на богослужении перестали поминать патриарха Константинопольского, в каноническом подчинении которому была Киевская митрополия до этого. Осуществлению унии активно содействовал король Речи Посполитой и благоприятствовало то обстоятельство, что представительские органы управления этой шляхетской республики (сенат и посольская изба) в большинстве своем состояли из католиков. Таким образом, рассуждая формально, историю унии следует рассматривать с точки зрения католической доктрины.

Однако необходимо учесть также такой существенный элемент Брестской унии, как сохранение западнорусской церковной традиции (в особенности обрядовой). Обряд не играет в церковной жизни самостоятельной роли, его внешние формы могут варьироваться по регионам, но в них присутствует такая догматическая составляющая, которая остается неизменной по смыслу и по форме. Соответственно, в унии была сторона, свидетельствующая о принадлежности к восточному вероисповеданию, включая пункты, отличающие православие от католичества (славянское богослужение, церковный календарь, храмовое устройство, семейное духовенство). Следовательно, с позиции объективности, в униатской истории нужно рассмотреть и судьбу православной доктрины, выраженной в обрядности и канонических обычаях.

Таким образом, на теоретическом уровне при изучении Брестской унии требуется знание особенностей как католического, так и православного вероучения и обряда. Двойственный конфессиональный характер унии определяет и двойственный к ней доктринальный подход. При этом рассмотрение самой принципиальной возможности сочетания католического вероучения и православной обрядности должно выноситься за рамки научного изучения – это будет уже проблема богословского плана. Уния рассматривается как исторический феномен, поэтому здесь уместен вопрос не о принципиальной совместимости двух доктрин (собственно, предмет конфессиональной полемики), а о фактическом результате такой попытки. То есть данный феномен изучается историком преимущественно с практической стороны.

В исторической перспективе обнаруживается, что на практике уния превратилась в постепенное стирание восточного обряда и уподобление его западному (латинскому) обряду. Процесс этот начался очень скоро после заключения унии и в целом отвечал не только миссионерским целям католического духовенства, но и политическим видам правительства Речи Посполитой, которое было озабочено удержанием восточных областей государства под своим контролем. «Униатская Русь» должна была не только на бумаге, но самим своим обликом и по убеждению отличаться от «схизматической веры Москвы». Поэтому восточную границу Речи Посполитой требовалось укрепить ясно выраженной границей церковной. Конфессиональная объективность определенно указывает на латинизацию унии как на логическое следствие ее появления и основную историческую тенденцию до конца XVIII в. Латинизация проходила не без сопротивления, особенно в виду усилившегося в первой четверти XIX в. перевода униатов в западный обряд. Соответственно, последующее восстановление православной обрядности вело к чисто формальной зависимости униатов от римского папы и католической доктрины. Последнее еще не предопределяло их склонность к переходу в православие, но делало его таким же формальным, как и связь с католичеством. Здесь уже сыграла свою историческую роль личность епископа Иосифа (Семашко). Поскольку униатская митрополия была прежде православной, то и обратный переход в православие следует объективно рассматривать как воссоединение.

Таким представляется объективный подход к феномену межконфессиональной унии, учитывающий особенности вероучения и практики католичества и православия. И на этом примере показывается, что принцип конфессиональной объективности в рассмотрении случаев межконфессионального взаимодействия вовсе не предполагает ориентации только на нормативную систему одной определенной Церкви, а включает доктрины и практики всех участвующих во взаимодействии вероисповеданий. В этом видится его преимущество и методологическая эффективность.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Хотеев
Все статьи Священник Алексий Хотеев
Последние комментарии
О, мощный властелин судьбы…
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.01.2025 12:23
Церковный «собор» в Киеве 1918-1919 годов
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.01.2025 12:01
Преемником Франциска станет антихрист?
Новый комментарий от Александр Волков
25.01.2025 10:51
Митрополит Вениамин: смерти нет!
Новый комментарий от катин
25.01.2025 10:23
«Ликвидация Украины – благо для всех, включая самих украинцев»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
25.01.2025 10:17
Похоже, «чёрный крест» до сих пор висит над Екатеринбургом
Новый комментарий от Александр Волков
25.01.2025 10:16