Опора русской веры и народности в Литовской Руси

0
83
Время на чтение 5 минут

Источник: Наука Вера Культура

https://www.culture.ru/events/268158/vstrecha-stranicy-istorii-knizhnosti-rossii

Общественная жизнь Литовской Руси, то есть территорий современных Белоруссии и Украины, имела одну особенность, которую не знала в своё время Московская Русь. Речь идёт о церковных братствах, получивших широкое распространение в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой во второй половине XVI – начале XVII в. Их значение исключительно велико не только собственно в церковной сфере, но и в этнокультурном отношении. Для Православной Церкви братства выступили защитниками веры, а в общественной жизни – опорой русской национальности.

Зарождение западнорусских братств связано с правом коллективного патроната, или права общин на известных территориях строить храм, избирать священника и следить за состоянием храмового имущества. В древнерусскую эпоху в отдельных городских районах, так называемых «концах», горожане строили церкви, о которых имели общее попечение. В городах Великого княжества Литовского в XVI в. умножились объединения ремесленников («цехи»), ставившие своей целью не только защиту корпоративных интересов в экономической области, но и благотворительность. Эти объединения скоро приобрели и христианскую направленность, стали называться «братствами» по евангельскому образцу. Центром духовной жизни братчиков естественно являлся храм.

XVI в. в западной Европе считается временем конфессиональных споров, связанных с началом протестантизма. Молодые люди из знатных фамилий, учившиеся в университетах Германии, принесли в Польшу и Великое княжество Литовское новые религиозные веяния. Мода на протестантизм охватила не только католическую, но частично и православную шляхту. Вслед за протестантской реформацией пришла и католическая контрреформация. Орден иезуитов, обосновавшийся сначала в Польше (с 1564 г.), а затем в Литовском княжестве (с 1569 г.), ревностно начал возвращать «заблудших овец в единую римскую овчарню». В 1569 г. в результате Люблинского соглашения Польское королевство и Великое княжество Литовское соединились в одно государство ‑ Речь Посполитую. Католическое влияние на землях Литовской Руси усилилось. В 1583 г. при короле Стефане Батории православных попытались централизованно склонить к принятию нового григорианского календаря. Король Сигизмунд III (1587-1632) показал себя ревностным католиком, началась активная пропаганда церковной унии.

В этих обстоятельствах православные братчики стали ставить перед собой разносторонние задачи. Ведь необходимы были меры к защите Православия. В 1586 г. во время посещения Львова Антиохийский патриарх Иоаким дал Львовскому братству первый устав, который стал впоследствии образцом для всех остальных братств. В нем, помимо обычных правил о выборе старейшин, братской кружке, братском суде и взаимной помощи, давались права обличать поступки своих членов, противные закону Христову, даже отлучать их от Церкви, обличать самих епископов. Стало обычным для братства содержать больницу и богадельню для дел милосердия, школу и типографию для дела просвещения. Членами братства теперь могли стать не только жители одного города, но и православные из отдаленных мест, живущие даже в других государствах: епископы, монахи, священники, князья, паны, мещане. В братство вступали иногда целыми приходами. Кроме старейших братств ‑ Львовского и Виленского ‑ учреждаются братства Луцкое, Киевское, Могилевское, Слуцкое, Брестское, Минское, Пинское, Оршанское и др. Каждое братство именовалось по названию храма, при котором было основано. Так, Львовское ‑ в честь Успения Богородицы, Виленское ‑ Святой Троицы, Могилёвское ‑ Богоявления Господня, Слуцкое ‑ Преображения, Брестское ‑ святителя Николая, Минское ‑ апостолов Петра и Павла.

Раз в год после Пасхи, в неделю о Фоме, братчики избирали из своей среды четырех старейшин. Они проводили собрания, представляли братство перед светскими властями, возглавляли братский суд, хранили казну, следили за состоянием имущества и т. д. Каждую неделю после воскресной службы братчики проводили собрания, а если необходимость требовала какой-нибудь чрезвычайной сходки, то по городу обносилось братское знамя. Ежегодно все делали денежные взносы (обычно 6 литовских грошей) или давали определенное количество свечного воска. Священным знаком единства служила огромная, изготовленная из воска, братская свеча. Важной статьёй братского дохода была выручка от продажи книг своей типографии.

Королевская власть долгое время не препятствовала образованию церковных братств, подтверждала их привилегии, одной из которых было право на строительство новых храмов и монастырей. Когда по приказу короля Сигизмунда III и проискам униатов православные храмы стали закрываться, некоторые братства сумели отстоять свою привилегию на постройку новых церквей. Другое важное преимущество заключалось в содержании братской типографии и издании православной литературы, в том числе полемической. Немалое значение имели также братские школы. Из них Киевская коллегия стараниями митрополита Петра Могилы приобрела значение первого центра просвещения не только для православных всей Киевской митрополии, но и Московской Руси.

Латинские и униатские писатели-полемисты против православных, чтобы дискредитировать православные братства, высказали мысль, что братства были видом протестантского влияния в западнорусской Церкви. Будто братства (то есть светские люди ‑ ремесленники и торговцы) покушались на иерархические права епископата. Эта точка зрения получила дальнейшее развитие в старой польской исторической литературе и даже встретила поддержку у некоторых современных исследователей. Дело представляется таким образом, что братское движение своим активным вмешательством в церковные порядки вынудило большую часть епископата Киевской митрополии пойти на церковную унию с Римом. Действительно, братства и вступившая в их ряды православная знать заботились о соблюдении церковного порядка и, особенно, о пристойном поведении духовенства. Последнее было очень неприятно иерархам, привыкшим к бесконтрольности своих поступков. Епископы были выходцами из шляхетского сословия и поэтому усвоили себе многие привычки своевольной шляхты, подпали корысти и тщеславию. Так что усилия братств были направлены на то, чтобы церковная иерархия вместе с иерархическими правами соединяла бы высокий моральный авторитет. Речь шла об обновлении церковной жизни, но никак не в протестантском духе ниспровержения всякого иерархического авторитета и церковных таинств. Необходимым считалось тесное единение иерархии и церковного народа. Как говорится в Постановлении Луцкого братства 1624 г. : «Ни мирские люди без духовных, ни духовные без мирских правильно служить спасению людскому не могут».

Показательно, что именно братства стали активными противниками унии с Римом и защитниками канонического порядка подчинения Киевской митрополии Константинопольскому патриарху. Кроме того, не приняв Брестскую унию (1596 г.), западнорусские братства через своих представителей неоднократно озвучивали на сеймах Речи Посполитой справедливое требование о восстановлении православной епископской иерархии, то есть замене митрополита и владык, перешедших в унию с Римом. Это требование передавалось от лица всего «народа Русского, веры Греческой». Так и слились эти два понятия веры и народности перед лицом наступающего на белорусские и малорусские земли латинства и полонизма. Учреждалась ли каким-нибудь братством школа или типография, неизменно оговаривалась цель – поддерживать и усваивать «науку русскую», то есть православное вероучение, славянский язык и кириллическое книгопечатание. Изданные братствами в Киеве, Львове, Вильне, Могилёве или Орше (Кутейно) азбуки, грамматики и богослужебные книги стали достоянием русской духовной литературы.

И сегодня опыт деятельности западнорусских братств, опыт единения приходских общин и церковной иерархии представляется очень полезным и даже необходимым.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Хотеев
Все статьи Священник Алексий Хотеев
Последние комментарии
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Константин В.
02.03.2025 21:59
Предательство как оружие
Новый комментарий от Владимир С.М.
02.03.2025 20:36
В плане по колонизации Украины чётко прописано
Новый комментарий от Владимир С.М.
02.03.2025 17:30
Как примириться красным и белым патриотам?
Новый комментарий от Zakatov
02.03.2025 17:10
«Приходит новая эпоха – русской идеи»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.03.2025 10:38
Трахтенберг померла. Нам это зачем?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
02.03.2025 09:27