Источник: Русский Вестник
Под занавес 2024 года свой 90-летний юбилей отпраздновала Студия военных художников имени М.Б. Грекова, основанная 29 ноября 1934 года. Тогда в новую мастерскую батальной живописи набирали молодых художников, которые с началом Великой Отечественной войны уходили на фронт вместе с солдатами. В стенах студии рождались самые знаменитые агитационные плакаты: «Отстоим Москву!», «Дойдем до Берлина!», и перекликающийся с ним – «Красной армии – слава!».
Руководивший студией в 40-е годы Николай Жуков присутствовал на Нюрнбергском процессе, делая зарисовки всех сторон.
Большинство панорам и диорам в России создано студийцами, они же проводили реставрацию, например, фактически заново создавая полотно Бородинской панорамы, сгоревшее в 1967 году. После войны коллектив повысил свой уровень закаленными на фронте и усовершенствовавшими мастерство художниками. Тогда и сформировался характер Студии Грекова, превратившейся в один из оплотов военно-патриотического воспитания в стране.
Студия Грекова стала вторым домом для целых династий людей, решивших связать свою жизнь и творчество с военной историей. Среди них Александр и Марат Самсоновы; три поколения Ананьевых: сын Дмитрий, отец Александр и дед Михаил; Федор и Юрий Усыпенко; Николай и Сергей Присекины; художник и военный летчик Владимир Переяславец, его сын – скульптор и педагог Михаил.
Как и Центральный музей Вооруженных сил, сначала студия была сфокусирована на военном пути Красной армии – от революции и Гражданской войны, но во второй половине ХХ столетия художники чаще обращаются ко всей истории: к эпохе Петра I, Ивана Грозного, походу А.В. Суворова – хотя тема Великой Отечественной войны, безусловно, занимает центральное место. В 2022 году было завершено уникальное панно длиной 1945 (!) сантиметров, посвященное Параду Победы, над которым трудились сразу восемь студийцев. Военные художники живут не по вдохновению, а служат – ведь студия является учреждением Министерства обороны РФ. На данный момент в ее стенах работают 36 художников, и ежегодно здесь рождается более 360 произведений живописи, графики и скульптуры. Баталисты не ограничиваются войной: здесь рождаются пейзажи, в том числе архитектурные разных регионов России, а также портреты не только полководцев, но и ученых, писателей и других выдающихся личностей.
Как и их предшественники, сегодня студийцы отражают на холсте новейшую историю – портреты участников и сюжеты специальной военной операции. Они сами стремятся в горячие точки, чтобы затем правдиво и достоверно запечатлеть происходящее, и руководство Студии Грекова поддерживает их в этом. Во время всех военных конфликтов студийцы оказывались рядом с солдатами, говорили с ними, делали зарисовки, и сейчас появляются новые работы на основе накопленного материала. Возвращается и тема войн в Афганистане и Чечне.
Большое внимание в Студии уделяют проведению выставок.
Несколько лет назад была передана в Музей истории ВДВ в Рязани диорама «Высота 776», посвященная 20-летию подвига 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка в Аргунском ущелье в 2000 году. Авторы работы – Илья Лебедев и Дмитрий Ананьев, отец и дед последнего известны как создатели диорам.
Дмитрий Ананьев со скромностью говорит о своей работе, называя отражение истории рутинным делом. При этом он подчеркивает, что грековцы обязаны держать высокую планку: два раза в год проводятся художественно-экспертные советы, учитываются замечания академиков, историков и военных специалистов. Официально Дмитрий Александрович вошел в состав коллектива в 2009 году, но все его детство прошло в студии отца и деда, и, начав рисовать в раннем возрасте, он не сомневался в своем выборе. Глядя на образцы оружия и военного снаряжения, собранные у дедушки, или огромные кисти для расписывания диорам, Д.А. Ананьев всецело проникался семейным ремеслом. Так он принял на себя ответственность и перед коллегами по студии, и перед своим родом, тем более особые тонкости диорамного искусства, ставшие достоянием Ананьевых-старших, перешли по наследству к нему.
«Они вложили в меня очень много. Базовые технические понятия, вроде работы с палитрой, я осваивал в механическом режиме, и буквально каждая моя работа разбиралась на семейном художественном совете, так что проблем при поступлении в институт или с обучением у меня не возникало. Можно сказать, отец с детства был моим главным учителем. Митрофан Греков, без которого бы не было нашей студии, завещал, что художник должен понюхать пороха и отражать актуальные события, что он и делал во время Гражданской войны. Надо следовать этому, но параллельно с поездками на фронт искать дополнительный смысл. Когда видишь там и начинаешь писать бойца, который привлечет твое внимание, понимаешь, что он на самом деле уже этого достоин. Вот в расположение какого-нибудь ремонтного батальона километров за сто от линии фронта заходит художник в форме с этюдником, и военным сначала непонятно, зачем он там. Но территория закрытая – значит, не просто так. Потом вдруг приходит осознание, что он приехал рисовать их, потому что они уже стали частью истории! Это определенная магия! Другая работа состоит в поиске аналогий, ведь исторические картины по-прежнему актуальны: они показывают современным бойцам преемственность в многовековом деле защиты Родины», – поделился Дмитрий Ананьев.
Теперь он сам работает в студии своего деда, а собрание артефактов пополняется уже его стараниями предметами из Сталинграда, Брестской крепости или Саур-Могилы. Среди работ, созданных в результате командировок в зону СВО, привлекли внимание портреты бурятских штурмовиков, встреченных в Запорожской области в начале 2024 года. Пулеметчик Очир погиб через два месяца после этой встречи, и художник передал свою работу отцу штурмовика. При этом Д.А. Ананьев с восторгом говорит о несокрушимости бурят, буддистская вера которых воспитывает в них особое отношение к смерти, лишенное всякой рефлексии.
Создаются и картины, показывающие быт современной Российской армии – некоторые в скором времени пополнят экспозицию нового зала в Центральном музее Вооруженных сил. Впрочем, и в самой студии, глядя на макеты русских военных кораблей, копию барельефа по Отечественной войне 1812 года, картину Н.В. Овечкина, пробитую пулей в Белом доме, или бюсты Петра Великого, можно подумать, что попадаешь в музей. Здесь же проходит полный цикл создания скульптуры – от пластилина или глиняного макета до гипса или бронзы. В диорамном зале художник имеет возможность в процессе работы развернуть полотно больших размеров и увидеть его с расстояния. Здесь в 2010 году Павел Рыженко при участии Александра Самсонова создал огромное полотно «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе». Это был его грандиозный персональный проект 32 метра в длину и 6 в высоту, который незаслуженно долго пролежал в запасниках, но, наконец, решением митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова) обретает свое место в музейно-храмовом комплексе «Новый Херсонес».
Из молодых баталистов, чаще всего бывающих на фронте, Егора Смирнова называют рекордсменом, отмечая его бесстрашие: он ездил в командировки и по собственной инициативе, на свой страх и риск добираясь до передней линии, попадал под обстрел. Награжден медалью участника СВО. Как трофей, хранит он осколок, попадание которого могло бы стоить ему жизни. Окончив Московский государственный институт имени В.И. Сурикова, он уже более десяти лет работает в студии имени Грекова, принадлежность к коллективу которой называет большой ответственностью, прежде всего, из-за старшего поколения мастеров, перед которым нельзя сфальшивить. В то же время не скрывает гордости при разговоре о традициях студии, ее высоких стандартах и тщательном отборе в ряды военных художников, а также о непрерывной связи поколений, накладывающей некий ценностный отпечаток на всех грековцев. Гены художника передались ему от обоих родителей и прадеда – художника Григория Михайловича Бобровского, который окончил Императорскую академию художеств, учился у И.Е. Репина, а затем и сам преподавал в Петербурге. Он умер в 1942 году в студии в блокадном Ленинграде от истощения, поэтому тема Великой Отечественной войны всегда была для его правнука очень личной, а художественное отражение войны – естественным выбором. С февраля 2022 года он бывал в зоне СВО больше десяти раз и собирается снова. Также Егор Анатольевич предпочитает работать с темой Великой Отечественный войны, в масштабе которой он видит великое переплетение судеб и глобальных событий, повлиявших на историю всего человечества.
«После 22 февраля весь коллектив студии написал заявления о желании ехать на фронт, и понеслось. Сначала, конечно, на нас смотрят с недоумением, вроде: дружище, чего ты тут забыл? Тут вообще-то стреляют. Но позже понимают и проникаются. И ты сам в процессе начинаешь лучше понимать картины грековцев первого поколения, которые застали Великую Отечественную войну. Там открывается очень много неуловимых деталей, которые ты можешь схватить только на фронте, когда ты с этими ребятами делишь один окоп, когда бежишь в грязных ботинках по колено в воде. Рисуя с фотографии в теплой мастерской, ты не можешь ни прочувствовать, ни передать это. Когда уже побывал там, смотришь на картины старых грековцев и видишь, что везде все то же самое: меняются технологии, но человек на войне остается – все те же мужики с оружием и яростью в глазах стоят на тех же позициях. И в 1812 году те же мужики были, и даже окопы с ржавыми касками попадаются с прошлых войн. А где и оружие из прошлого возвращается! Вот якуты – ребятки очень меткие, и бывает, что они пользуются «мосинками» еще царского образца, как снайперскими винтовками: они точные и безотказные. Еще в 2022 году ездили мы под Лисичанск, где шли жесточайшие бои. Картина “Перед боем” появилась из набросков и эскизов, сделанных там, когда я возвращался с передовой. Боец отвел меня к своим сослуживцам; жили сначала в пункте временного размещения в разбитом доме, а потом выехали за Лисичанск, где я запомнил самый первый въездной блокпост перед городом. Он постоянно обстреливался, и ребята приладили там дверь от пораженного бронеавтомобиля «Казак» как дополнительную защиту. Увиденное стало отдельной работой “На блокпосту”. А герой первой картины, командир с позывным Рамзес, погиб через полгода в бою, и я чудом через телевизионщиков познакомился с мамой бойца и передал ей картину. Вот теперь, как Художественный совет прошел, планирую снова туда сгонять, собрать материал: периодически так ездим – не от студии», – делится Егор Смирнов.
Чаще обращается к более далекому прошлому любимый ученик П.В. Рыженко Сергей Трошин: его дипломной работой в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова стала картина «Вступление Русской армии в Париж 31 марта 1814 г.», и с тех пор он не раз возвращался к эпохе наполеоновских войн. В Студию имени Грекова он пришел на последнем курсе, вслед за своим учителем, и уже более 15 лет работает в ее коллективе. Именно глубина погружения П.В. Рыженко в историю России, масштаб его работ и преданность царской теме оказали на С.Н. Трошина определяющее влияние. История Куликовской битвы и преподобного Сергия Радонежского, к которым обращался Павел Владимирович, стали важными столпами и для его ученика. Влияние личности преподобного Сергия на это переломное событие, духовная трансформация русских людей после боя, которую нередко называют рождением нации, он считает одной из главных вех нашей истории. Вместе с тем, как истинный грековец, он не может не реагировать на ключевые события современности. По убеждению С.Н. Трошина, настоящий художник не может жить в разрыве с реальностью, поэтому для него показательно, что в действующую армию выезжал не только В.В. Верещагин, но и пейзажист В.Д. Поленов. Сергей Николаевич находит преемство последнего противостояния не только с ХХ веком.
«Недавно писал по Ледовому побоищу и, погружаясь в эту историю, думаю: “И с запада давят, и татаро-монголы давят, и внутренние враги – во все века Россию старались растерзать”. А ведь те же самые вызовы, будто думаешь про сегодняшний день. Важно обращаться к подвигам наших предков в разные периоды, тем более мы часто сталкиваемся с фальсификацией истории, с попытками вычеркнуть эти подвиги. Также и при работе в расположении армии нужно быть правдивым и честно передавать на холст то, что видишь. Как правило, чем мощнее твои собственные впечатления, чем сильнее эмоция, тем лучше потом это доходит до зрителя. И только со временем мы сможем оценить, насколько правдиво нам удалось это сделать; сейчас просто нужно как можно лучше выполнять свою работу. Эмоции важны и при обращении к истории: когда в 1996 году П.В. Рыженко писал свою “Калку” с казнью русских князей, он вложил в сюжет свои переживания от Первой чеченской войны, поэтому картина вышла такой живой и цепляющей зрителя. Что касается принадлежности к Студии имени Грекова, то, мне кажется, здесь нет случайных людей: здесь оказываются близкие по духу художники, любящие нашу военную историю. Благодаря художественным советам и неразрывной связи поколений мы здесь имеем мостик передачи опыта и традиций, которых у Студии в изобилии, и очень интересно постепенно к этому багажу приобщаться и перенимать этот опыт».
В 90-летний юбилей Студию военных художников имени Б.М. Грекова возглавляет Почетный член Российской академии художеств Татьяна Александровна Самарская, которая поделилась своими ощущениями от принадлежности к этому уникальному коллективу: «Это, действительно, феноменальная ответственность, потому что в истории студии я первая женщина-руководитель и невоенный человек. Я работаю с потрясающим творческим коллективом живописцев, скульпторов, графиков, и на мне колоссальный груз ответственности. У нас собственное производство, а там свой коллектив – инженеры, обработчики, литейщики, другие технические специалисты, в том числе узкого профиля, которых уже нигде не готовят. Кажется, что еще далеко до столетия, а, на самом деле, он не за горами, и хотелось бы, чтобы к такому юбилею наша студия была готова. Впереди много планов: скульптурные проекты в парке «Патриот», памятники в КНДР, недавно открыли в Монголии, интересные перспективы выставочной деятельности в Китае, т. е. расширяется международное сотрудничество, несмотря на политическую ситуацию и недавние ограничения из-за пандемии. Поэтому это и большой труд, и одновременно праздник.
Подготовил Филипп ЛЕБЕДЬ