Фото: Луганский Информационный Центр
О чудесах, сложностях и буднях стройки Луганского храма в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины в новом медийном проекте ЛуганскИнформЦентра «Новомученики земли Луганской» рассказывает клирик прихода, пресс-секретарь митрополита Луганского и Алчевского, руководитель пресс-службы Луганской епархии протоиерей Николай Шкондин.
ПОДСМОТРЕТЬ ИДЕЮ
Идея строительства родилась совершенно спонтанно. А, честнее будет сказать, я ее просто подсмотрел… Увидел во дворе одного нашего городского храма нагроможденные фундаментные блоки, на них были написаны имена людей, скорее всего жертвователей, вот я и подумал, а чем мы хуже?
На территории нашего двора еще с начала 2000-х пустовал большой по площади фундамент. Его заложили, как говорится, «на перспективу». Вот это время и пришло. У нас давно стояла проблема в отсутствии бытовых помещений: класса для воскресной школы, трапезной, актового зала. Конечно, пугало военное положение, нестабильное положение в обществе, сложное финансовое положение — нужно учитывать, это был 2017 год. Но, как говорит апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Я подошел с предложением начать стройку к настоятелю, он испросил благословения у тогда еще правящего архиерея митрополита Митрофана, ну и, как говорится, понеслось…
ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПРОРАБ
Строительная техника, рабочие, да и вообще движение во дворе храма вызвало бурный интерес не только у прихожан, но и простых прохожих. Каждый интересовался, спрашивал, даже давали советы, что ни на есть «по существу».
Наш храм очень тесно сотрудничает с Луганским архитектурно-строительным колледжем имени Шеремета. Я пришел за советом к тогдашнему директору Ольге Тимофеевне Ходыревой. Она посоветовала мне прораба. Прорабом оказался обычный парень Володя, он настолько со временем проникся этой стройкой, что мне казалось, стал частью нашей приходской семьи. Конечно, большая техническая часть легла на его плечи. И он с этим справлялся.
ИМЕНА ЖЕРТВОВАТЕЛЕЙ
Фото из архива протоиерея Николая Шкондина
Подправили фундамент, расчистили территорию и начали поднимать стены. Сразу же на шлакоблоках, которыми заставили весь двор, начали писать имена жертвователей. Это старая добрая традиция — в храмах, где строится церковь, собирают деньги «на кирпичики». Человек жертвует финансовые средства и на одном из кирпичей пишут его имя. Вот и мы так же сделали и не ошиблись. Эти имена останавливали взгляд людей, проходящих мимо. Все останавливались, расспрашивали. Дошло до того, что каменщики, работающие на стройке, собирали у людей записки и передавали их на свечную лавку. Интерес у людей был очень высок.
Вот так потихоньку начали возводить стены. Конечно, на те деньги, которые жертвовали прихожане, и с «кирпичиков» много не построишь. Кто сталкивался со строительством, а особенно строительством храма, меня поймет. Пришлось искать, как говорится, иностранный капитал. Ходил по окрестным городам и весям, оббивал пороги, стучал в двери… Очень часто эти двери либо вообще не открывали, либо за ними меня встречали не очень заинтересованные люди. Но дорогу осилит идущий.
МОЛИТВА ПО СОГЛАШЕНИЮ
Очень важно, что с началом строительства мы всем приходом начали совместно молиться о благополучии этой стройки. Что называется, «молитва по соглашению». Ведь в Евангелии мы читаем: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19–20), а в другом месте мы читаем: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9-10). Вот и мы, воодушевившись словами из священного Писания, начали наше общее дело с молитвы.
И вы знаете, результат не заставил себя долго ждать… Чудеса происходили буквально каждый день. Находились люди, складывались обстоятельства. Только нужно трудиться, просить у Бога помощи, не отчаиваться и делать все, что от тебя зависит. Цели всегда нужно ставить выше своих возможностей. А, как говорит наш владыка Пантелеимон, у Бога нет других рук, кроме наших. Вот Он и будет нашими грешными руками Сам строить Свой дом.
Так год за годом, от лета к зиме продвигалась наша стройка. Менялись люди, в голову приходили новые идеи, что-то получалось реализовать, обо что-то спотыкались и падали, разбивая колени. Уехал мой Вовка прораб искать себе лучшей жизни на «большой земле», но Господь не оставил. Пришло время устанавливать крышу, и появился новый добрый человек — Женя. Не могу сказать, что он сегодня стоит в очереди к причастию, но для него строительство храма стало личным делом.
СЕРГЕЙ И САША
Фото из архива протоиерея Николая Шкондина
Так вот, крыша. Тут возникли проблемы. Кто, как, из чего, какого вида… Вопросов было больше, чем ответов, возникали они скорее, чем получалось отвечать на прошлые. Откровенно говоря, мастеров-то сегодня толковых не найдешь. Все они, когда приходят, клянутся, что своими руками строили Спасскую башню Московского кремля, а на деле не всегда четвертый кирпич, положенный на третий, удерживался на своем месте. Но только милостью Божией нам очень везло.
Каменщики — Сергей и Саша. Эти люди не просто перетаскали своими руками тысячи штук шлакоблока, а они этими же руками шлакоблок этот сложили так, что стены практически не нужно было штукатурить… Кровельщики — Сашка со своей бригадой. Я наблюдал за их подвигом, а это именно подвиг, когда они лазали по конструкциям крыши, как обезьяны, то срываясь, то удерживаясь на них. Этот Саша, как известно, у строителей свой определенный слог и манера общения, меня это всегда забавляет, в разговоре со мной борется со своими страстями. Человек, если хотите, прикасаясь к святыне, сам того не понимая, делает дело спасения своей души. Он привык разговаривать с употреблением нецензурной лексики, но мое присутствие как священника, его нахождение на территории храма, всегда заставляет его подбирать «иные» слова. Это всегда так мило звучит и даже немного забавляет. Володька «водяной», так мы его прозвали между собою, это человек, который в храме сделал и делает по сегодняшний день так, чтобы работало отопление, и вода текла не просто так, а так, как нужно нам. И многие-многие другие люди, о которых может быть забыл или не вспомнил, или они остались просто незамеченными… Все они подходят к делу строительства храма с понятием «кто, если не мы». И за это всем им я от всей души благодарен.
УДИВИТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ
Сказал о чудесах. Вспомнился сейчас один удивительный случай. Начинали конструировать крышу. Мало того, что не понятно было, как это делать, так еще и не хватало финансовых средств. Мне посчитали смету, я увидел количество нулей после единицы и «ушел в себя». Долго я там находился, несколько дней, наверное. Потом, одним летним днем, сидя на лавке во дворе храма, я увидел заехавший на территорию очень подержанный автомобиль, из него вышел такой же «подержанный» человек, абсолютно простого вида, просто одет и просто причесан. «Что такой грустный, батюшка? — спросил он у меня — Какие проблемы со стройкой?» Я ему поведал о положении дел, посетовал на нехватку средств и рассказал о том, что могу ждать только чуда. Он спросил, сколько нужно денег, я назвал ему конкретную сумму, обозначенную мне кровельщиками, он пожелал мне удачи, ну, как это обычно и бывает и, прыгнув в свой подержанный автомобиль, уехал восвояси. Закончив свой дежурный день, я уехал домой. Утром меня в притворе встретила свечница. «Не встретились? — спросила она — Только что ушел. Ну, вот, передал пакет…» У меня в руках оказался потертый целлофановый пакет, в который была завернута грубо скомканная бумага. Развернув сверток, я обнаружил там ровно то количество денег, которое было необходимо мне для крыши — сумма была не круглой. Человек это был или ангел, я не знаю. Знаю только, что чудеса случаются, нужно только позволить им случиться!
ОТДЕЛЬНАЯ ПЬЕСА
Фото из архива протоиерея Николая Шкондина
А вот еще одно всплыло в памяти… Устанавливали купол. Купол — это, конечно, вообще отдельная история, даже, наверное, отдельная пьеса. Собирал его Толик. Этот Толик был не просто Толиком, а каким-то профессором в технической части наук. Так что купол у нас на храме стоит профессорский. Так вот, этот Толик собрал купол своими руками, сам, не зная того, как это делается. Мастеров, как уже сказали, сегодня у нас не сыщешь, а купола вообще не каждый день на храмы воздвигают. Мы с Толиком, что ни на есть, изобретали велосипед. Но ничего, с Божией помощью все удалось.
Изобрести-то изобрели, а вот как его на крышу поднять, подумать забыли. Тут близился престольный праздник нашего прихода — день памяти Киприана и Иустины, настоятель пригласил архиерея на торжество, а владыка возьми да и скажи: «У вас там уже купол готов. Приеду — будем крест на него ставить!». Мама дорогая, купол-то готов и крест привезли, а как его на крышу поднять… Хоть сам по лестнице затаскивать. Думали, искали, все вышки, все краны в городе пересмотрели — ничего не подходит. До престола оставалось несколько дней. Мы с Женей уже, откровенно говоря, просто отчаялись. Я за неисполнение архиерейского благословения начал собираться в Тмутаракань, Женя — подыскивать бригады строителей в том районе.
Вечером, разъезжаясь по домам, рассказал мне Женя, на перекресте он встретил такой кран, который мы искали несколько недель. Нарушив все возможные и несуществующие еще ПДД, этот кран был остановлен. Водитель оказался из Таганрога, и чисто случайно он ехал через Луганск восстанавливать разрушенную инфраструктуру Северодонецка. Вот таким чудным образом мы поднимали купол. Этот паренек, водитель крана, потом восторгался: «Я как домой приеду, я маме расскажу, я купол на храм поднимал!». Дивны дела Твои, Господи!
ДЕСНИЦА ГОСПОДНЯ
Вот так потихоньку удалось свершить все грандиозные работы. Трудиться, конечно, еще очень много, работать есть над чем. Но в этом и весь интерес. На сегодняшний день мы занимаемся уже отделочными работами. Поставили окошки, электрику проводим. Володька, кстати, электрик наш, когда слышит, что я, ругаясь на кого-то, называю их жуликами, сам боится не попасть в их число. Он человек набожный, старается сделать все добросовестно, ходит за другими строителями и вносит свои коррективы. Просит меня всегда, что бы я его в жулики не записывал.
Я очень благодарен Господу за то, что Он позволил мне строить Его дом, за тех людей, которых Он мне дает в это деле. А особенно за тот бесценный жизненный опыт, который мы все вместе получаем, трудясь на ниве Христовой. Меня всегда воодушевляют слова преподобного Серафима Саровского: «Десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь».