Вторая половина декабря — время предновогодних корпоративов и записи новогодних концертов. В декабре 2023 года отгремела скандалом "голая вечеринка", и многим деятелям шоу-бизнеса на её примере показали пагубность разгульной тусовки во время войны. На федеральные каналы во время записи новогодних огоньков стали приглашать участников боевых действий, и это стало признаком изменившихся приоритетов.
Но отойдём от столичной мирной жизни и мирной жизни большинства городов и сёл нашей страны — новогодний праздник важен и для бойцов непосредственно в зоне СВО. Речь нисколько не о многолюдных отмечаниях, поскольку концентрация людей — главный фактор, вызывающий вражеские прилёты. Речь о том, что для бойцов важно "сменить картинку", ощутить что-то положительно необычное в преддверии Нового года.
Как очень дальняя аналогия вспоминается известный советский мультфильм про Простоквашино, когда мама мальчика — главного героя — дошла до деревни на лыжах и спела для своей семьи под Новый год после заблаговременной записи её выступления для новогоднего огонька.
В зоне СВО артистам не нужно самим доходить до заброшенных деревень, точнее, полуразрушенных населённых пунктов непосредственно на передовой. Тыловые располаги с бойцами на отдыхе по ротации и военные госпитали с легкоранеными находятся во вполне безопасных и достижимых для артистов местах. Типично это райцентр одного из регионов СВО, городской район или пригород Донецка, Луганска или Мелитополя.
Многие артисты выступали и продолжают выступать для бойцов на СВО. Часто это происходит непублично из соображений безопасности, с редким "просачиванием" в прессу. Объективная секретность таких мероприятий всё же требует периодического напоминания о важности присутствия артистов на СВО. Предстоящие новогодние праздники и рождественские каникулы как раз являются достойным поводом для такого напоминания.
Главная особенность выступления близко к передовой — маленькие помещения на десять-двадцать человек (для недопущения концентрации людей), часто подвальные, с минимумом освещения (для маскировки), не всегда отапливаемые. За день приходится объезжать сразу несколько располаг и, соответственно, давать подряд несколько концертов, с большой нагрузкой на голос артиста.
Другая особенность (точнее, трудность) для артиста заключается в выходе из зоны комфорта и особом репертуаре. Попса, яркие сценические костюмы бойцам с передовой точно не "заходят". Группу музыкантов и подтанцовку никто по близким к передовой тылам возить не позволит. Маленькие помещения требуют петь вживую под очень простой аккомпанемент. Репертуар должен "заходить" бойцам в душу, быть военной направленности.
Ещё одну особенность концертам придают скупые солдатские "застолья" (это слово не случайно в кавычках), поскольку гостеприимство требует пригласить артиста к скромному столу, и именно за приёмом пищи после концерта происходит диалог. Перловка или гречка с тушёнкой или в виде супа, очень сытные, лук и чеснок, нарезка овощей и колбасы, скромные печенье-пряники из глубинки, чай-кофе безо всяких излишеств, никакого алкоголя.
Выражаем благодарность Зинуру Миналиеву, автору и исполнителю военных песен под гитару, что поделился своим опытом выступлений перед нашими бойцами. Зинур выступает более 30 лет, начиная с Афганистана, через две чеченские и уже много раз в регионах СВО. У него шесть авторских альбомов военных песен, исполняет он и песни других авторов.
Зинур Миналиев этим декабрём выступил перед несколькими подразделениями в пригородах Донецка. Одна из его лучших песен прозвучала в документальном фильме об участниках СВО "Из Сибири по зову сердца", удостоенном специального приза Ялтинского телекинофорума и премьерного показа в московском кинотеатре "Победа".
Фото: Станислав Красильников/ТАСС. Концерт Юлии Чичериной для бойцов Центрального военного округа в зоне проведения СВО.