Кирилло-мефодиевская традиция как геополитический инструмент Католической акции по окатоличиванию славян (1930-е гг.)

Часть 1

0
37
Время на чтение 9 минут

Источник: Наука Вера Культура

https://www.quovadisecclesia.com/sto-znaci-klerikalizam/

2 сентября 1932 г. начал работу IV Католический конгресс католических студентов и сеньоров (выпускников), «конгресс славянской католической интеллигенции». До настоящего момента было проведено три конгресса католической интеллигенции – Кракове, Любляне и Братиславе, Загребский конгресс – четвёртый по счету. Все подобные конгрессы проводились в рамках реализации программы Католической акции.

IV Загребский Конгресс проводился под патронатом Загребского митрополита Анте Бауэра и носил славянский характер: помимо Загреба, прибыли участники из Кракова, Любляны и Братиславы, были также и украинские представители.

Местными организаторами конгресса выступили хорватские католические организации  учащихся и сеньоров. Загребские организации представляли Югославянская католическая ученическая лига, Хорватский академический клуб «Домагой», сеньорат (старейшинство) «Домагоя» и др. От Югославии присутствовали словенские представители.

Открытие конгресса проходило в максимально торжественной атмосфере, на открытии его работы присутствовали представители хорватского бана, армии, городские власти, представители высших университетских и церковных властей. Сам папа прислал приветственную телеграмму.

Однако наиболее примечательно то, что на ни на открытии, ни на работе конгресса абсолютно не было обычных граждан – аудитории, для которой, собственно, казалось бы, его работа предназначалась. Высшие представители церковных, гражданских и военных властей присутствовали, граждане – нет. Отметим, что относительно общего числа католиков в Югославии статистика на 1932 г. показывала, что их 5 607 212 чел., из них в Загребской архиепископии 1 661 668 чел.[1]

Председателем конгресса был секретарь и глава Католической акции загребский адвокат Степан Маркулин.

Цель конгресса заключалась в том, чтобы представители славянских католических академических обществ и их выпускники обменялись мнениями об актуальных вопросах культурной жизни и таким образом способствовать знакомству, сближению и сотрудничеству славянских католических народов. Эти народы, как утверждала загребская газета правашско-клерикального толка «Hrvatska straža», «имеют между собой много общего: ту же веру, схожие культурные традиции, схожие исторические судьбы и географическое положение, которое делает их посредниками между европейским западом, к которому они принадлежат, и востоком, с которым они соприкасаются», «истинная и самая прочная связь между этими народами – духовное родство, которое основано на совместной принадлежности к католической Церкви. И именно в углублении их связей славянские католические сеньоры и представители академических кругов видят главную задачу своих конгрессов: вырабатывать на них чувство славянской солидарности с помощью культурно-религиозного сотрудничества»[2].

Задача, которую поставила славянская католическая интеллигенция, – сформировать духовное единство славянских католических народов, являлась по своей сути геополитической, носила «имманентно европейский» и, более того, «мировой характер», поскольку «европейский и славянский восток находится под ударом самого сильного движения, которое только знает мировая история». Эта угроза, это движение исходят от России, «это движение из России стремится завести все человечество в чистый материализм и атеизм». Соответственно, задача конгресса и ставилась как «работать в направлении выработки позитивной христианской культуры у славянских народов», что в геостратегическом смысле виделось как «создание оборонительного славянского католического рубежа», «акцентирование примата духовного над бесстыдным материализмом», как борьбу христианства против атеизма, противопоставление «плодотворной благородной христианской мысли против нивелированного, безродного большевистского интернационализма», «идеи братского сотрудничества сословий и народов против насильственной гегемонии отдельных классов, рас и народов». В современных условиях «католическое обновление» называлось «самой надежной связью и гарантией согласия и единства славянских католических народов»[3].

Работа конгресса, исходя из фокуса внимания Католической акции по всему миру, как о том свидетельствует энциклика Пия XI «Quadragesimo anno» (1931), была посвящена двум основным вопросам: социально-экономическому и проблеме национализма[4]. Энциклика служила основой социальной деятельности католической церкви, это был своеобразный ответ-антитеза Римской курии на «Капитал» Карла Маркса:  «Quadragesimo anno», «принимая во внимание  русскую революцию» и укрепление «власти большевиков в России», была призвана смягчить классовую напряженность, «чтобы избежать участи, уготованной православной церкви победой марксистских идей»[5]Докладчикам конгресса предстояло опровергнуть ключевые тезисы марксисткой теории, критикующей буржуазию, при этом самим раскритиковать эту же буржуазию, объективно вставая на третий – фашистский – путь, объявляя корпоративную систему единственным выходом из накопившихся социальных проблем.

Первым докладчиком на конгрессе выступил Франц Терсеглав – видный словенский публицист, автор книги «Святая Россия», которая вышла на хорватском языке. Вторым выступил о.Бонифаций Перович с весьма важным докладом о социальной деятельности церкви, в духе папской энциклики «Quadragesimo anno». Доклад Перовича, изучавшего социальный вопрос в Германии, Франции, Бельгии и Голландии и защитивший докторскую диссертацию в Париже, содержал весьма важный тезис о том, что социальная среда является важнейшим воспитательным фактором, поэтому воспитательные акции следует расширить на все социальное окружение, особенно на социальные институции. Таким образом должна формироваться единая социальная среда, т.е. идентичный религиозный, моральный, интеллектуальный, экономический и даже физический менталитет. Необходимо создавать сословно-классовые организации, для рабочих и работодателей, эти организации должны стать лучшей школой и гарантией христианских профсоюзов. Перович утверждал, что в качестве «основы для реформы мы должны принять «сердечное сотрудничество профессий», т.е. корпоративное устройство экономической жизни. Для этой системы необходимо подготовить сословные организации как рабочих, так и работодателей[6].

После завершения работы конгресса «Hrvatska straža» 6 сентября извещала о завершении работы конгресса, отмечая, прежде всего, вклад организаторов и участников не только в развитие хорватской Католической акции, но и всей католической церкви среди хорватов. Представители католической ученической омладины, организованные в Католической акции, и их сеньоры, отличились «той же сердечностью, отзывчивостью и любовью». Однако особенно подчеркивался следующий момент. Представители католической интеллигенции братских славянских народов, «северные братья-католики», «горячо приветствовали хорватских католиков и вообще представителей всего хорватства». «Загребский конгресс показал силу хорватского католицизма. Католическую солидарность с поляками, чехами и словаками». Принятая в результате работы конгресса программа «являет собой проект обучения и работы для всех славянских католических народов»[7]. Поскольку на конгрессе все национальные проблемы были проанализированы с позиции христианского универсализма, то и значение хорватов в славянской геополитической системе координат было определено согласно универсальному католицизму. Как отметил проф. Гавро Костелник в своем докладе «О католицизме и национальной идеи славян», «католическая религия наднациональна. Однако из этого не вытекает, что она ликвидирует национализм. Жизнь всюду развивается на контрастах, поэтому и национализм, чтобы остаться здравым и  плодотворным, ищет свои контрасты в качестве дополнения. Самым прекрасным контрастом является христианская религия»[8].

Продолжение следует…


[1] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 612.

[2] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 612.

[3] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.

[4] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.

[5] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.

[6] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.

[7] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.

[8] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Игоревна Филимонова
Все статьи Анна Игоревна Филимонова
Последние комментарии
Оскорбление Санкт-Петербурга и петербуржцев
Новый комментарий от Сергей из НН
14.02.2025 07:21
Сотруднику РНЛ Павлу Тихомирову – 55 лет!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.02.2025 07:18
Человек состоит из Памяти…
Новый комментарий от Черепов Александр
14.02.2025 05:51
Переговоры будут вестись не по телефону
Новый комментарий от Человек
13.02.2025 20:41
«Гражданская война» в Интернете и христианское отношение к истории
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
13.02.2025 20:02