https://www.quovadisecclesia.com/sto-znaci-klerikalizam/
2 сентября 1932 г. начал работу IV Католический конгресс католических студентов и сеньоров (выпускников), «конгресс славянской католической интеллигенции». До настоящего момента было проведено три конгресса католической интеллигенции – Кракове, Любляне и Братиславе, Загребский конгресс – четвёртый по счету. Все подобные конгрессы проводились в рамках реализации программы Католической акции.
IV Загребский Конгресс проводился под патронатом Загребского митрополита Анте Бауэра и носил славянский характер: помимо Загреба, прибыли участники из Кракова, Любляны и Братиславы, были также и украинские представители.
Местными организаторами конгресса выступили хорватские католические организации учащихся и сеньоров. Загребские организации представляли Югославянская католическая ученическая лига, Хорватский академический клуб «Домагой», сеньорат (старейшинство) «Домагоя» и др. От Югославии присутствовали словенские представители.
Открытие конгресса проходило в максимально торжественной атмосфере, на открытии его работы присутствовали представители хорватского бана, армии, городские власти, представители высших университетских и церковных властей. Сам папа прислал приветственную телеграмму.
Однако наиболее примечательно то, что на ни на открытии, ни на работе конгресса абсолютно не было обычных граждан – аудитории, для которой, собственно, казалось бы, его работа предназначалась. Высшие представители церковных, гражданских и военных властей присутствовали, граждане – нет. Отметим, что относительно общего числа католиков в Югославии статистика на 1932 г. показывала, что их 5 607 212 чел., из них в Загребской архиепископии 1 661 668 чел.[1]
Председателем конгресса был секретарь и глава Католической акции загребский адвокат Степан Маркулин.
Цель конгресса заключалась в том, чтобы представители славянских католических академических обществ и их выпускники обменялись мнениями об актуальных вопросах культурной жизни и таким образом способствовать знакомству, сближению и сотрудничеству славянских католических народов. Эти народы, как утверждала загребская газета правашско-клерикального толка «Hrvatska straža», «имеют между собой много общего: ту же веру, схожие культурные традиции, схожие исторические судьбы и географическое положение, которое делает их посредниками между европейским западом, к которому они принадлежат, и востоком, с которым они соприкасаются», «истинная и самая прочная связь между этими народами – духовное родство, которое основано на совместной принадлежности к католической Церкви. И именно в углублении их связей славянские католические сеньоры и представители академических кругов видят главную задачу своих конгрессов: вырабатывать на них чувство славянской солидарности с помощью культурно-религиозного сотрудничества»[2].
Задача, которую поставила славянская католическая интеллигенция, – сформировать духовное единство славянских католических народов, являлась по своей сути геополитической, носила «имманентно европейский» и, более того, «мировой характер», поскольку «европейский и славянский восток находится под ударом самого сильного движения, которое только знает мировая история». Эта угроза, это движение исходят от России, «это движение из России стремится завести все человечество в чистый материализм и атеизм». Соответственно, задача конгресса и ставилась как «работать в направлении выработки позитивной христианской культуры у славянских народов», что в геостратегическом смысле виделось как «создание оборонительного славянского католического рубежа», «акцентирование примата духовного над бесстыдным материализмом», как борьбу христианства против атеизма, противопоставление «плодотворной благородной христианской мысли против нивелированного, безродного большевистского интернационализма», «идеи братского сотрудничества сословий и народов против насильственной гегемонии отдельных классов, рас и народов». В современных условиях «католическое обновление» называлось «самой надежной связью и гарантией согласия и единства славянских католических народов»[3].
Работа конгресса, исходя из фокуса внимания Католической акции по всему миру, как о том свидетельствует энциклика Пия XI «Quadragesimo anno» (1931), была посвящена двум основным вопросам: социально-экономическому и проблеме национализма[4]. Энциклика служила основой социальной деятельности католической церкви, это был своеобразный ответ-антитеза Римской курии на «Капитал» Карла Маркса: «Quadragesimo anno», «принимая во внимание русскую революцию» и укрепление «власти большевиков в России», была призвана смягчить классовую напряженность, «чтобы избежать участи, уготованной православной церкви победой марксистских идей»[5]. Докладчикам конгресса предстояло опровергнуть ключевые тезисы марксисткой теории, критикующей буржуазию, при этом самим раскритиковать эту же буржуазию, объективно вставая на третий – фашистский – путь, объявляя корпоративную систему единственным выходом из накопившихся социальных проблем.
Первым докладчиком на конгрессе выступил Франц Терсеглав – видный словенский публицист, автор книги «Святая Россия», которая вышла на хорватском языке. Вторым выступил о.Бонифаций Перович с весьма важным докладом о социальной деятельности церкви, в духе папской энциклики «Quadragesimo anno». Доклад Перовича, изучавшего социальный вопрос в Германии, Франции, Бельгии и Голландии и защитивший докторскую диссертацию в Париже, содержал весьма важный тезис о том, что социальная среда является важнейшим воспитательным фактором, поэтому воспитательные акции следует расширить на все социальное окружение, особенно на социальные институции. Таким образом должна формироваться единая социальная среда, т.е. идентичный религиозный, моральный, интеллектуальный, экономический и даже физический менталитет. Необходимо создавать сословно-классовые организации, для рабочих и работодателей, эти организации должны стать лучшей школой и гарантией христианских профсоюзов. Перович утверждал, что в качестве «основы для реформы мы должны принять «сердечное сотрудничество профессий», т.е. корпоративное устройство экономической жизни. Для этой системы необходимо подготовить сословные организации как рабочих, так и работодателей[6].
После завершения работы конгресса «Hrvatska straža» 6 сентября извещала о завершении работы конгресса, отмечая, прежде всего, вклад организаторов и участников не только в развитие хорватской Католической акции, но и всей католической церкви среди хорватов. Представители католической ученической омладины, организованные в Католической акции, и их сеньоры, отличились «той же сердечностью, отзывчивостью и любовью». Однако особенно подчеркивался следующий момент. Представители католической интеллигенции братских славянских народов, «северные братья-католики», «горячо приветствовали хорватских католиков и вообще представителей всего хорватства». «Загребский конгресс показал силу хорватского католицизма. Католическую солидарность с поляками, чехами и словаками». Принятая в результате работы конгресса программа «являет собой проект обучения и работы для всех славянских католических народов»[7]. Поскольку на конгрессе все национальные проблемы были проанализированы с позиции христианского универсализма, то и значение хорватов в славянской геополитической системе координат было определено согласно универсальному католицизму. Как отметил проф. Гавро Костелник в своем докладе «О католицизме и национальной идеи славян», «католическая религия наднациональна. Однако из этого не вытекает, что она ликвидирует национализм. Жизнь всюду развивается на контрастах, поэтому и национализм, чтобы остаться здравым и плодотворным, ищет свои контрасты в качестве дополнения. Самым прекрасным контрастом является христианская религия»[8].
Продолжение следует…
[1] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 612.
[2] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 612.
[3] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.
[4] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.
[5] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.
[6] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.
[7] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.
[8] Архив Југославије. Фонд 38 „Централни пресбиро председништва министерског савета (ЦПБ), 1929-1941“. Фасцикла 614.