Фото: Sergey Elagin/Business Online/Global Look Press
Аккурат к девятому декабря, Международному дню борьбы с коррупцией, когда государства ООН информируют общественность о принятых мерах в этой области, председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин сообщил в интервью, что у нас обнаружен взяточник, хапнувший пять миллиардов рублей.
Это некто Георгий Сатюков, как водится, уже бывший сотрудник МВД. Его имущество на сумму более 2,1 миллиарда рублей арестовано в рамках расследования уголовного дела, а сам он «на остатки» скрылся за границей.
Работал «заочник» в управления «К» Бюро специальных технических мероприятий МВД России. «К» — от слова «кибер». Получил взятку криптовалютами биткоин и эфириум от администратора криптобиржи World Exchange Services Pte. Ltd «за общее покровительство», или бездействие в случае выявления незаконных действий.
Заочно арестовал этого экс-сотрудника МВД России, специализировавшегося на борьбе с финансовыми махинациями Басманный суд Москвы еще в апреле. С марта по октябрь 2019 года Сатюков получил взятки в виде более двух тысяч биткоинов (ВТС), и другой криптовалюты, эфириума (ЕТН) в размере десяти тысяч. А это эквивалент не менее 4,9 миллиарда рублей. В принципе не бог весть какая новость: «У водицы — да не напиться». Только вот прежде «водица для жаждущих» была в основном в сфере углеводородов или торговли, а сейчас это криптовалюта — что-то новенькое.
Подельник Сатюкова Дмитрий Соколов часть денег легализовал через конвертацию в так называемые «фиатные» деньги для покупки ювелирных изделий, ценных бумаг и имущества, в том числе за границей. А фиатные, к золоту не привязанные, сейчас считай все валюты, кроме рубля. Следователи принимают меры к установлению местонахождения и экстрадиции обоих. Одному вменяют получение взяток в особо крупном размере, другому посредничество в получении.
Доктор экономических наук, профессор, специалист в области международного движения капитала Валентин Катасонов напоминает, что у нас до недавнего времени майнинг был не легитимен:
— Так продолжалось до 8 августа нынешнего года, пока не были приняты законы. После этого майнить биткоины и все прочее разрешено.
В сентябре проходил Восточно-экономический форум, на котором была целая секция, посвященная крипте, и там как раз обсуждали два принятых закона. Что самое удивительное, присутствующие с гордостью говорили, что «мы уже на втором месте в мире по объемам майнинга». Возникает большой вопрос: как мы смогли оказаться на втором месте, если он только что был запрещен?
Выскочили на второе в начале 2023 года И они это заявляют с гордостью. Честно говоря, я просто в шоке: как это так?
Ведь до сих пор майнинг запрещен в целом ряде регионов. Но майнеры никуда сдвигаться не собираются. Они просто уходят в тень, если уже не ушли. Но это не просто тень, ведь майнинг требует дешевой, если не бесплатной электроэнергии.
Поэтому майнинг крышевали и будут крышевать под видом других видов деятельности, которые имеют права на льготные тарифы на электроэнергию. Это такой преступный бизнес, что лишь двумя сотрудниками МВД никак не обойдется. По логике должны быть тысячи таких крышевателей.
Я считаю, что разрешив майниг, выпустили джина из бутылки. Сорок процентов нашей внешней торговли приходится на долю Китая. Теперь говорят, что будем с ним торговать на крипту. А она там категорически запрещена. Китайцы не прикасаются к биткоину, что я даже лично протестировал. Они не хотят в тюрьму. Последствия будут очень серьезные.
«СП»: Но может быть, эта вынужденная мера. В условиях антироссийских санкций чем еще расплачиваться?
— Это самый крайний вариант, которым пользуется действующий президент Венесуэлы Николас Мадуро, а также Иран. У нас же есть другие способы. Почему мы не обсуждаем намного более простую и эффективную бартерную схему?
«СП»: Про биткоин мы что-то знаем, или нам кажется, что знаем, а вот эфириум — к нему китайцы тоже не прикасаются?
— Ну конечно. Этих криптовалют больше десяти тысяч. Правда есть среди них некоторые мертворожденные, которые просто анонсированы, но ими никто не пользуется. Активных в мире около двух тысяч. Половину всего рынка криптовалют занимает биткоин, на втором месте названный вами эфириум.
«СП»: Что вы посоветуете россиянам? Если два бывших полковника поимели столько, то и остальные, наверное, могут присоединится?
— Да вы что, смеетесь! Мы тогда просто потеряем страну, если люди перестанут трудится. Из Абхазии сообщают, что там многие занялись майнингом, бросив сельское хозяйство. Это диверсия, которая нас уничтожит быстрее, чем все эти антироссийские санкции и всякие дальнобойные ракеты. Я категорически против!
На самом деле большой вопрос — кому у нас пришло в голову принять эти законы по криптовалюте. Это мина замедленного действия. Да и не очень замедленного, взорвется довольно быстро. Ведь первое значение английского слова mining — это добыча полезных ископаемых, а второе — как раз «минирование». Так что у нас приняты законы по «минированию страны», простите за черный юмор, — уточнил эксперт…
Трудно сказать, как власти отреагируют на частую инициативу Сатюкова с Соколовым, ныне отправившихся в неизвестность. Вот, например, другой полковник МВД, Дмитрий Захарченко, занимавший пост замначальника управления «Т» антикоррупционного главка министерства внутренних дел России, был в 2019 году приговорён судом к 13 годам лишения свободы после предъявленных обвинений в получении взятки и превышении должностных полномочий. При обыске в квартире было обнаружено денег на сумму 8,5 млрд в рублевом эквиваленте, сплошь бумажные пачки.
Резонанс был такой, что приказом главы МВД Владимира Колокольцева в ГУЭБиПК ликвидировано Управление «Т», занимавшееся борьбой с правонарушениями в сферах ТЭК и химии. Вместо этого управления создана новая структура — Управление «Р» — по борьбе с правонарушениями в сферах добычи, переработки и транспортировки природных ресурсов. Поменяли литеру.
А в квартирах полковника ФСБ и двух его бывших коллег при обысках нашли 12 млрд рублей. «Рекорд» Захарченко по размеру взяток был побит более чем вдвое. Но зато «сообразили на троих», речь идет о подельниках Кирилле Черкалине и двух его коллегах. Там даже кажется и букв не меняли, как была «К», так и осталась.
Прошло совсем немного времени и вот уже под арест попали одно жилое и два нежилых помещения и 13 банковских счетов супруги одного, жилое и пять нежилых помещений брата другого обвиняемого. Кроме того, в правоохранительных органах сообщали, что фигуранты оформляли брокерские и банковские счета на доверенных лиц, суд арестовал таковых три десятка. И все это они пробрели за два с половиной года «крышевания» криптобиржи. Но криптобиржа как показывает практика, в чистом поле не стоит, к ней всегда ведут провода электросети.
Мы уже писали о том, приходится повторится, что если кто-то хочет заниматься майнингом биткоинов, почему он вправе делать это за чужой счет? Да, перспектива у этого есть. Так заведи себе мощный генератор. Нужно ставить вопрос именно так, а не то, что кто-то обязался быть производителем или доставщиком электроэнергии, а стал майнером, сам себе потребитель.