Открытые источники интернет.
Почти столетие назад в СССР произошло одно из важнейших, в том числе с идеологической точки зрения, событий – Всесоюзная перепись населения. Она стартовала 17 декабря 1926 года, а полная обработка ее данных закончилась только к 1928 году. Материалы переписи в последующем широко использовались не только для составления планов по социально-экономическому развитию страны и ее отдельных регионов, но и при разработке общей идеологической концепции новой советской власти. Особенностью данного процесса было то, что он проходил в условиях, когда в СССР на официальном уровне была объявлена политика «коренизации», которая предусматривала увеличение роли коренных народов в управлении территориями, на которых они проживали. Именно поэтому, как считают исследователи, итоги Всесоюзной переписи в БССР были в многом результатом проводимой советскими властями «белорусизации», что в последующем оказало значительное влияние на последующую историю Белоруссии.
Стоит отметить, что перепись 1926 года была уже не первой на территории белорусских земель, как и большинства территорий бывшей Российской империи (РИ). В первый и последний раз Всеобщая перепись населения РИ была проведена 9 февраля 1897 года, в рамках которой были учтены жители Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской и Виленской губерний (более 5,8 млн человек) [1]. В последующем переписать население пыталось Временное правительство, а затем и советские власти в августе 1920 года и в марте 1923 года. Причем все попытки ХХ века сегодня рассматриваются исследователями в основном лишь с целью изучения политики властей, в то время как их результаты подвергаются серьезной критике по самым различным причинам, начиная от неорганизованности процесса, и заканчивая военными действиями и постоянными изменениями западных границ. Поэтому, например, перепись 1923 года коснулась только городского населения и не могла продемонстрировать общую картину на белорусских землях [2].
Вместе с тем статистическая работа на территории современной Белоруссии велась еще в период существования РИ. Например, в Минске, Витебске, Могилеве и Гродно существовали статистические отделы, которые в сентябре 1918 года были преобразованы в губернские статистические бюро. После появления Советской Социалистической Республики Белоруссия на освобожденной территории 23 августа 1920 года Военно-революционный комитет (ВРК) принял постановление о формировании статистических учреждений. При этом ведение статистики в пределах Белоруссии возлагалось на Центральное статистическое бюро и образуемые им местные органы. Работы по сбору статистики начались в том же году, однако из-за слабой материальной обеспеченности и серьёзных кадровых проблем (80 % населения республики оказалось неграмотным, а старая интеллигенция неохотно включалась в работу новых структур власти) провести крупномасштабную перепись населения тогда не удалось [5]. Тем более, что на территории белорусских земель продолжались военные действия, а затем они были разделены на две части согласно Рижскому мирному договору.
Вместе с тем именно окончание военных действий стало одним из решающих моментов в дальнейшем развитии Белоруссии, так как позволило ей приступить к построению мирной жизни, а также урегулированию вопросов с границами республики. В январе 1924 года Пятый Всебелорусский съезд Советов постановил «приветствовать решение трудящихся Гомельской, Витебской и Смоленской губерний о включении в состав Белоруссии районов с преобладающим белорусским населением», а в июле Вторая сессия Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) БССР утвердила новое административно-территориальное деление республики. Это в свою очередь позволило укорить работу по созданию новых статистических органов, главным из которых стало Центральное статистическое управление (ЦСУ), действовавшее на правах объединенного наркомата и непосредственно подчинявшееся ЦИК и Совнаркому БССР. После этого в округах государственную статистику возглавили окружные статистические бюро, а при райисполкомах в дополнение к сети добровольных корреспондентов был введен особый институт первичного статистического наблюдения районных статистиков [5]. Подобные процессы проходили и в остальных частях Советского Союза, что в конечном счете и позволило стране подготовиться к полномасштабной переписи населения, которая была организована в 1926 году.
Особенностью Всеобщей переписи населения 1926 года на территории Белоруссии было то, что она охватывала восточные регионы современной Гомельской области, которые буквально накануне ее проведения вошли в состав БССР (бывшие Речицкий и Гомельский уезды). При этом в целях выявления детальной картины этнического состава населения ставился вопрос о народности вместо национальности. Национальная принадлежность определялась на основе таких признаков, как «народность» и «родной язык», которые выявлялись по показаниям опрашиваемого лица. В случаях затруднения с ответом на вопрос о народности следовало отдавать предпочтение народности матери [6]. Кроме того, в переписных листках, как и во всеобщей переписи периода Российской империи, были вопросы о физических недостатках, тяжелых увечьях, а также психических болезнях, уровне грамотности и прочем. Сами же итоги переписи стали важным доказательством идущих изменений в социально-этническом и конфессиональном составе населения белорусских земель в сравнении с переписью 1897 года [8].
В частности, согласно переписи конца XIX века, белорусы в РИ были четвертыми по численности после русских, украинцев и поляков, и составляли 4,6%. В западных губерниях белорусскоязычное население составляло 73,3 %, затем шли носители языка иудеев – 14 %, на русском говорили 4,3 %, а на польском – 2,4 %. Причем самый большой удельный вес русскоязычного населения был зафиксирован в Витебской губернии – 9,9 %. Для сравнения, в Гродненской губернии этот показатель составил 4,3%, Минской – 3,9 %, Могилевской – 3,4 %, Виленской – 2,6 %. С конфессиональной точки зрения по переписи 1897 года для жителей белорусских земель более традиционным было православие (70,8 % населения края), а наибольший удельный вес исповедующих эту религию был зафиксирован в Могилевской губернии — 83,1 % при 82,4 % признававших белорусский язык своим родным. Одновременно в Виленской губернии православную традицию поддерживали только 41,4 %, но разговаривали на белорусском языке 80,2 % населения. Примечательно, что второй по распространенности религией среди жителей белорусских земель в конце XIX века был иудаизм – 14,1 % населения края. Римско-католическая церковь была третьей по количеству прихожан – 13,5 %. При этом принадлежность к ней в большинстве случаев не была для белорусов основой их самоидентификации с польским этносом. Например, даже в Виленской губернии 46,1 % ее населения считали себя католиками, однако польский язык признавало родным только 2,8 % [6]. Данные переписи 1926 года показали, что за почти тридцать лет на белорусских землях наметились серьёзные изменения как в структуре населения, так и его самоидентификации.
Документы Всесоюзной переписи населения 1926 г. Открытые источники интернет.
Перепись началась 17 декабря 1926 года. Учет сельского населения проводился в течение двух недель, а местечкового – одной недели. Бланк переписи заполнялся регистратором путем непосредственного опроса населения, причем ему вменялось в обязанность задавать вопросы, по возможности, на языке опрашиваемого, а информация в бланке указывалась только на русском. Опрос проводился по месту жительства путем обхода всех дворов и квартир отведенного участка. Важно было и то, что, как свидетельствуют документы, отношение населения к переписи было вполне серьезным и доброжелательным [7].
Согласно полученным данным, стало известно, что на территории БССР проживало 80,6 % белорусов, 8,2 % евреев, 7,7 % русских, 2 % поляков, 0,7 % украинцев и 0,8 % лиц других народностей. Причем наибольшая доля коренного этнического населения приходилась на Калининский округ – 97,6 %, затем шли Могилевский, Слуцкий, Оршанский, Минский, Бобруйский, Борисовский, Полоцкий, Витебский и Мозырский, где проживало от 88,5 % до 96,3 % белорусов. Меньше всего белорусов оказалось в присоединенных накануне проведения переписи Речицком и Гомельском округах – 65,9 % и 56,9 % соответственно. В то же время стало очевидно, что национальная структура белорусского общества не изменилась, но численность и удельный вес национальностей в ее составе стали другими, по сравнению с концом XIX века [4]. Причем, как уже указывалось выше, перепись 1926 года проходила в условиях ускоренной «белорусизации», однако даже это не смогло резко увеличить число тех, кто начал считать себя белорусами, так как по сравнению с предыдущей переписью их численность возросла только на несколько процентов [1].
Интересными стали данные и по количеству поляков в Белоруссии. В 1897 году их удельный вес был равен 2,4 %, а в 1926 году – 2,0%. И это без учета потери Западной Белоруссии и после широкого процесса репатриации и переселения польского населения из центральной и восточной части БССР. Как считает ряд исследователей, этот факт может свидетельствовать лишь об устойчивости польского этнического элемента на белорусских землях [6].
Одновременно сократилось количество еврейского населения. Если в 1897 году оно составляло 14,2 %, то в 1926 году — только 8,2 %. Как считают эксперты, в основном это было связано с миграционными волнами, начавшимися со периода Первой мировой войны [4]. Однако наибольший интерес представляют данные об удельном весе русского населения на белорусских землях, который с конца XIX века вырос в 1,6 раза – с 4,9 % до 7,7% [2]. Оказалось, что в период «русификации», о которой так много говорят сегодня некоторые националистически настроенные историки и политически деятели, численность русских в западных регионах РИ была меньше, чем в период активного национального строительства БССР, особенно в рамках проводимой в 1920-х годах «белорусизации». Одним из объяснений этого процесса исследователи называют тот факт, что царская политика в регионе в основном реализовывалась через увеличение доли чиновничьего аппарата из русских, а из-за аграрной перенаселенности края и отсутствия здесь крупных промышленных центров миграционные процессы русского населения на белорусские территории была замедлена [6]. Проведение же Всеобщей переписи в БССР происходило уже после двух укрупнений республики 1924 и 1926 годов, в результате которых в нее вошли земли Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, а также Речицкий и Гомельский уезды, в которых проживало большое количество русских.
Еще одним важным показателем переписи 1926 года стал социальный состав белорусских земель. Согласно полученным данным, из почти 5 млн. жителей БССР, в городах проживало около 850 тыс. (около 17% населения), а остальные – в деревне. Причем женщин было больше не только в целом, но и среди сельских жителей: 2 011 128 мужчин против 2 124 282 женщин. При этом число городов в БССР на тот момент было крайне невелико – 115 при более чем 38,3 тыс. сельских населенных пунктов. Важно было и то, что национальный состав в городах и селах со времен РИ практически не изменился. Так, в городах в основном жили евреи: более чем 340 тыс. из порядка 407 тыс. человек. В то же время русские и тем более белорусы здесь были представлены мало: около 132,2 тыс. из 383,8 тыс. и 332,8 тыс. из более чем 4 млн соответственно [3]. Таким образом, на 1926 год Белоруссия представляла собой аграрную республику, где белорусы в массе своей занимались сельским хозяйством. И именно этот фактор стал одним из основополагающих для разработки последующего пятилетнего плана развития БССР, где одной из задач являлось создание в республике современной на тот момент промышленности и формирование для нее национальных кадров.
Таким образом, Всесоюзную перепись 1926 года можно назвать одним из важнейших моментов в истории развития белорусских земель. Она не только внесла достаточную ясность в вопрос о численности и составе населения республики, но и отразила происходившие в то время на ее территории социально-этнические процессы, что позволило советскому руководству разработать дальнейшую стратегию развития БССР. Последовавшая через 11 лет новая перепись, которая была однодневной и должна была подтвердить успехи, достигнутые страной в демографической, социальной и экономической сферах, была признана недостоверной, так как оказалось, что прошедшие годы развития СССР не привели к ожидаемым результатам [4]. В январе 1939 года была проведена четвертая перепись населения, но ее итоги были опубликованы только в 1980-е годы, так как начавшаяся война не позволила завершить обработку всех собранных материалов. Поэтому именно первая Всесоюзная перепись населения 1926 года на долгие годы оказалась единственными официальным источником данных для понимания демографической ситуации в СССР, а с ней и в Белоруссии, во многом определив их историческое развитие.
Литература
- Біч М. В. Нацыянальны склад прамысловага пралетарыяту Беларусі ў канцы XIX — пачатку XX ст. // Весці АН БССР. Сер. грамад. навук. – 1972. № 4. – С.5–13
- Вирская В. Переписи населения как источник по историографии истории интеллигенции Беларуси // Беларуская думка. – 09. 2009. – С. 46–52.
- Всесоюзная перепись населения 1926 года. М.: Издание ЦСУ Союза ССР, 1928-29. Том 9. Стр. 34-51. Том 10. Стр. 9-13. Том 11. Стр. 8–17. Том 14.Стр.6-16. Том 15. Стр.8-13. Том 16. Стр.8-12. Том 17. Стр. 8-25. Таблица VI. Население по полу, народности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.demoscope.ru/weekly/ssp/ussr_nac_26.php
- Гарэцкi Г. Нацыянальныя асаблiвасцi насельнiцтва БССР i беларускага насельнiцтва СССР паводле перапiсу 1926 году // Полымя. – 1929, май. – C.77–103.
- Исторический очерк становления и развития белорусской государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/o-belstate_2/istoriya-belorusskoi-gosudarstvennoi-statistiki/istoricheskii-ocherk-stanovleniya-i-razvitiya-belorusskoi-gosudarstvennoi-statistiki/?special_version=Y
- Латышева В. А. Переписи населения 1897 и 1926 гг.: признаки национального самоопределения белорусов // Крынiцазнаўства i спецыяльныя гiстарычныя дысцыплiны: навук. зб. Вып. 5 / Рэдкал. У. Н. Сiдарцоў (адк. рэд.), С.М. Ходзін (нам.адк. рэд.) [i iнш.] – Мн: БГУ, 2009. – C. 134–142.
- Перепись населения 1926 года: цифры и факты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lioznonews.by/ перепись-населения-1926-года-цифры-и-факт/
- Эбэрхардт П. Дэмаграфічная сітуацыя на Беларусі. 1897–1989. / Берасьце: Беларускі Фонд Сораса, 1997. – 282 с.