Об «экономическом базисе» идеологии
Резкое обострение геополитической и экономической ситуации вокруг Союзного государства Беларуси и России (далее – Союзное государство), вызванное, в частности, беспрецедентными западными санкциями против наших союзных стран, заставляет кардинально переосмыслить политико-экономические принципы внутригосударственной хозяйственной деятельности и межгосударственного взаимодействия. Сегодня становится очевидным, что в сложившихся условиях искусственных, обусловленных сугубо политическими соображениями, экономических и иных ограничений продолжать уповать на типовые западные либерально-рыночные ценности, которыми нас на протяжении более трех прошедших с начала разрушения СССР десятилетий лукаво заманивали в ловушку наши «западные партнеры», как минимум, непродуктивно. А нынешняя вооруженная агрессия, организованная бывшими западными друзьями против Союзного государства с использованием многострадальной Украины в качестве страны-камикадзе, убедительно доказала, что рассчитывать на «невидимую руку» либеральных рынков, участие в международном разделении труда в качестве источников энергии и сырья, доступность к зарубежным капиталам и технологиям равносильно самоубийству.
В конечном счете, необходимость обеспечения технологической, экономической и, соответственно, национальной безопасности Беларуси в новых политико-экономических реалиях настоятельно выдвинула на повестку дня проблему корректировки экономической научно-образовательной парадигмы. Это выразилось, например, в том, что по инициативе Президента Беларуси Александра Лукашенко и под патронажем председателя Президиума НАН академика Владимира Гусакова ведущими отечественными учеными-экономистами было подготовлено и внедрено в образовательный процесс издание «Современная политэкономия» (для студентов неэкономических специальностей) [1]. В настоящее время в развитие этой инициативы ведется активная работа над учебным пособием «Новейшая политэкономия» (для студентов экономических специальностей). Оба пособия призваны стать альтернативой импортной, активно имплантированной нам с Запада экономической системе экономических знаний [2; 3; 4]. Данная идеологическая доктрина использовалась в отечественной научно-образовательной системе в качестве экономического базиса на протяжении десятилетий и, как мы уже писали (в том числе на страницах журнала), давно не соответствует ни духу времени, ни тем более чаяниям белорусского народа [5]. Имеются все основания полагать, что в рамках кардинально обновленной экономической научно-образовательной парадигмы в нашей стране будут массово готовиться специалисты, адекватно оценивающие нынешние политико-экономические реалии и способные принимать эффективные управленческие решения, полностью соответствующие необходимости обеспечения экономической и национальной безопасности Республики Беларусь.
В связи с этим хотелось бы поразмышлять еще об одной исключительно важной белорусской новелле, связанной с прямым указанием в 4-й статье обновленной Конституции Республики Беларусь на то, что «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства…» [6]. К сожалению, за десятилетия либерально-рыночных реформ, уповающих на рыночное саморегулирование и невмешательство государства в экономику, не только у большинства экономистов, но и даже политиков всего постсоветского пространства сложилось стойкое предубеждение в том, что идеология – не просто внеэкономическая, но вообще избыточная категория. Показательный пример – в 13-й статье обновленной в 2020 году Конституции Российской Федерации говорится, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [7].
Дело в том, что возобладавшая на постсоветском пространстве неоклассическая (либерально-рыночная) доктрина экономического развития считает недопустимыми любые внешние воздействия на процесс свободного взаимодействия продавцов и покупателей, в рамках которого и устанавливается пресловутое рыночное равновесие, обеспечивающее максимально эффективное расходование ограниченных ресурсов. Заметим, что неоклассическую экономическую теорию, активно имплантированную в научно-образовательную систему постсоветских стран с Запада в качестве теоретического базиса, ни в коем случае нельзя считать деидеологизированной, поскольку «в курсе экономикс теории рыночных структур занимают доминирующее положение, а идеология конкурентного индивидуализма (выделено нами. – Авт.) лежит в основании данной конструкции» [8, c. 22]. Другое дело, что такая сугубо индивидуалистская идеология эгоистично мыслящего «рыночного человека» вступает в противоречие с государственной идеологией, подразумевающей целенаправленное формирование коллективного мировоззрения – однотипной системы ценностей, ориентиров, смыслов, предпочтений, идеалов и т. п., в том числе не имеющих отношения к экономике – одновременно у многих и многих людей.
Таким образом, с точки зрения неоклассической экономической научно-образовательной парадигмы, государственная идеология с ее неэкономическими (этическими, нравственными, духовными и т.п.) ориентирами представляет собой помеху свободным рыночным силам, способную оказать возмущающее воздействие на прагматично-эгоистичное поведение потребителей и покупателей и тем самым сместить ситуацию на рынках от желанного состояния равновесия. На наш взгляд, именно это и послужило причиной того, что в той же России, которая, начиная с 1991 года, что называется, с головою бросилась в омут либерально-рыночных реформ, государство стало деидеологизированным, а сам термин «идеология» оказался едва ли не под запретом.
Время расставляет идеологические акценты
Вместе с тем жизнь властно вносит свои коррективы. После трех десятилетий рыночных демократических реформ в странах бывшего СССР стало достоверно очевидно, что инициировавший и всячески поощрявший их коллективный Запад изначально имел далеко идущие планы по неоколонизации постсоветского пространства в целом и России в частности. Так, 23 июня 2022 года Комиссией США по безопасности и сотрудничеству в Европе (знаменитой Хельсинской комиссией) была организована прошедшая в Конгрессе США дискуссия на тему «Деколонизация России: моральный и стратегический императив» [9; 10; 11]. В рамках данного мероприятия русский народ в контексте ныне происходящих на Украине событий, по сути дела, был обвинен в колонизации других народов. Причем провозглашена «необходимость „деколонизации“ России для того, чтобы она стала жизнеспособным участником европейской безопасности и стабильности» [11]. Все это, по мнению экспертов Совета по внешней и оборонной политике Российской Федерации, выявило горячее стремление наших «западных партнеров» под предлогом деколонизации расчленить Россию на ряд независимых государств (по примеру бывшего СССР) [12].
Кстати говоря, не менее разрушительные планы некоторые западные политиканы вынашивают и по отношению к Беларуси. Об этом прямо заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко 16 февраля 2023 года в ходе встречи с представителями отечественных и зарубежных СМИ. Характеризуя прямую угрозу территориальной целостности Беларуси, исходящую со стороны активно поддерживаемой США и НАТО Польши, белорусский лидер заявил буквально следующее: «Польша – гиена Европы (здесь Александр Лукашенко использовал образное сравнение великого Уинстона Черчилля, который в своих воспоминаниях о Второй мировой войне называл Польшу „гиеной Европы“. – Авт.), и она сегодня прежде всего играет самую активную роль по эскалации войны в Украине… Они [поляки] в школе карты рисуют с границей под Минском. Они мечтают о своем господстве „ад можа да можа“ – от Балтики до Черного моря…» [13].
Разумеется, конечная цель всех притязаний к России и Беларуси – никакие не высокие демократические ценности и идеалы, а банальное стремление западных дельцов и политиканов захватить несметные природные богатства Союзного государства. При этом стратегическим направлением деструктивной работы западных стран в рамках указанной захватнической политики выступают не только санкции, технологическое эмбарго и вооруженная агрессия, но и мощное системное разрушительное идеологическое и психологическое воздействие на белорусский и российский народы. Оно достигается путем насаждения «системы идей и ценностей, включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений» [14]. Очевидно, что такие, с позволенья сказать, ценности и идеалы до предела разобщают, дезинтегрируют, «атомизируют» наше общество и тем самым делают его беззащитным перед западным, сбившимся в натовскую стаю агрессором.
Следует пояснить, что стремление разрушить Россию у наших «западных друзей» возникло отнюдь не в свете последних событий на Украине. Они впервые применили и затем начали методично наращивать на Россию экономическое и политическое давление после знаменитой «мюнхенской речи» Владимира Путина (2007 год), в которой российский лидер недвусмысленно обозначил курс на восстановление утраченного в 1991 году экономического суверенитета возглавляемой им державы. Что касается нашей свободолюбивой Беларуси, то с 1997 года она живет и функционирует в условиях санкций, которые были введены после инициированных главой государства референдумов 1995–1996 годов. Напомним, что в ходе этих референдумов наш народ принял эпохальные решения, соответствующие своим собственным (а не западным) интересам: о государственной символике, расширении полномочий всенародно избранного Президента, взятии курса на экономическую интеграцию с Россией, придании русскому языку статуса государственного [15]. Таким образом, вполне очевидно, что западные санкции во многом носят идеологизированный – откровенно антироссийский, русофобский – характер.
Итак, в новых реалиях, когда коллективный Запад явно обозначил и взял курс на достижение дезинтеграции территории Союзного государства, отсутствие государственной идеологии, которая всегда выступала могучим интегрирующим общество фактором, превратилось для России в реальную угрозу. В этой связи российские ученые, политики, чиновники вполне закономерно (особенно после начала специальной военной операции на Украине) заговорили об идеологическом, формирующем мировоззрение людей факторе социально-экономического развития. Результатом данной дискуссии стало появление Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2023 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В перечень таких ценностей вошли жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [14].
После выхода в свет данного указа стала очевидной неактуальность охарактеризованной выше 13-й статьи российского Основного закона, в связи с чем сегодня в России возникла дискуссия о необходимости внесения в него соответствующих корректив. В частности, председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин в своем выступлении на 17-й Международной научно-практической конференции «Державинские чтения» (г. Москва, 22 ноября 2023 года) заявил: «Не может быть общества без идеологии, это элементарные понятия государства и права… С учетом нашего исторического общества, с учетом современных реалий, в которых мы живем, думая о перспективах развития, необходимо все-таки сформулировать идеологию нашего общества… и закрепить ее в Конституции Российской Федерации…» [16]. Таким образом, думается, что реализация данного предложения – дело ближайшего времени.
Государственная идеология как стратегический экономический ресурс
Что касается Беларуси, то в нашей стране традиционно уделяется пристальное внимание идеологическим аспектам государственного строительства и управления, в том числе на конституционном уровне. В свое время на семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы (г. Минск, 27–28 марта 2003 года) Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко указывал: «Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей… Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства – то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная, инфекция становится смертельной. Точно так же с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным…» [17].
Столь пристальное внимание к идеологическому фактору социально-экономического развития с политико-экономической точки зрения объясняется тем, что в условиях функционирования демократических институтов результат такого развития во многом определяется доминирующим в социуме мировоззрением – системой ценностей, ориентиров, смыслов и т. п. Механизм указанного воздействия иллюстрирует рисунок 1.
Так, проживающий в стране народ (блок 1) имеет свои насущные интересы (блок 2), сводящиеся к традиционным для обычного человека ценностям (благосостояние, семья, счастье и т. п.). Эти интересы, преломляясь через доминирующее в обществе мировоззрение (блок 3), оформляются в совокупность целей (блок 4), которые ставят перед собой стремящиеся реализовать свои интересы люди. Следует пояснить, что в зависимости от системы преобладающих в общественном сознании ценностных и смысловых ориентиров общество в рамках реализации этих интересов может ставить перед собой различные цели. Такими целями могут быть, например, мирный созидательный труд (характерно для нашей Беларуси), завоевание жизненного пространства и чужих ресурсов (фашистская Германия), стремление к мировой гегемонии (нынешние США) и т. п. Государственные, в том числе подлинно демократические институты (блоки 5, 6), ориентированные, в конечном счете, на реализацию обозначаемых большинством населения целей (блок 4), призваны воплощать их в результатах социально-экономического развития (блок 7).
Важная деталь – мировоззрение людей может целенаправленно меняться под влиянием формирующих его публичных институтов (блок 8), в число которых входят СМИ, научно-образовательная система, религия, государственная идеология и т. п. Поэтому социальное, созданное народом для реализации своих насущных интересов государство должно держать под контролем эти мировоззренческие институты, что позволит воспроизводить традиционное мировоззрение и достигать соответствующих интересам большинства результатов социально-экономического развития.
Вместе с тем в любой стране есть узкие социальные группы (назовем их кланами) (блок 9), интересы которых (блок 10) далеко не всегда совпадают с общенародными чаяниями. Такими социальными группами могут быть, например, криминальные структуры, представители иностранного и отечественного компрадорского капитала, бюрократы-коррупционеры и т. п., чьи интересы сводятся в основном к максимизации собственных доходов и прибыли, в том числе за счет ущемления общенародных интересов. Исходя из этого, у кланов сформировано специфическое мировоззрение (блок 11), которое трансформирует их интересы в цели (блок 13), соответствующие клановым интересам. В числе таких целей могут выступать, например, бросовая приватизация общенародной собственности, «выкачивание» из страны природных ресурсов, вывод финансовых ресурсов от их распродажи в офшоры и даже, как это, увы, показывает практика некоторых наших соседей, разжигание на территории страны приносящего кланам доходы вооруженного противостояния.
Для легитимации и практической реализации своих корыстных целей «законным» методом кланы стремятся поставить под контроль прежде всего государственные институты, используя для этого взращивание и постепенное проникновение во власть представителей «пятой» и «шестой» колонн [18] либо вообще откровенно экстремистский путь организации, как правило, поддерживаемой извне цветной революции. Другой (назовем его «бархатным») способ достижения клановых интересов – установление контроля над формирующими коллективное мировоззрение институтами (блок 8). При этом ставится цель постепенно исказить его таким образом (см. блоки 3 и 12), чтобы большинству людей стало казаться, будто цели кланов (тотальная приватизация, сдача иностранцам национальных активов, вывоз ресурсов за рубеж, война с соседями и т. п.) являются общенародными (см. блоки 4 и 13). Данный способ достижения целей кланов реализуется через скупку их представителями «независимых» СМИ, внедрение в качестве троянского коня импортной научно-образовательной парадигмы, пропаганду деидеологизации государства, распространение всевозможных сект и альтернативных культов и т. п. В процессе такой целенаправленной метаморфозы общественного сознания даже подлинно демократическое государство, призванное де-юре реализовывать указанные выше «общенародные цели», начинает работать в корыстных интересах узких социальных групп. И трагичный украинский опыт воочию доказывает, насколько губительным может быть идеологическое воздействие, связанное с целенаправленной трансформацией коллективного мировоззрения, когда в него на протяжении многих лет методично внедрялись националистические, откровенно русофобские идеалы.
Несколько слов об идеологической безопасности
Вместе с тем, несмотря на обозначенный белорусским Основным законом государственный статус идеологии, мировоззренческие ценности, которые на ее основе должны воспроизводиться в общественном сознании белорусов, не вполне определены с правовой точки зрения. Разумеется, при этом необходимо учитывать как соответствующий российский опыт, так и собственные научные исследования в данном направлении [19]. Некоторые российские специалисты воспринимают «идеологическую безопасность как аспект культурной безопасности» [20], в рамках обеспечения которой также идет речь о противостоянии, подмене традиционных для общества смыслов, ценностей, ориентиров.
Идеологическая безопасность, трактуемая нами как состояние защищенности мировоззрения белорусского народа, основанного на основополагающих, традиционных для него ценностях и смыслах, от внешних и инициированных извне внутренних воздействий, является не частью, но общим знаменателем (основой) политической, социальной, культурной, демографической безопасности. В данной статье мы аргументированно попытались доказать, что государственная идеология, кроме всего прочего, это и ключевой фактор экономической безопасности.
В качестве еще одного аргумента в пользу нашей точки зрения хочется привести авторитетное мнение члена Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике Алексея Казакова, считающего, что «современная безопасность, в первую очередь, держится на безопасности информационной и безопасности идеологической. Должна быть четко сформирована парадигма идеологической безопасности Союзного государства… В современном мире войны уже давно перестали быть горячими, смена власти происходит, по сути, преимущественно холодным способом. То есть не нужно захватывать государство, если особенно это государство сильное, – гораздо легче захватить ум его людей, душу его людей, обмануть и назначить свое правительство…» [21].
Все изложенное выше позволяет считать идеологическую безопасность вполне самостоятельным направлением обеспечения национальной безопасности. Проблематика непрерывного совершенствования государственной идеологии и обеспечения идеологической безопасности не должна восприниматься в качестве аспекта каких-либо других процессов, но постоянно быть в центре внимания всякого желающего сохраниться на политической карте мира государства, включая Союзное государство Беларуси и России.
Список использованных источников
1. Современная политэкономия: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / В.Г. Гусаков [и др.]; под ред. В.Г. Гусакова. – Минск: РИВШ, 2022. – 463 с.
2. Макконнел, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнел, С.Л. Брю; пер. с 13-го англ. изд. – М.: Инфра-м, 1999. – 974 с.
3. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, Д. Нордхаус; пер. с англ. – М.: Бином: Лаборатория Базовых Знаний, 1997. – 800 с.
4. Мэнкью, Н. Принципы Экономикс / Н. Мэнкью; пер. с англ. – Спб.: Питерком, 1999. – 784 с.
5. Байнев, В.Ф. Против монополии на экономическую истину / В.Ф. Байнев // Беларуская думка. – 2012. – № 11. – С. 9-12.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 фев. 2022 г. – Минск: нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 80 с.
7. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с изм., одобренными в ходе общерос. Голосования 01.07.2020 года. – м.: Проспект, 2020. – 120 с.
8. Лемещенко, П.С. Институт идеологии в экономике: историко-теоретический контекст / П.С. Лемещенко // OIKONOMOS. – 2016. – № 3. – С. 17-39.
9. To Receive a Briefing on Decolonising Russia [Electronic resource] // Congress. gov. – Mode of access: https://www.congress.gov/event/117th-congress/joint-event/332780?s=1&r=27. – Date of access: 14.12.2023.
10. Decolonizing Russia: A Moral and Strategic Imperative [Electronic resource] // YouTube. – Mode of access: https://www.youtube.com/watch?v=-iGtFXs9gvo. – Date of access: 14.12.2023.
11. Ecolonisation of Russia To Be Discussed at Upcoming Helsinki Commission Briefing [Electronic resource] // Justice for North Caucasus. – Mode of access: https://justicefornorthcaucasus.info/?p=1251683963. – Date of access: 14.12.2023.
12. Механизмы по расчленению Российского государства запущены [Электронный ресурс] // Совет по внешней и оборонной политике. – Режим доступа: https://svop.ru/main/43484/. – Дата доступа: 14.12.2023.
13. Встреча Президента Беларуси с представителями зарубежных и белорусских СмИ [Электронный ресурс] // национальный правовой портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2023/february/73239/. – Дата доступа: 16.12.2023.
14. Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации, 9 нояб. 2022 г., № 809 // Президент России – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/48502/. – Дата доступа: 14.12.2023.
15. Байнев, В.Ф. Мир на костре современной инквизиции. К вопросу об антибелорусских санкциях / В.Ф. Байнев // Беларуская думка. – 2022. – № 3. – С. 54-61.
16. Бастрыкин призвал прописать государственную идеологию в конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] // Известия. – 2023. – 22 нояб. – Режим доступа: https://iz.ru/1609201/2023-11-22/bastrykin-prizval-propisat-gosudarstvennuiu-ideologiiu-v-konstitutcii-rf. – Дата доступа: 11.12.2023.
17. Доклад на семинаре руководящих работников по идеологической работе 23 марта 2003 г. [Электронный ресурс] // Интернет-портал Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/doklad-na-seminare-rukovodjaschix-rabotnikov-po-ideologicheskoj-rabote-5821. – Дата доступа: 11.12.2023.
18. Встреча с российским философом и общественным деятелем Александром Дугиным [Электронный ресурс] // Интернет-портал Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/vstrecha-s-rossiyskim-filosofom-i-obshchestvennym-deyatelem-aleksandrom-duginym. – Дата доступа: 11.12.2023.
19. Денисова, Н.Ф. Базовые ценности белорусского общества / Н.Ф. Денисова, И.В. Лашук, О.Н. Лихачева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2017. – № 4. – С. 37-53.
20. Килимник, Е.В. Идеологическая безопасность России [Электронный ресурс] / Е.В. Килимник // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – 2023. – № 6-1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologicheskaya-bezopasnost-rossii. – Дата доступа: 18.12.2023.
21. Современная безопасность, в первую очередь, держится на безопасности информационной и идеологической [Электронный ресурс] // Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. – Режим доступа: https://belrus.ru/info/sovremennaya-bezopasnost-v-pervuyu-ochered-derzhitsya-na-bezopasnosti-informacionnoj-i-ideologicheskoj/. – Дата доступа: 18.12.2023.