Избрание Дональда Трампа президентом США и грядущее практические полное отстранение демократов от власти в обозримом будущем может значительным образом сказаться на ситуации не только внутри Соединённых Штатов, но и во всем мире. Обещания республиканца «покончить со всеми конфликтами», развязать торговые войны с Китаем и ЕС, пересмотреть подходы к участию в НАТО и многое другое уже поставило перед большинством западных стран множество вопросов, некоторые из которых носят экзистенциональный характер для их правящих элит. Для Белоруссии, несмотря на то что за последние тридцать лет она так и не была втянута в сферу контроля Вашингтона, складывающаяся сегодня ситуация также имеет важный характер, так как от дальнейших действий Белого дома во многом зависит обстановка в Восточной Европе, а с этим и будущее республики.
Необходимо отметить, что в белорусской столице к Трампу всегда относились неоднозначно. Причем это касалось не только периода его первой каденции, но и нынешней предвыборной гонки в США.
С одной стороны, власти республики не скрывали своей симпатии к Трампу в ходе его президентской кампании. Об этом еще летом 2023 года заявлял Александр Лукашенко, который отмечал, что в случае победы республиканцу «придется, если даже в не полном объеме, но хотя бы частично, выполнять свои обещания по прекращению войны, потому что слишком явно он об этом сказал». За несколько недель до основного дня голосования в США белорусский лидер еще раз озвучил свою позицию, подчеркнув, что «всё-таки какая-то надежда есть, так как придет новый человек – что-то, возможно, будет новое». Аналогичную точку зрения высказывали и в белорусском МИД, глава которого Максим Рыженков отмечал, что в предвыборной программе Трампа есть «некие вещи, которые нам близки и близки многим странам, которые, честно говоря, уже немножко устали от вот этого менторства США». Правда, белорусский дипломат уже тогда подчеркивал, что в Минске осознают, что любой из президентов США будет «исходить из интересов Америки», и какими они будут – сказать никто не может.
Итоги голосования в США 5 ноября, когда стало понятно, что Камала Харрис и республиканцы теряют управление страной, были восприняты в Минске более чем положительно. Еще до того как стала известна реакция на выборы со стороны России, президент Белоруссии 6 ноября официально поздравил «старого» нового главу Белого дома. Как отметил Лукашенко, «результаты голосования, которое в этом году проходило в беспрецедентной борьбе, стали воплощением Вашего личного подвига», который был совершен «прежде всего во имя Америки и ее граждан». На следующий день белорусский лидер назвал Трампа «героем», который сумел, как «бульдозер», пройти через все препятствия на пути к президентскому креслу. При этом Лукашенко подчеркнул, что ему «все равно, кто там победил, но не все равно, какую политику Америка будет проводить, потому что это треть мировой экономики, а экономика — главное». И, конечно, не мог белорусский лидер забыть об обещании Трампа закончить конфликт на Украине, отметив, что если это произойдет, то «мы направим петицию на Нобелевскую премию».
Подобные заявления белорусских властей, как до, так и после выборов президента США, являются не просто проявлением симпатии к тем или иным американским политикам, но и прямым сигналом республиканский партии о готовности Минска перевернуть неудачную страницу белорусско-американских отношений последних лет. При этом определенные надежды на возможность такого развития событий во многом основываются на опыте сотрудничества двух стран в период первой каденции Трампа в 2017-2021 годах. Тогда на фоне очередного недопонимания между Белоруссией и Россией можно было наблюдать настоящий расцвет дипломатических отношений Минска и Вашингтона. Поэтому неудивительно, что тогда белорусская столица на некоторое время стала чуть ли не на место паломничества различных американских экспертов и чиновников самого высокого уровня. Например, в Минск в 2018 году приезжал известный русофоб и бывший тогда помощником госсекретаря США Уэс Митчелл. Через год в Белоруссию пожаловал тогдашний советник американского президента по национальной безопасности Джон Болтон, а в начале 2020 года и являвшийся при Трампе главой Госдепа Майк Помпео. Более того, сотрудничество двух стран дошло до того, что в 2020 году Минск впервые закупил у США партию нефти. Все это, а также недавние обещания Трампа относительно его внешнеполитической деятельности и позволяют белорусской стороне смотреть на будущие отношения с США с определенной долей оптимизма.
С другой стороны, в Минске прекрасно осознают, что кардинальных изменений в отношениях с США ни при Трампе, ни при любом другом главе Белого дома не произойдет до тех пор, пока Белоруссия будет идти по пути интеграции с РФ. Более того, даже в период первого президентства республиканца было очевидно, что вся политика Вашингтона в отношении республики подчинена главной цели – снижение российского влияния в Белоруссии с одновременным превращением ее в очередную «анти-Россию». Поэтому, улыбаясь и пожимая руки белорусским властям, администрация Трампа активно работала с противниками Лукашенко, в том числе готовя их к президентским выборам 2020 года. Как известно, итогом такого «сотрудничества» стала попытка государственного переворота в Белоруссии, который в Белом доме охарактеризовали тогда как «мирный протест». Более того, уже в сентябре администрация Трампа начала прямые контакты с беглым экс-кандидатом в президенты Светланой Тихановской, а с октября начала вводить санкции против официального Минска, тем самым дав старт новой волны экономического и политического давления со стороны Запада на Белоруссию.
Правда, стоит заметить, что нынешняя команда Трампа пока не была замечена в активных связях с белорусской оппозицией, которая на прошедших президентских выборах в США, как и киевский режим, поставила на Камалу Харрис. Именно поэтому сегодня в рядах «змагаров» царит уныние и страх перед возможным прекращением финансирования их деятельности со стороны новой администрации Белого дома. Противники Лукашенко довольно небезосновательно считают, что «белорусский вопрос» во внешней политике Трампа будет задвинут на задний план и вполне может стать «жертвой» глобальных сделок, в том числе по Украине. Это означает, что никаких серьезных и прямых проектов по дальнейшему поддержанию тех, кто еще совсем недавно выступал за продолжение конфликта на Украине до «победы над Россией» и призывал организовать военное вторжение в Белоруссию, не будет. По крайней мере до тех пор, пока Москва и Вашингтон будут готовы вести между собой переговоры. Тем более что Трампу и его команде в реальности наплевать на лозунги о защите прав человека и принципов демократии в Белоруссии, с помощью которых белорусская оппозиция уже не первое десятилетие выбивает себе финансирование на Западе.
Вместе с тем важнейшим фактором, который не позволяет Минску рассчитывать на полноценную нормализацию отношений с США, является глобализация Трампом большинства тем международной повестки дня. С этим согласны и белорусские власти, и их оппоненты. В данном случае речь идёт о том, что новая администрация Белого дома включит «белорусский вопрос» в общую стратегию противостояния с Россией и Китаем, а значит и речи о прямых контактах между Минском и Вашингтоном в обозримом будущем не будет. Более того, предыдущая политика Трампа, а также глубокие связи республиканцев с военно-промышленным комплексом США и наличие среди них большого числа так называемых «ястребов» делают перспективы реализации новым главой Белого дома своих предвыборных обещаний, на что и надеются в Белоруссии, крайне туманными. Именно поэтому, делая определенные сигналы будущему президенту США, в Минске не питают серьезных иллюзий относительно того, что с приходом к власти Дональда Трампа между странами начнется процесс нормализации отношений.
Таким образом, победа на президентских выборах в США Дональда Трапа, а с ним и Республиканской партии в ближайшем будущем вряд ли кардинальным образом изменит белорусско-американские отношения, которые еще какое-то время будут двигаться по определённому Вашингтоном несколько лет назад курсу. В Минске это прекрасно понимают, однако не могут не реагировать на происходящее за океаном, в том числе и потому, что не планируют оставаться в стороне от вопросов глобального характера, в первую очередь касающихся урегулирования конфликта на Украине. Поэтому все заявления официальных властей Белоруссии, как до выборов в США, так и после них, стоит рассматривать скорее не как желание здесь и сейчас начать диалог, а как стремление определенным образом подыграть объявленным Трампом мирным инициативам, в реализации которых Минск планирует принять самое непосредственное участие. Если этот белорусский сигнал в Вашингтоне будет услышан, у Белоруссии появится серьезный шанс на решение своих собственных вопросов на международной арене, что в настоящее время является более важным для республики, чем нормализация прямых отношений с США.
Фото: dzen.ru