Недавно я прочитал замечательное, яркое и эмоциональное эссе Захара Прилепина «Второе убийство Советского Союза». Правда, написано оно было в 2009-м году и многое что с тех пор поменялось в мире, но не думаю, что взгляды самого Захара поменялись с тех пор радикально.
Превознося Советский Союз, придавая ему величественно-эпические и даже мифологические черты, Захар опирается на свои детские воспоминания. На ощущение стабильной и мирной жизни под защитой сильного и доброго государства. Да, в этом я согласен с Захаром и, застав примерно то же время, даже более раннее, я тоже вспоминаю свое детство и жизнь своего Отечества с благодарностью и любовью. Но здесь важно сказать вот о чем.
Во-первых, нам выпало счастье жить в то, относительно недолгое время, которое можно назвать «золотым веком» Советского Союза. Когда идея «справедливости», положенная в основу нового строя, достигла максимального и полнейшего своего развития. Условно говоря, мы имели счастье наслаждаться плодами непостижимо громадного и напряженного труда огромной массы людей.
Но за пределами нашей маленькой жизни и нашего маленького опыта осталось очень много такого, чего никак не должно было быть в масштабах нашей великой Родины. За пределами нашего маленького личного опыта осталось море невыносимого ужаса и страданий настолько горьких и неоправданных, что человеческий разум не способен это вместить. И вот тут самое главное. Потому что причины этого громадного пласта ужаса – не в естественном ходе жизни, не в природе человеческого существования вообще и общественного устройства в частности. Причины этого ужаса заключаются именно в том, что группа людей, относительно небольшая, но энергичная до одержимости, решила во что бы то ни стало провести грандиозный вселенский эксперимент, начав со своего народа и со своего Отечества, хоть и трудно с уверенностью утверждать, что для этих людей Россия была Отечеством.
Эти люди последовательно и целенаправленно, десятилетиями (до революции подпольно, а затем и в открытую, властно) - растлевали народ, уничтожая в нем веру в Высшую справедливость. Результаты этого растления оказались ужасны. И если на одну чашу весов положить счастливое детство Захара, мое счастливое детство и детство еще миллионов детишек, живших в тихие и благополучные времена, а на другую положить ужас и боль, страдания и смерть, неразрешимость вопросов и страшный, безмолвный крик, обращенный к небесам, всех тех уже не миллионов, а сотен миллионов детей, которые хлебнули в своей маленькой жизни всего того, чего «по естеству», по устоявшемуся и в общем доброму, православному укладу Русской жизни им не пришлось бы хлебнуть… Если положить эти два опыта детских жизней на две чаши весов Божественной правды, то, будем честны – наша «счастливая» чаша никак не перевесит чашу всех тех несчастных жертв кровавого эксперимента, который Захар называет Великой… Октябрьской… и Социалистической революцией. А я, как и многие другие – страшным и кровавым мороком и переворотом.
Потому что страшная вина лежит на коммунистах и большевиках за то, что они «освятили и благословили» своим учением классовую ненависть и вражду. Возвели их в ранг праведности, так что всякое насилие, жестокость и убийство, совершаемое ими во имя классовой борьбы, стало считаться делом благим и правым. Но послушайте, что говорит Святая Церковь о несправедливом страдании всех угнетенных: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1Петр. 2, 19). То есть Богу угоден не бунт наш, во имя «справедливости», а то, чтобы мы, страдая несправедливо, переносили свои страдания с кротостью, веруя, что правда Божественная торжествует в самом терпении, великодушии и добре, а вся полнота её будет явлена в вечности. Переносить же скорби, помышляя о Боге, - это значит веровать, что есть Высший Судья и нужно только дотерпеть до Его суда, который будет в высшей степени справедливым и беспристрастным. Вот почему Господь говорил, что «претерпевший до конца» спасен будет (см. Мф. 10, 22). Но в том-то и дело, что для этого нужно веровать и претерпевать до конца. Это обязательное условие. В этом - корень христианства. Коммунисты же исхитили право суда у Бога и соблазнили всех несправедливо страдающих на бунт и кровопролитие. Условно говоря, они «переписали» притчу о богатом и Лазаре так, что Лазарь убивает богатого, делит его богатство между бедными и учреждает новую жизнь на началах «справедливости». Но Лазарь, убивший богача, перестаёт быть праведником, а становится разбойником и сам уже подлежит суду. И в этом состоит Высшая справедливость.
Да, конечно, скажут, что никакая кучка негодяев не сможет перевернуть жизнь огромной страны, если перемены в этой жизни не назрели. Но вот в том-то и дело, что Бог «льна курящегося не угасит» и «трости надломленной не переломит», то есть Сам Творец не вмешивается в человеческие дела, там, где они могут и должны быть разрешены терпением, добрым и чутким благоразумием. И ведь на самом деле так бывает в жизни отдельного человека и в жизни семьи, и в жизни общества. Когда запутался, навалилось со всех сторон, тяжко стало, невмоготу и только тронь – всё обрушится и сама жизнь, и отношения, и целостность существования. И вот в это самое время качнуть в сторону пропасти - есть самое легкое и вместе с тем самое подлое и гнусное дело. Вот в этом, я думаю и состояла роль тех самых немногих, но пламенных соблазнителей народа, которым лучше бы «жернов повесили на шею» и бросили бы их в воду, чем отвечать им теперь перед Богом за то, что они натворили…
Я с уважением отношусь к Захару, но, думаю, что его благородная любовь и преданность Советскому Союзу во многом есть с одной стороны преданность тому прекрасному мифу, который был создан трудами и жертвами огромного числа порядочных и честных людей. И в этом смысле я с солидарен Захаром, потому что эта жизнь – настоящая, высокая, самоотверженная и в подлинном смысле этого слова великая – не прекращалась на Руси даже и после переворота. И мы можем эту жизнь тоже назвать советской.
Но нельзя, невозможно, несправедливо и нечестно, а если угодно и подло – оправдывать безумную и кровожадную одержимость всех тех, кто в жертву безумным и жалким идеям безбожного «коммунистического рая» приносили жизни обычных людей. Тех людей, которые совсем не хотели мучиться, сходить с ума от ужаса и бессилия и умирать в страшных конвульсиях тела и разума, а просто хотели жить, верить, любить, пахать землю и растить детей, пусть даже страдать, но в меру, отведенную Богом, а не определенную безумием свихнувшихся экспериментаторов. И пусть это ужасное попущение есть именно следствие массового безумия – но не оправдывать это безумие нужно, не возводить его в ранг величественного достоинства, а горько плакать о нем и покаянно преображать свою жизнь.
Вот это и есть ключевые слова: любя всем сердцем Родину во все времена ее непростого существования, перед лицом правды Божией и перед сонмом умученных безвинно «ради высокой идеи» – обличать ложь, приведшую наше Отечество к катастрофе и не изжитую еще до сих пор. Это важно, потому что если мы будем превозносить и воспевать «романтический пафос» восстания, то это будет означать только одно – мы так ничего и не поняли, и не раскаялись в своем восстании против Бога, а значит и дальше готовы собирать угли на наши головы и на головы наших несчастных, ни в чем не повинных детей.
И надо нам прямо сказать, что выбор наш сейчас лежит между идеей безбожного «рая на земле» (и неважно уже, будет это коммунистический или вселиберальный «рай») и - жизнью, согласной с Богом и Его правдой. А эта жизнь, построение ее, возможно только если мы честно отделим в сознании своем веру от безверия, правду от лжи, красоту от уродства, жизнь от смерти, православие от коммунизма… сделаем сознательный выбор, избрав одно и отвергнув другое, а не будем пытаться всё смешать и назвать добром только потому, что нам так кажется верным, потому что всё это разом нам хочется уместить в прекраснодушный миф о Великом Советском Союзе.
Из безусловного приятия этого мифа и рождается задиристая, в общем понятная в юношестве, но вызывающая недоумение в зрелых – непрестанная «фронда» по отношению к нынешней власти. Когда молодежь начинает выискивать огрехи, промахи и недостатки в организации государственной жизни и не замечает, что эта пагубная привычка, меняет их сознание и не позволяет уже относиться к Родине с великодушием и любовью, а только критиковать и враждовать и грозить... Но послушайте, может быть хватит уже революций и бунтов, давайте будем вместе жить и строить новую жизнь в согласии с Богом, по совести, не проклиная, не унижая друг друга, но снисходя к немощам друг друга, даже если это немощи «чуждого нам класса» будь то предприниматели и промышленники или чиновники государственного аппарата.
Потому что если что и спасет Россию, то это взаимное великодушие всех ее членов, любовь к своему Отечеству, находящая выражение в уповании на Бога, в повседневном созидательном труде, в разумном преодолении возникающих разногласий и трудностей.
Редакция 2024 г.