Запад стремится направить АСЕАН на работу против России и Китая, Москва наблюдает риски милитаризации Азиатско-Тихоокеанского региона на фоне политики западных стран, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров: «Обратили внимание на риски милитаризации региона в результате такой политики западных стран, риски для стабильности азиатской части нашего общего континента и для устойчивого развития. Мы, в свою очередь, подтвердили, что Россия неизменно поддерживает усилия стран АСЕАН, которые направлены на сохранение мира. Запад же хочет сделать АСЕАН своим главным партнером, причем нацелить это партнерство против интересов России и Китая, прежде всего».
В ходе прошедшего 11 октября в Лаосе Восточноазиатского саммита американцы попытались продвинуть темы эскалации в Южно-Китайском море и конфликта на Украине, однако «никакого отклика эта попытка у членов АСЕАН не нашла. Участники от западной группы, включая Японию, Новую Зеландию, Австралию поддакивали американским тезисам. Но повторю еще раз, никакого практического эффекта это не возымело на данном мероприятии».
Как мы отмечали в предыдущих публикациях, неурегулированный и спорный статус многих секторов, островов и шельфов этих акваторий провоцирует манипулируемые извне межгосударственные конфликты, что, безусловно, снижает эффективность таких организаций, как АСЕАН, некоторые из участников которой будут представлены на форуме межгосударственного объединения БРИКС в Казани 22-24 октября. Дополнительную остроту ситуации, непосредственно затрагивающей в том числе и национально-государственные интересы России, придают крупные запасы энергоресурсов, а также разнящиеся, мягко говоря, взгляды на стабильность ключевого транзитного маршрута между Тихим и Индийским океанами, выходящий далее на Красное море и Суэцкий канал.
Нагнетая страсти, издание The Atlantic называет Южно-Китайское море наиболее взрывоопасной, но наименее заметной «горячей точкой» – «самым опасным конфликтом, о котором никто не говорит». Пролегающие через него международные морские торговые маршруты обеспечивают более 20% годовых объёмов мировой торговли, в то время как общая стоимость ежегодно проходящих транзитом через его воды товаров составляет от 3,4 млрд долл. до 5,3 млрд. долл. Свободный доступ в ЮКМ имеет для США непреходящее значение. В условиях растущего антагонизма с Пекином в Вашингтоне опасаются перехода региона под китайский контроль с негативными последствиями для политических и экономических интересов Америки, а также безопасности их союзников. Вашингтон последовательно наращивает оборонное сотрудничество с оппонентами Китая и собственное военное присутствие в Южно-Китайском море. Под предлогом следования принципам «свободной навигации» США регулярно направляют в регион авианосные ударные группы, бомбардировщики и ядерные подлодки.
США, Австралия, Япония и Индия, входящие в учреждённый в 2007-м и не являющийся военным альянсом «Четырёхсторонний диалог по вопросам безопасности» (QUAD), выразили в конце сентября в Делавэре совместную обеспокоенность ситуацией в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях и милитаризацией там спорных территорий, выказав намерение патрулировать означенные бассейны. В принятом по итогам встречи совместном заявлении говорится также об озабоченности «принудительными и устрашающими маневрами в Южно-Китайском море» (ЮКМ). Можно предположить, что здесь содержится намёк на военные манёвры китайского флота, хотя впрямую «оппонент» не указывается. Констатируя «опасное использование судов береговой охраны и всё более частое использование ими опасных маневров», участники QUAD «подчёркивают важность поддержания свободы судоходства и полетов, других законных видов использования моря и беспрепятственной торговли в соответствии с международным правом». На 2020 год планируется запуск в «первой в истории миссии наблюдателей» с привлечением судов береговой охраны США, Японии, Индии и пограничных ВМФ Австралии, дабы «улучшить взаимодействие сторон и повысить безопасность в Индо-Тихоокеанском регионе».
Следует отметить, что позиции некоторых участников QUAD находят понимание со стороны не входящих в эту структуру государств АТР, отягощённых давними противоречиями с КНР по ряду островов и участков морских акваторий. Помимо Филиппин и Вьетнама, на расширение эксклюзивных экономических зон претендуют Малайзия и Бруней. На действия Вашингтона сейчас пристально смотрят все страны Азии, особенно Тайвань, что могут рассуждать примерно следующим образом: «Если США не защитят Филиппины, то где гарантия, что они будут оборонять Тайвань или других своих союзников?»
Напомним, в настоящее время действуют соглашения о военном сотрудничестве (фактически о военной взаимопомощи) между США и Филиппинами, Австралией, Новой Зеландией, а также Великобритании с Брунеем, Австралией и Новой Зеландией. Объекты Пентагона расположены на Филиппинах, в Австралии, Новой Зеландии; а британские – в Брунее, Австралии. Не следует забывать и об «Организации взаимодействия в сфере обеспечения технической функциональной совместимости военно-морских сил США, Канады, Австралии и Новой Зеландии» (AUSCANNZUKUS).
Таким образом, в США стремятся создать гибкую систему архитектуры безопасности, состоящей из различных форматов, призванных взаимодействовать между собой с целью сдерживания КНР, включая и активизировавшийся в регионе Тайвань, снизивший свои претензии в Южно-Китайском море примерно с 2022 года. Ранее от имени гоминьдановской «Китайской республики» выдвигались требования, почти аналогичные таковым со стороны континентального Китая. Можно предположить, что к настоящему времени, в отличие от КНР, Тайбэй фактически пришёл к согласию с Манилой и Куала-Лумпуром о разграничении примыкающих акваторий и о совместной экономической деятельности в этих секторах.
В то же время в Индии не разделяют видение «азиатского НАТО», к которому взывает Исиба, заявил 1 октября министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар. В отличие от Японии, Индия никогда не была союзником другой страны по договору: «У нас нет такой стратегической архитектуры».
В конце сентября с. г. Филиппины официально объявили о начале многостороннего военно-морского сотрудничества с США, Австралией, Японией и Новой Зеландией, целью которого является «демонстрация общей приверженности укреплению регионального и международного сотрудничества в поддержку свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».
В свою очередь, Минобороны Малайзии еще в 2019-м опубликовало свою первую «Белую книгу» по вопросам обороны. Среди главных угроз, с которыми в ближайшей перспективе столкнётся страна, указаны терроризм, вопросы кибербезопасности, обострение отношений с Китаем в бассейне ЮКМ.
Если не военное, то как минимум политическое блокирование всех упомянутых структур Запада со странами региона возможно также в контексте бессрочного Договора (1976 г.) «О дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии», подписанного почти всеми странами ЮВА (кроме Мьянмы и Восточного Тимора). РФ и КНР присоединились к этому договору в 2003-2004 гг.
Несмотря на скептическое отношение в Нью-Дели и даже в Вашингтоне, не исключено, что предполагаемый аналог НАТО в Юго-Восточной Азии может со временем приобрести и более жёсткие контуры. Активнее других о подобного рода перспективах рассуждают в Токио: так, недавно свежеиспечённый глава японской дипломатии Такеши Ивая призвал рассмотреть предложенную его боссом С. Исибой идею «азиатской версии» НАТО в средне- и долгосрочной перспективе. По его словам, прямо сейчас создать такую организацию было бы затруднительно по причине разнящихся политических и экономических систем в странах региона. Перед избранием на пост главы правящей Либерально-демократической партии вышеупомянутый Исиба утверждал, что азиатский аналог НАТО якобы необходим для сдерживания угроз со стороны Китая, КНДР и России.
P.S. 11 октября МИД России выразил решительный протест Токио в связи с намеченными на конец октября – начало ноября японо-американскими военными учениями в «непосредственной близости» от российских границ. В Москве предпримут «неизбежные адекватные контрмеры», направленные на «укрепление обороноспособности и защиту суверенитета» России.