Источник: Православие.ру
Москвичи и гости первопрестольного града, проходящие по Нововоротниковскому переулку, имеют возможность полюбоваться нарядным видом большого храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. В его облике гармонично сочетаются архитектурные детали разных стилей, поскольку церковное здание, возведенное еще в XVII столетии, неоднократно перестраивалось. Кто-то из прохожих, возможно, зайдет внутрь храма, где сможет увидеть уникальный мраморный иконостас, выполненный по проекту Ф. Шехтеля, и чудесные росписи конца XIX века, воспроизводящие знаменитые работы В.М. Васнецова, М.В. Нестерова и ряда других выдающихся русских художников. Главный престол храма освящен в честь Живоначальной Троицы, но нашим современникам эта церковь гораздо более известна именно по приделу во имя прп. Пимена Великого – одного из столпов древнего египетского монашества. Это обстоятельство во многом объясняется тем, что история храма в XX веке тесно связана со служением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, носившего в монашеском постриге имя египетского святого. Подробнее узнать об этом можно, посетив приходской музей, где имеется большая мемориальная экспозиция, посвященная Святейшему Патриарху Пимену. Об истории ее создания рассказывает куратор музея, студент I курса МДА Никита Сергеевич Ткачев.
Мемориальный зал Святейшего Патриарха Пимена. Фото О. Кирьяновой
– Расскажите, пожалуйста, как давно в храме преподобного Пимена Великого существует музей? Кто был инициатором его создания?
– Идея создания музея, в целом, принадлежит настоятелю нашего храма протоиерею Алексию Круглику. Храм преподобного Пимена Великого знаком ему с детства – мама водила его сюда на богослужения вместе с братом и сестрой. По предложению отца Алексия была создана рабочая группа, в которую вошли как многолетние прихожане, так и сотрудники храма. С осени 2021 года этой группой ведется большая работа, в том числе архивная. Отмечу интересное обстоятельство: когда встал вопрос о создании музея, оказалось, что на приходе есть все необходимые специалисты, нам не пришлось никого приглашать со стороны. Все члены нашей рабочей группы во главе с настоятелем являются замечательными специалистами – каждый в своей области, и просто тонкими, неравнодушными, творческими людьми, энтузиастами своего дела. Пользуясь случаем, назову имена людей, принимающих непосредственное участие в сборе документов и артефактов, создании музея и его работе: это Марина Борисовна Гэйлор, Надежда Васильевна Ревзина, Анна Леонидовна Решина, Вероника Андреевна Поваляева, Ирина Станиславовна Семененко, Татьяна Михайловна Соколова. Мы, думаю, больше, чем просто коллеги. Помните слова отца Павла Флоренского о том, что Церковь – это дружба? Замечательная мысль!
Музей состоит из трех залов. Один зал посвящен истории нашего храма – храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, что в Сущёве, два других занимает экспозиция, посвященная Патриарху Пимену.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен
– Что связывает историю храма с личностью Патриарха?
– История нашего храма неразрывно связана с жизнью и служением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Шестнадцатилетним иноком в конце 1926 года по приглашению протоиерея Николая Бажанова, настоятеля храма преподобного Пимена Великого, он принял руководство правым хором и до 1932 года нес в храме послушание регента. С 1958 года, в престольный день памяти преподобного Пимена Великого 9 сентября, торжественным богослужением владыка Пимен, а с 1971 года Святейший Патриарх Пимен, почти ежегодно отмечал в этом храме день своего тезоименитства. Эти богослужения неизменно собирали множество молящихся. И сегодня в дни памяти Святейшего Патриарха у нас обязательно служится заупокойная лития.
Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках
Храм преподобного Пимена Великого – это храм юности и молодости будущего Патриарха, здесь он возрастал с 1926 по 1932 год. Представьте себе: храм в центре столицы, такие сложные драматичные двадцатые годы, а в храме преподобного Пимена Великого молодежный хор до семидесяти человек! Я уже упомянул, что пригласил в храм будущего Патриарха настоятель храма отец Николай Бажанов. Именно отец Николай подсказал иноку Платону взять в мантийном постриге имя Пимен. Отец Николай, к слову, один из четырнадцати московских священников, награжденных за свои труды в годы Великой Отечественной войны медалью «За оборону Москвы» – он руководил командой противопожарной охраны, участвовал в ночных дежурствах при налетах фашистской авиации и в тушении попадавших на крыши домов зажигательных бомб.
В храме преподобного Пимена Великого будущий Патриарх обрел духовно близких друзей, с которыми не терял связь и в дальнейшем. Знавшие его отмечают внимание и участие, с каким Патриарх до конца дней относился к старым друзьям – приезжал на именины и дни рождения, посылал подарки, а получатели бережно их хранили. Есть воспоминания, как подаренные духи «Красная Москва» так и не были открыты, уж очень хотелось сохранить их на память. Для людей из того молодежного хора было важно, что их регент, наставник юности, не забыл их. А ведь прошло полвека – и каких!.. Еще в юности будущий Патриарх проявил себя как настоящий пастырь: вел миссионерскую работу, читал с певчими молодежного хора Священное Писание (как вспоминают сами певчие, на репетициях этому было уделено значительное время). Память о том, сколь скромно и человечно он вел себя с людьми, проявлял заботу и терпение, передается из поколения в поколение – я слышал подобные семейные истории от гостей нашего музея. Все отмечают невероятную целостность Патриарха Пимена, причем целостность, что называется, «от юности своея».
Патриарх Пимен не только не забывал свой молодежный хор, а вообще никогда ни о ком не забывал, и теперь уже можно раскрыть один его тайный подвиг: Святейший раздавал всё, что имел, практически все свои средства. У нас есть доподлинные свидетельства.
Сохранились конверты, в которых Патриарх Пимен рассылал по всему СССР деньги, помогая монашествующим и не только. Это было большой тайной. На конвертах нет ни имени, ни обратного адреса - только «П.П.» или «П.П. Московский». Как шутят знающие люди, «Петр Петрович».
Став епископом в 1957 году, владыка Пимен, а затем Святейший Патриарх Пимен, каждый год старался служить в храме своей молодости на престольный праздник – день преподобного Пимена Великого. Вся Москва (и не только) знала, что восьмого и девятого сентября Святейший Патриарх будет в храме в Новых Воротниках. Приходил он порой и как обычный прихожанин, неожиданно и скромно, без сопровождения и иподиаконов. От знаков внимания и почестей всегда, когда только мог, отказывался. Некоторые наши прихожане застали те годы. За время своей работы я узнал от них очень много интересных деталей. Кстати говоря, в нашем храме служили и будущие новомученики – Патриарх Пимен духовно рос и воспитывался и среди них. Это важно. Я, например, зная, что Святейший Пимен, не учившись в богословских школах, экстерном сдал все экзамены перед хиротонией, спросил у человека, близко его знавшего: «Можно ли считать Патриарха Пимена самоучкой?» Знаете, каков был ответ? «Можно, но ты имей, пожалуйста, в виду, среди каких людей он рос и проходил свое становление». Имелись в виду как раз новомученики.
– Представлены ли в музее подлинные вещи, принадлежавшие Святейшему Патриарху Пимену? Какие именно? Как удалось их отыскать? Какие экспонаты вы сами считаете наиболее примечательными и интересными?
– Подлинного много: мебель из его рабочего кабинета, облачение, личные вещи, предметы быта, документы, фотоснимки, которые он сделал сам, награды, подарки, а также привезенные из зарубежных поездок флаконы с освященным маслом из храма Гроба Господня, открытки с видами памятников архитектуры. Отдельно стоит упомянуть записные книжки. Я их всегда показываю людям в ответ на вопрос о письменном наследии Патриарха Пимена. Святейший Патриарх не оставил воспоминаний, лишь проповеди, стихи и завещание, которое стало известно благодаря о. Иоанну (Крестьянкину). Это объясняется тем, что Патриарх Пимен был человеком очень сдержанным, немногословным – сказывался опыт лагерей и войны. В музее хранятся две записные книжки Святейшего, но все страницы, на которых что-то было написано, тщательно вырваны. Мы позволим себе сделать такое предположение, исходя из вышесказанного: либо сам Святейший их удалил в конце жизни, либо по его просьбе это сделали его помощники.
Письменный стол Патриарха Пимена. Фото О. Кирьяновой
Особое место в экспозиции о Патриархе Пимене занимает коллекция вещей, собранная архимандритом Дионисием (Шишигиным), его бывшим иподиаконом, книгодержцем, референтом. О создании биографии Патриарха о. Дионисий задумался еще при жизни Святейшего, но реализовать задуманное удалось лишь годы спустя. В 2010 году была издана его книга «Былое пролетает…» со множеством фотографий, архивных данных, стихов Патриарха. Долгое время он так же бережно хранил материальные свидетельства тех лет, вещи, когда-то подаренные или просто принадлежавшие Святейшему. Всё – от письменного стола, кресла, канцелярских принадлежностей до фотографий, сделанных рукою Первоиерарха Русской Церкви, – было ценно и дорого. Люди, знавшие Святейшего, передавали о. Дионисию на хранение то, чем так дорожили сами: книги, предметы облачения, открытки и письма, аудиозаписи. Заботу о сохранении коллекции о. Дионисий завещал своей помощнице Ольге Владимировне Исаевой, что она с большой ответственностью исполнила и передала впоследствии в наш музей. До сих пор люди, лично знавшие Патриарха Пимена, дарят музею ценные артефакты. Из совсем недавних приобретений – патриаршая мантия. Это дар нашему музею от музея Патриарха Пимена при Просветительском центре Богоявленского собора города Ногинска – малой родины Святейшего.
В нашем музее также есть отдельная экспозиция, посвященная церковной жизни в СССР. Во многом она состоит из предметов, переданных моей покойной мамой, Наталией Борисовной Ткачевой. Это и самодельные иконы, многим памятные в послевоенной советской России, и рукописные акафисты в зеленых школьных тетрадях. Сейчас мы привыкли, что, считав QR-код, можем открыть на смартфоне текст акафиста, например. Но не стоит забывать, что еще совсем недавно Евангелие или молитвослов можно было приобрести далеко не везде, поэтому священные тексты переписывались от руки и тайно распространялись между православными людьми. Это было в том числе и в период патриаршества Святейшего Патриарха Пимена.
– Жизненный путь Патриарха был тернистым, уже в юности ему довелось в полной мере испытать тяготы гонений богоборческого времени, пережить заключение в лагере. Нашел ли этот период его жизни отражение в экспозиции?
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен
– Даже вопрос о месте рождения и крещения будущего Патриарха потребовал дополнительных изысканий. В ходе нашей архивной работы была найдена запись в метрической книге, по которой младенец Сергей Извеков был крещен на третий день после рождения в Троицком храме в пригороде Богородска, где на фабрике Морозовых работал его отец. Об этом и о служении Святейшего Патриарха в нашем храме опубликованы статьи в Сретенском сборнике за 2022 год. Лагерный период жизни будущего Патриарха отражен и в экспозиции, и в экскурсиях, и в различных наших мероприятиях. Так, во втором зале музея на семи стендах размещена биография Патриарха Пимена с фотоматериалами. Но надо понимать, что период жизни и служения будущего Патриарха за 1932–1945 годы остается и по сей день наименее изученным. Кое-что уже можно утверждать наверняка. За упомянутые годы иеромонах Пимен был четырежды арестован и трижды осужден. Войну он прошел в звании офицера Советской армии, это тоже стоит подчеркнуть. К лету 1943 года он старший лейтенант, минимум дважды был контужен. Он один из тех, кто приблизил великий и победный май 1945 года.
Первый срок заключения будущий Первосвятитель отбывал в Дмитровском лагере на строительстве канала Москва-Волга. Есть горькая ирония в том, что спустя годы Волга будет одним из немногих официально разрешенных маршрутов для путешествий Святейшего Патриарха Пимена по СССР. «Золотая клетка», как он сам горько шутил.
В армии иеромонах Пимен получил навыки ветеринара и фельдшера, что не раз помогало ему выжить в лагерях и на фронте.
До войны еще была ссылка в Узбекистан. Здесь будущего Патриарха назначили ответственным за работу Дома санитарного просвещения, его даже отправили на конференцию в Москву! Он приезжает в Москву, а тут – взорван Богоявленский храм в Дорогомилово, в котором он регентовал, Пименовский храм захвачен раскольниками, его духовник арестован и казнен. Маму он похоронил еще в 1936-м. Такая вот поездка… Матери, кстати, он посвятил удивительные стихи, всем советую их прочитать. Это тот редчайший случай, когда Святейший в стихах выражает свои сокровенные чувства, подобные стихи в его литературном наследии по пальцам можно пересчитать:
Как вспомнишь о тебе, и радость засияет
В душе моей надломленной, больной,
И образ светлый твой душе моей внимает,
Дарит меня душевной тишиной.
Можно с уверенностью сказать, что в Узбекистане будущий Патриарх попытался получить светское образование и выбрал литературный факультет педагогического института. Мало кто знал при жизни Патриарха Пимена, что он пишет стихи, кстати говоря. Там же, в Узбекистане он, уже дважды осужденный иеромонах, был назначен в местной школе завучем и преподавателем русского языка и литературы! Многие удивляются, как человек с двумя судимостями мог стать офицером или занимать такие должности. Это были парадоксальные годы, конечно, очень сложные. Я лично думаю, что не стоит упрощенно смотреть на происходившее тогда. Я обсуждал этот вопрос отдельно и со светскими, и с церковными историками, все они придерживаются аналогичного мнения. Но интересно, что уже тогда светские, гражданские чиновники выделяли будущего Патриарха как очень одаренного и ответственного человека. У нас в музее как раз можно посмотреть копии архивных документов, подтверждающих мои слова. Сами оригиналы хранятся в архиве Московского Данилова монастыря.
Потом была мобилизация 1941 года, пехотное училище, Великая Отечественная война. В Узбекистан иеромонах Пимен не вернулся, окончить институт не успел.
Так сложилось, что о победе он узнал, отбывая третий срок в лагере под Воркутой, куда попал по трагической ошибке. Подчеркиваю – это была ошибка, Патриарха Пимена еще при жизни амнистировали и позже наградили юбилейными медалями за участие в войне. Но тогда было так. Сам он, доживший, как вы знаете, до «перестройки», никогда вслух об этом говорить не любил, в стихах не уделил этому ни строчки, в личных разговорах с ближайшим кругом не высказывал обид или еще чего-то подобного. Вообще, Святейший Патриарх Пимен не любил политиканства и разного рода крайностей. Зато люди, близко знавшие его, прямо говорили, что у него было предчувствие всего того, что случилось в девяносто первом году, и последствий этих событий. И это терзало его.
– Есть ли в музее экспонаты, связанные с фронтовой биографией будущего Патриарха?
– Пока нет, но мы стараемся их найти. В годы Великой Отечественной войны, будучи офицером, он закрыл собой своих подчиненных от обрушившейся на них части кирпичной стены. Эта история известна непосредственно со слов Святейшего Патриарха. Есть ряд свидетельств о том, что Патриарх носил жесткий кожаный корсет, чтобы укреплять спину, видимо после этого случая. У нас в музее также хранятся его сапоги, сшитые на заказ по военному образцу с расширенным голенищем. Необходимость в такой обуви была продиктована тем, что у Святейшего кроме контузий много всего значилось в медицинской карте: и туберкулез позвоночника, обнаруженный как раз вскоре после победы, и диабет, который, видимо, стал последствием всех предыдущих трудных лет жизни.
– Большинство людей помнят о нем именно как об официальном лице, Предстоятеле Церкви. А каким Патриарх был в повседневной жизни, в общении с сотрудниками и духовными чадами? Ставили ли вы задачу музейными средствами рассказать об этом?
– Да, мы считаем очень важной задачей рассказывать о личности Патриарха Пимена, о его человеческих качествах. Я часто привожу один образ, а теперь еще и показываю его на экране, чтобы мы могли лучше представить себе духовный и личностный облик Святейшего Патриарха Пимена. Патриарх написал две большие поэмы – одну о Псково-Печерском монастыре, вторую о Троице-Сергиевой лавре. Это два главных монастыря в его жизни. А они что собой внешне представляют? Мощные крепости, способные выстоять в осаде. У Патриарха Пимена этот образ сквозной в поэмах. Образно говоря, он сам – монастырь внутри мощной крепости. Мало кто знает, что рост Святейшего составлял 198 сантиметров. Я нашел эту цифру в копиях редких документов, эти данные его рукой были внесены в анкету. Патриарх Пимен вообще был богатырского телосложения. Офицер Советской армии, фронтовик, физически очень крепкий, трудившийся на стройках, работавший руками, умевший скрывать от всех свои многочисленные болезни и скорби и при этом с юности монах, музыкант, поэт, художник, человек лирического, созерцательного склада. Всё это дает ключи к пониманию личности Патриарха, условно, конечно, не будем упрощать. И в этом, кстати говоря, Патриарх Пимен – очень русский человек. Недавно я проводил специальное мероприятие, на котором мы слушали стихи Святейшего Пимена в его исполнении. А бывает, сначала показываю военного кроя сапоги Святейшего, а потом выполненные им эскизы наперсных крестов – там тончайшая графика.
Н. Ткачев. Фото Н. Чериковой
– Знаю, что на базе музея ведется большая работа по сохранению личных воспоминаний о Патриархе Пимене. Пожалуйста, расскажите о ней.
– Да. По светскому высшему образованию я режиссер кино и телевидения. Снимаю документальное кино, различные поэтические литературные видео, стажировался на канале «Культура», пишу сценарии, стихи. Когда мы взялись за работу по созданию музея, очень быстро обнаружилось, что последний большой документальный фильм о Патриархе Пимене вышел еще на советском телевидении, в год его смерти, что не записаны на видео рассказы людей, знавших Святейшего. Мы решили восполнить этот пробел. На данный момент у меня в работе большой фильм о Святейшем Патриархе. Изначально я снимал его как режиссер и сценарист, а моя мама Наталия Ткачева помогала мне как исполнительный продюсер и соавтор сценария. К сожалению, год назад ее не стало, поэтому теперь всем я занимаюсь сам. В процессе работы у нас с мамой возник еще один большой документальный проект, который с весны 2024 года я начал показывать гостям музея. Это цикл передач о Патриархе Пимене, представляющий собой видеозаписи бесед с людьми, знавшими Святейшего, с историками, которые застали те годы уже как воцерковленные люди, с прихожанами нашего храма. Сценарии передач мы писали в соавторстве с мамой. Материала много – часов на пять, и я продолжаю снимать новые передачи. О некоторых интересных деталях и обстоятельствах жизни и служения Патриарха, которыми я поделился в своих ответах, как раз рассказывается в этих передачах. Есть в них, конечно, и рассказы о храме преподобного Пимена Великого. Материала оказалось больше, чем мы даже ожидали, у нас сложилась историческая панорама двадцатого века в лицах. Мы с мамой поняли, что это еще один отдельный материал на вес золота, который может вполне самостоятельно восприниматься. Я назвал этот проект (впрочем, как и другие свои проекты о Патриархе Пимене) «Ровесник века». Помните у Ахматовой строки: «…Приближался не календарный – Настоящий Двадцатый Век»? Это она пишет после двух войн и других трагических эпохальных событий, когда уже многими двадцатое столетие воспринималось как время катастроф. А Патриарх Пимен как раз подлинно ровесник этого века катастроф, ведь он застал практически всё в ушедшем веке, а что не застал – так предвидел, как, например, предвидел наши девяностые годы. Теперь показываю эти передачи раз в две недели на отдельных мероприятиях в приходском лектории. Демонстрирую фрагменты цикла передач и различные дополнительные видеоработы. Надеюсь, позже мы издадим сборник текстов, в который войдут различные материалы, в том числе и по мотивам моих передач, просто даже для научного цитирования, чтобы облегчить жизнь другим, будущим исследователям.
Зал истории прихода. Фото из архива храма
В нашем приходском лектории были и тематические встречи, посвященные дням памяти Патриарха Пимена, престольным праздникам нашего храма, Дню Победы в Великой Отечественной войне. На Троицу мы с клириком нашего храма, иереем Димитрием Федоровым, проводили совместное мероприятие: отец Димитрий интересно и при этом доступно для людей, не имеющих богословского образования, изложил вероучительную часть, посвященную празднику, а я рассказывал как раз о связи Патриарха Пимена и Троице-Сергиевой лавры. Мы смотрели редкие кадры хроники на эту тему. Вышло, по отзывам посетителей, очень познавательно и интересно.
– Взаимодействуете ли вы в процессе формирования экспозиции с коллегами из других церковных и светских музеев?
– Взаимодействуем, но, как говорится, пока что скорее межличностно, чем институционально. Первым крупным специалистом, посетившим нас, был профессор Алексей Константинович Светозарский, с ним мы тоже сделали большую передачу, в которой обсуждаются парадоксы и трагические противоречия двадцатого столетия и, конечно, в первую очередь период Патриарха Пимена.
– Кто посещает музей? Как люди узнают о нем, и может ли человек «с улицы» попасть сюда на экскурсию?
– Наш музей посещают самые разные люди. Мы сторонники индивидуального подхода, поэтому с первых минут экскурсии стараемся узнать о тех, с кем будем работать. Охват действительно широкий. Бывают студенты и школьники, профессиональные историки и богословы и любители, воцерковленные люди и люди, которые впервые пришли в храм, православные объединения и реставраторы, кинематографисты и ветераны, художники и спортсмены, «Московское долголетие» и Общество инвалидов. По церковному образованию я катехизатор и стараюсь всегда ориентироваться на человека. В церковных экскурсиях, конечно, очень помогает знание русской культуры и истории. К примеру, люди могут не помнить, что «Яблочный Спас» – это праздник Преображения, не знать, в чем его смысл. Но, если они читали роман Пастернака, им легче и быстрее это объяснить, образованные люди старше сорока массово помнят стихотворение «Август». Или рассказать про святителя Димитрия Ростовского – многие помнят, что Пушкин и Достоевский штудировали жития святых. Русская культура – большой помощник и большая радость.
Узнают про наш музей из разных источников: из сети интернет, официальных ресурсов прихода храма в Телеграме, ВКонтакте, на сайте прихода, из чьих-то рассказов, из различных объявлений. Сарафанное радио работает удивительно.
Экскурсия
Самый простой способ попасть в наш музей – приехать в любое воскресенье в 12:30 в храм преподобного Пимена Великого. Обычно все воскресные экскурсии и показы проекта «Ровесник века» проводятся у нас после поздней литургии. Я встречаю все группы возле Поклонного креста. Предварительной записи у нас нет, исключение составляют групповые посещения, если группа больше десяти человек. Большие группы могут записаться, написав мне напрямую на почту: nik-fantasy@yandex.ru.
Но многие люди действительно попадают прямо «с улицы» – либо идут мимо и видят объявление, либо слышат от знакомых и приезжают. И чаще всего люди застают меня на месте, потому что я приезжаю по разным делам в музей, и у них получается индивидуальная экскурсия. Я не люблю отказывать людям, особенно заинтересованным. Если современный человек чем-то так увлечен, что тратит на это время обеда или утро выходного дня, я просто обязан ответить взаимностью.
Зал истории прихода. Фото из архива храма
Еще отмечу, что также у нас проводятся замечательные экскурсии по храму, их ведет моя коллега Анна Владимировна Решина, рекомендую всем посетить. График такой же – воскресенье, 12:30, без предварительной записи, экскурсовод ждет посетителей в притворе храма.
Наша задача – заинтересовать как можно больше людей русской историей и историей Русской Церкви, русской культурой и, конечно, русским Православием. А тех, кто уже заинтересован, поддержать в этом интересе. Потому что наши люди довольно отзывчивые, просто необходим заинтересованный обстоятельный разговор, и желательно без упрощений.
Приглашаем всех желающих в наш приходской музей и на наши мероприятия. Вся информация и контакты есть в Телеграм-канале прихода.
С Никитой Ткачевым
беседовала Ольга Кирьянова