Философская глубина в простоте древнерусских поучений

0
95
Время на чтение 7 минут

Источник: Наука Вера Культура

Вокняжение в Новгороде Владимира Ярославича по повелению его отца, Ярослава Владимировича, поставление Ярославом Луки Жидяты. https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Вокняжение_в_Новгороде_Владимира_Ярославича_по_повелению_его_отца,_Ярослава_Владимировича,_поставление_Ярославом_Луки_Жидяты.jpg

Искусство слова всегда ценилось и на народных собраниях, и в философских собеседованиях, и на профессорской кафедре, и на церковном амвоне. Однако произнесенная речь, даже производящая самые сильные впечатления, не сохраняется так, как написанное выступление. Высокое достоинство философских предметов зачастую облекается в такие мудреные слова и речи, что они, и будучи записанными, нередко остаются малодоступными и малопонятными. Поэтому настоящим искусством всегда считалось умение выражать свои мысли кратко и ясно. Тем более это справедливо, когда разговор идет о вещах непреложных, о вечных истинах. Хорошо сказал об этом известный римский философ Луций Сенека: «Речь, которая старается об истине должна быть простой и безыскусной». Как бы не парадоксально это звучало: искусство слова заключается в его искренности и безыскусности.

Если с такой меркой подойти к древнерусскому философскому наследию, то можно будет найти образцы настоящих ораторских произведений и примеры простых и доступных поучений. Первым из них должно считаться сохранившееся «Поучение к братии» епископа Новгородского св. Луки Жидяты (†1059 г.). Его прозвище «Жидята» иногда связывают с указанием на еврейское происхождение, что маловероятно, скорее всего – это сокращение распространенного в Новгороде Великом имени Жидислав. О его жизни известно немного. Он был избран на новгородскую кафедру решением великого князя Ярослава Мудрого (очевидно, для руководства сыном Владимиром, который стал новгородским князем еще в четырнадцатилетнем возрасте). В долгий период церковного служения епископа Луки в Новгороде (1036–1059) был построен Софийский собор и некоторые другие церкви и монастыри. Заботами епископа поддерживалась кафедральная школа грамоты для состоятельных горожан, возможно, сам епископ был в ней учителем и переводил с греческого языка. В конце жизни он был оклеветан своим холопом Дудиком и его двумя сообщниками в каких-то «неподобных речах», был судим в Киеве и пробыл три года в заточении. Когда ложность доноса открылась, Лука был отпущен обратно, но умер в дороге. Примечательно, что путь его, как было тогда в обычае, пролегал по реке, в данном случае – по Днепру, и умер он, как отмечается в Никоновской летописи, «на Копысе». Принято усматривать здесь белорусский город (ныне – городской поселок) Копысь возле Орши. Однако в летописи речь, скорее всего, идет не о городе, а о остановочном пункте на притоке Днепра – речке Копысь, которая дала название позднейшему городу. Вряд ли летописец употребил бы предлог «на» в случае указания на город. Так или иначе, епископ Лука умер на современной белорусской земле. Такая получилась у него с ней связь.

Св. Лука Жидята, епископ Новгородский. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url

«Поучение к братии» – это небольшое слово проповедника, сказанное, с целью кратко изложить основы церковного благочестия, или тех главных правил, которым должен следовать христианин для спасения души. Конечно, «Поучение» посвящено специфической религиозной тематике, однако нельзя не заметить его глубокий философский смысл. В самом деле, телеологическое (то есть заданное целью совершенствоваться в любви к Богу) предназначение человека есть богословское положение, предмет веры. Поэтому епископ начинает свою речь с указания на веру в Бога, как первую заповедь. Вместе с тем постановка вопроса о необходимости религиозной веры как важнейшего условия духовной жизни человека – это уже сфера философского размышления. Во время св. Луки Жидяты не было нерелигиозных людей, были начинающие христиане, оставались по местам еще язычники, но епископу тогда, как и сейчас церковным проповедникам, нужно было напоминать слушателям о регулярности посещения церкви, домашней молитве, почитании праздников и других христианских обязанностях. Делать это нужно было не только потому, что новокрещенные еще не были приучены так поступать, но и потому, что свои обязанности ленятся исполнять и уже давно крещеные люди. Проблема заключается в понимании религиозности. Если ее воспринимать как известные ритуалы от случая к случаю, то имеем дело скорее с формой социальной жизни, когда исполнение определенных правил и традиций помогает человеку оставаться в привычной социальной среде. Другое дело, когда религиозность рассматривается как выражение личного духовного поиска. В таком случае вера приобретает смысложизненный характер, выступает на первый план и даже заставляет вступить в конфликт с социальной средой, где религиозность – это просто набор формальных действий. Пусть в «Поучении» не находится философских прелюдий и отступлений о приоритете веры в духовных исканиях человека (личности). Проповедник поставил ее на первое место как основу всего устроения внутреннего мира, как принцип для поведения.

Далее можно выделить в кратком слове епископа обозначение других правил в отношении к Богу, затем к другим людям и к самому себе. Логично, что после напоминания заповеди о вере в Бога и связанных с ней обязанностей богопочитания, он переходит к этической основе – любви к людям. Причем не наружной, чтобы одно было в сердце, а другое на устах, но правдивой. Оригинально звучит такое правило св. Луки Жидяты: «Хвалите друг друга, да и Бог вас похвалит». Очевидно, речь идет о взаимной поддержке, поощрении, что противопоставляется спору и конкурентной борьбе. Характерно звучит евангельская заповедь о неосуждении: «Не осуди брата даже мыслию, поминая грехи свои, да и тебя Бог не осудит». Далее проповедник говорит о сострадании к убогим, сиротам, странникам. Казалось бы, все это – традиционные наставления, общие правила любой религии. Но цель «Поучения» не в том заключается, чтобы поразить слушателей чем-то новым или необычным. Показывается переход от внутренних теоретических убеждений к практической социальной этике. Религиозный человек не только думает о Боге, ходит в храм и молится дома. Он познается как миротворец и братолюбец, милосердный сострадатель. Все эти качества служат выражением глубины и искренности его веры.

В отношении к самому себе проповедник учит избегать самомнения и гордости, гнева и сквернословия, но вести себя смиренно и кротко. Ничто из перечисленного не дается легко. Смирение – едва ли не самая трудная добродетель. Но к этому прилагается характерный совет: помни о тленности земной жизни и скоротечности ее удовольствий. Как не сравнить его с известной фразой «помни о смерти», которую говорил на ухо полководцу-триумфатору в древнем Риме специальный слуга, чтобы он не возгордился оказанной победителю честью.

Наконец, епископ Лука говорит о социальных нормах: почитании родителей, князя и священников, здесь же –  «не убий», «не укради», «не блуди», «не упивайся», «не бери взяток» и «не давай в рост (лихву)». О необходимости таких социальных правил говорить много не приходится.

В «Поучении» чувствуется определенная система: один свод правил вытекает из другого. Речь проповедника понятна (на языке своего времени), все мысли изложены кратко и с силой внутреннего убеждения. Простое и ясное отеческое слово о жизненных правилах.

Аналогичный пример видим в «Поучении» великого киевского князя Владимира Мономаха (†1125). Те же простые слова о страхе Божии и милосердии. Замечательна следующая фраза: «Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею […] Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию». Сказано кратко, но очень емко. Не случайно приобрела известность библейская мудрость: «Вера без дел мертва». Вера как внутренняя настроенность, образ мысли остается нереализованной без практического делания, выражающегося в заботливом отношении к ближнему и строгом отношении к самому себе. В это заключается философская глубина простых, на первый взгляд, древнерусских поучений.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Хотеев
Все статьи Священник Алексий Хотеев
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22