Вокняжение в Новгороде Владимира Ярославича по повелению его отца, Ярослава Владимировича, поставление Ярославом Луки Жидяты. https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Вокняжение_в_Новгороде_Владимира_Ярославича_по_повелению_его_отца,_Ярослава_Владимировича,_поставление_Ярославом_Луки_Жидяты.jpg
Искусство слова всегда ценилось и на народных собраниях, и в философских собеседованиях, и на профессорской кафедре, и на церковном амвоне. Однако произнесенная речь, даже производящая самые сильные впечатления, не сохраняется так, как написанное выступление. Высокое достоинство философских предметов зачастую облекается в такие мудреные слова и речи, что они, и будучи записанными, нередко остаются малодоступными и малопонятными. Поэтому настоящим искусством всегда считалось умение выражать свои мысли кратко и ясно. Тем более это справедливо, когда разговор идет о вещах непреложных, о вечных истинах. Хорошо сказал об этом известный римский философ Луций Сенека: «Речь, которая старается об истине должна быть простой и безыскусной». Как бы не парадоксально это звучало: искусство слова заключается в его искренности и безыскусности.
Если с такой меркой подойти к древнерусскому философскому наследию, то можно будет найти образцы настоящих ораторских произведений и примеры простых и доступных поучений. Первым из них должно считаться сохранившееся «Поучение к братии» епископа Новгородского св. Луки Жидяты (†1059 г.). Его прозвище «Жидята» иногда связывают с указанием на еврейское происхождение, что маловероятно, скорее всего – это сокращение распространенного в Новгороде Великом имени Жидислав. О его жизни известно немного. Он был избран на новгородскую кафедру решением великого князя Ярослава Мудрого (очевидно, для руководства сыном Владимиром, который стал новгородским князем еще в четырнадцатилетнем возрасте). В долгий период церковного служения епископа Луки в Новгороде (1036–1059) был построен Софийский собор и некоторые другие церкви и монастыри. Заботами епископа поддерживалась кафедральная школа грамоты для состоятельных горожан, возможно, сам епископ был в ней учителем и переводил с греческого языка. В конце жизни он был оклеветан своим холопом Дудиком и его двумя сообщниками в каких-то «неподобных речах», был судим в Киеве и пробыл три года в заточении. Когда ложность доноса открылась, Лука был отпущен обратно, но умер в дороге. Примечательно, что путь его, как было тогда в обычае, пролегал по реке, в данном случае – по Днепру, и умер он, как отмечается в Никоновской летописи, «на Копысе». Принято усматривать здесь белорусский город (ныне – городской поселок) Копысь возле Орши. Однако в летописи речь, скорее всего, идет не о городе, а о остановочном пункте на притоке Днепра – речке Копысь, которая дала название позднейшему городу. Вряд ли летописец употребил бы предлог «на» в случае указания на город. Так или иначе, епископ Лука умер на современной белорусской земле. Такая получилась у него с ней связь.
Св. Лука Жидята, епископ Новгородский. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url
«Поучение к братии» – это небольшое слово проповедника, сказанное, с целью кратко изложить основы церковного благочестия, или тех главных правил, которым должен следовать христианин для спасения души. Конечно, «Поучение» посвящено специфической религиозной тематике, однако нельзя не заметить его глубокий философский смысл. В самом деле, телеологическое (то есть заданное целью совершенствоваться в любви к Богу) предназначение человека есть богословское положение, предмет веры. Поэтому епископ начинает свою речь с указания на веру в Бога, как первую заповедь. Вместе с тем постановка вопроса о необходимости религиозной веры как важнейшего условия духовной жизни человека – это уже сфера философского размышления. Во время св. Луки Жидяты не было нерелигиозных людей, были начинающие христиане, оставались по местам еще язычники, но епископу тогда, как и сейчас церковным проповедникам, нужно было напоминать слушателям о регулярности посещения церкви, домашней молитве, почитании праздников и других христианских обязанностях. Делать это нужно было не только потому, что новокрещенные еще не были приучены так поступать, но и потому, что свои обязанности ленятся исполнять и уже давно крещеные люди. Проблема заключается в понимании религиозности. Если ее воспринимать как известные ритуалы от случая к случаю, то имеем дело скорее с формой социальной жизни, когда исполнение определенных правил и традиций помогает человеку оставаться в привычной социальной среде. Другое дело, когда религиозность рассматривается как выражение личного духовного поиска. В таком случае вера приобретает смысложизненный характер, выступает на первый план и даже заставляет вступить в конфликт с социальной средой, где религиозность – это просто набор формальных действий. Пусть в «Поучении» не находится философских прелюдий и отступлений о приоритете веры в духовных исканиях человека (личности). Проповедник поставил ее на первое место как основу всего устроения внутреннего мира, как принцип для поведения.
Далее можно выделить в кратком слове епископа обозначение других правил в отношении к Богу, затем к другим людям и к самому себе. Логично, что после напоминания заповеди о вере в Бога и связанных с ней обязанностей богопочитания, он переходит к этической основе – любви к людям. Причем не наружной, чтобы одно было в сердце, а другое на устах, но правдивой. Оригинально звучит такое правило св. Луки Жидяты: «Хвалите друг друга, да и Бог вас похвалит». Очевидно, речь идет о взаимной поддержке, поощрении, что противопоставляется спору и конкурентной борьбе. Характерно звучит евангельская заповедь о неосуждении: «Не осуди брата даже мыслию, поминая грехи свои, да и тебя Бог не осудит». Далее проповедник говорит о сострадании к убогим, сиротам, странникам. Казалось бы, все это – традиционные наставления, общие правила любой религии. Но цель «Поучения» не в том заключается, чтобы поразить слушателей чем-то новым или необычным. Показывается переход от внутренних теоретических убеждений к практической социальной этике. Религиозный человек не только думает о Боге, ходит в храм и молится дома. Он познается как миротворец и братолюбец, милосердный сострадатель. Все эти качества служат выражением глубины и искренности его веры.
В отношении к самому себе проповедник учит избегать самомнения и гордости, гнева и сквернословия, но вести себя смиренно и кротко. Ничто из перечисленного не дается легко. Смирение – едва ли не самая трудная добродетель. Но к этому прилагается характерный совет: помни о тленности земной жизни и скоротечности ее удовольствий. Как не сравнить его с известной фразой «помни о смерти», которую говорил на ухо полководцу-триумфатору в древнем Риме специальный слуга, чтобы он не возгордился оказанной победителю честью.
Наконец, епископ Лука говорит о социальных нормах: почитании родителей, князя и священников, здесь же – «не убий», «не укради», «не блуди», «не упивайся», «не бери взяток» и «не давай в рост (лихву)». О необходимости таких социальных правил говорить много не приходится.
В «Поучении» чувствуется определенная система: один свод правил вытекает из другого. Речь проповедника понятна (на языке своего времени), все мысли изложены кратко и с силой внутреннего убеждения. Простое и ясное отеческое слово о жизненных правилах.
Аналогичный пример видим в «Поучении» великого киевского князя Владимира Мономаха (†1125). Те же простые слова о страхе Божии и милосердии. Замечательна следующая фраза: «Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею […] Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию». Сказано кратко, но очень емко. Не случайно приобрела известность библейская мудрость: «Вера без дел мертва». Вера как внутренняя настроенность, образ мысли остается нереализованной без практического делания, выражающегося в заботливом отношении к ближнему и строгом отношении к самому себе. В это заключается философская глубина простых, на первый взгляд, древнерусских поучений.