© AP Photo / Jean-Francois Badias
Бельгия вслед за другими европейскими государствами озаботилась "русским вопросом". Оказывается, в стране долгие годы процветали агентурная сеть и настоящая фабрика пропаганды. А финансировало их само королевство. О том, как такое стало возможным, — в материале РИА Новости.
На что деньги идут
Бельгия принимает у себя — впервые за тридцать лет — римского папу. Визит Франциска приурочен к юбилею одного из старейших в Европе университетов в городе Лувен.
Правда, светская часть жителей столицы Евросоюза, похоже, не очень рада приезду понтифика. Уж слишком бросается в глаза политика двойных стандартов. Король Филипп пригласил Франциска выступить с речью в монаршей резиденции.
"Это беспрецедентно и явно противоречит принципу разделения церкви и государства", — указала президент Центрального светского совета Вероник Де Кейзер.
Его святейшеству, продолжает она, дарована привилегия, на которую не имеет права ни один иерарх, а тем более глава государства. Причем в то время, когда убеждения папы и большинства граждан Бельгии — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
К слову, общественность в стране принципиальная и последовательная. Если говорить про двойные стандарты в случае с лидером католиков, то и про православных забывать не стоит.
Так, одно из изданий в открытую раскритиковало правительство в финансовой поддержке РПЦ. А заодно подбросило тему: оправданно ли вообще пребывание в Бельгии этой религиозной организации? Довольно странно…
CC BY-SA 4.0 / Silbel / Russian Orhodox Church of Saint Job (cropped)
Храм Святого Многострадального Иова в Брюсселе
Истории Русской церкви в Бельгии более полутора веков. Первый храм открыли в середине XIX столетия. После революции 1917-го поток эмигрантов способствовал скорому росту приходов и созданию отдельной кафедры. Когда окончилась Вторая мировая, церковь перешла в юрисдикцию Московского патриархата. А с 1985-го православие было официально признано государственной конфессией королевства. То есть приходы РПЦ стали получать дотацию от властей.
Теперь же, рассуждает в своей обвинительной статье журналист и директор организации "Права человека без границ" Вилли Фотрэ, правительство спонсирует чуть ли не террористическую организацию. "Патриарх Кирилл в Москве благословлял войну и призывал граждан выражать свой патриотизм, вступая в армию. А РПЦ в Бельгии хранила молчание о вторжении России на Украину", — негодует он.
В российском посольстве в Брюсселе 12 июня с речами и тостами отметили День России. На мероприятие пригласили некоторых священнослужителей: настоятелей столичных храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Святой Жюст-Анны, секретаря Бельгийской епархии РПЦ и других.
Это, заключает Фотрэ, — явное свидетельство того, что местные православные клирики солидарны с позицией Москвы по Украине. Так не пора ли правительству прекратить финансирование Русской церкви? Ведь противодействие ее влиянию — вопрос стратегической безопасности.
© AP Photo / Stephanie Lecocq
Король Бельгии Филипп
По поручению Москвы
Пафос статьи вполне понятен. Бельгия следует общеевропейскому тренду. В Старом Свете озабочены присутствием РПЦ в качестве "агента Кремля" и "рупора российской пропаганды".
В апреле Совет Европы официально объявил, что "Русская церковь участвует в военных преступлениях" на Украине. Тогда же в санкционный список попал российский телеканал "Спас" — за оправдание "агрессии" и признание СВО священной войной против Запада.
Конкретных действий пока Брюссель не принимал. В отличие от собратьев по ЕС.
Болгария, например, в сентябре 2023-го депортировала трех священников. Среди них был настоятель подворья РПЦ в Софии архимандрит Вассиан (Змеев). Их вызвали в офис миграционной службы, объявили персонами нон грата и велели покинуть страну в течение суток. Даже вещи собрать толком не дали.
"Меры были приняты в связи с их деятельностью, направленной против национальной безопасности и интересов Республики Болгария", — лаконично объяснили в ведомстве.
© NIKOLAY DOYCHINOV
Храм Святителя Николая Чудотворца в Софии, Болгария
СМИ же по горячим следам уточнили: якобы архимандрит Вассиан "исполнял поручение Москвы" и "вносил раскол" в соседствующую с Болгарской Македонскую православную церковь. Каких-либо доказательств не привели.
Та же участь постигла в августе настоятеля Петропавловского собора в Карловых Варах протоиерея Николая Лищенюка. Чешское МВД безосновательно аннулировало его вид на жительство. Дошло до Конституционного суда — безрезультатно. Клирику лишь сказали, что его деятельность признана нежелательной.
Мол, "создавал структуру влияния" с целью поддержать сепаратистские настроения в странах Европейского союза. Это была лишь первая ласточка. Затем спецслужбы приступили к масштабному расследованию в отношении всех священнослужителей РПЦ в республике.
Есть к чему стремиться
Но пожалуй, дальше других в вопросе безопасности продвинулась Эстония. С февраля 2022-го власти требовали от главы местной православной церкви (ЭПЦ) митрополита Таллинского Евгения (Решетникова) публично осудить СВО.
Архиерей высказался как минимум дважды: заверил, что ЭПЦ "выступает против войны", "за мир и мирное разрешение любых конфликтов". Однако правительство это не убедило: филиал "поддерживающей агрессию России" РПЦ представляет серьезную опасность.
© AP Photo / Czarek Sokolowski
Глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс
Из страны выслали митрополита Евгения — попросту не продлили вид на жительство. Потом принялись вызывать русских священников на допросы в МВД. Наконец выдвинули ультиматум: либо разрыв с Москвой, либо ЭПЦ через суд ликвидируют как юридическое лицо.
Пришлось пойти на уступку — отредактировать церковный устав и убрать из него все упоминания о Московском патриархате. Но власти по-прежнему недовольны. Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс четко дал понять: "косметическими" и "символическими" полумерами не отделаться; нужен разрыв, окончательный и бесповоротный.
Для ЭПЦ это было прямым нарушением канонов. Как и то, что предлагает государство: объединиться с подконтрольной Константинополю Эстонской апостольской православной церковью (ЭАПЦ), образованной в 1990-х не вполне законным путем.
Видимо, в ЕС все закончится тем, что происходит сейчас на Украине. Канонически связанная с Россией церковь окажется вне закона. А власти вместо быстрого решения проблемы получат многолетний религиозный и социальный конфликт.