© AP Photo / Lefteris Pitarakis
Ученые обнаружили на Святой земле необычный артефакт. Предмет величиной всего с человеческий ноготь может пролить свет на многие загадки библейской истории. Например, рассказать, каким богам молились в Древнем Израиле и с кем в действительности воевал царь Давид.
Одна вещь — много вопросов
На юбилейной конференции, посвященной истории Иерусалима, центральным экспонатом стала маленькая печать из темного камня. Израильские археологи нашли ее в конце августа неподалеку от Храмовой горы. Ученых она потрясла не возрастом — почти три тысячи лет, а тем, что на ней изображено.
Человеческая фигура в короне, с поднятой вверх рукой и… крыльями на спине. Рядом — надпись на палеоеврейском: "Для Йехоэзера, сына Хошаягу". Буквы выгравированы зеркально, чтобы можно было оставить оттиск на глиняной или восковой табличке.
В современной трактовке, уточняет один из руководителей раскопок, сотрудник Управления древностей Израиля Юваль Барух, это означает: все, к чему приложена эта печать, становится собственностью некоего Йехоэзера.
Владелец артефакта, продолжает его коллега доктор археологии Навот Ром, вероятно, был высокопоставленным человеком в иерархии Израильского царства. Возможно, чиновником. А штамп служил для того, для чего и сегодня.
© РИА Новости / Антон Скрипунов
Мечеть Купол скалы и мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме
Но есть вопросы. Печать датирована VIII веком до н. э. К тому времени еврейский народ почти пятьсот лет жил свободно от египетского плена, заключил с Богом Завет и возвел в Его честь храм.
Иными словами, как в государстве, исповедующем строгий монотеизм, вдруг появились языческие амулеты с крылатыми фигурами? Любое человеческое, а уж божественное тем более, в иудаизме запрещено.
Выходит, евреи недобросовестно исполняли обязательства перед Богом?
Коммерсанты Древнего мира
И да и нет, поясняет один из специалистов Управления древностей Израиля, ассириолог Филип Вукосавович. В крылатой фигуре отчетливо угадывается неоассирийский стиль. Он уникален и редко встречается в глифах (шрифтах) периода Первого храма.
CC BY-SA 2.5 / José-Manuel Benito Álvarez /
Педро Берругете, "Царь Давид", XV век
"Финура изображена в профиль, — описывает ученый. — Из одежды — длинная полосатая мантия или рубаха. <...> Грива густых кудрей, покрывающих затылок, а на голове — корона. Одна рука поднята вперед с распростертой ладонью. Возможно, чтобы указать на какой-то предмет".
Так в представлении ассирийцев выглядели демоны — различные божества низшего порядка. Считалось, что они своего рода ангелы-хранители: защищают человека от злых сил и помогают справиться с превратностями судьбы.
В Междуречье такие крылатые заступники появились приблизительно в IX-VIII веках. А как же они попали в Израиль?
"Совершенно очевидно, что мы имеем дело с мощным культурным влиянием Ассирийского царства, которое на тот момент набирало силу. А вскоре захватило весь Ближневосточный регион. Политические реалии, естественно, не могли не отразиться в искусстве", — рассказывает Филип Вукосавович.
Однако завоевание Земли обетованной и долгий Вавилонский плен наступят лишь в VI столетии до н. э. А печать изготовлена значительно раньше. Правда, соседняя Финикия в тот период уже пала под гнетом ассирийцев. Вполне возможно, сведения о загадочных крылатых демонах евреи почерпнули именно оттуда.
CC BY-SA 4.0 / SalemOptix / Model of the temple of Solomon in Jerusalem, circa 950 BC. Photographed at a special exhibit at the Armstrong Auditorium in Edmonton, Oklahoma (cropped)
Модель храма Соломона, представленная в музее в Эдмонде, Оклахома, США
Дело в том, что страна, растянувшаяся узкой полоской вдоль восточного побережья Средиземного моря, издавна славилась своими коммерсантами и превыше всего ценила свободу торговли. В VIII веке, оказавшись во власти вавилонян, финикийцы довольно быстро согласились платить дань — лишь бы иметь возможность вести дела с соседними державами.
Одной из них, к слову, был Израиль. В Библии упоминается, что именно из Финикии доставили ко двору царя Давида много первоклассного ливанского кедра для будущего Первого храма. А из прибрежных Сидона и Тира прислали несколько тысяч рабочих.
Правитель последнего, Хирам, уже при Соломоне дал своих лучших плотников и архитекторов, чтобы те помогли в сооружении иерусалимского святилища.
Открытие поинтереснее
Что же касается вопроса, молился ли владелец печати ассирийскому крылатому демону или нет, то здесь все просто.
© Public domain
Карта Финикии
"С большой вероятностью можно сказать, что изначально на печати было лишь изображение божества. А текст выгравировали позже. Он довольно небрежный — в отличие от гравировки демона. Ее мог сделать сам владелец", — говорит доктор археологии Навот Ром.
То есть некто Йехоэзер попросту добавил свое имя к уже имевшемуся оттиску и сделал его своим отличительным знаком.
Разобравшись с этой загадкой, ученые из Управления древностей рвутся решить еще одну задачу. Дело в том, что оба имени, вырезанных на печати, встречаются в книгах Ветхого Завета. Йехоэзер (в сокращенной форме — Иоэзер) упоминается среди боевых соратников царя Давида. А его отец Хошаягу, выходец из колена Левия, участвовал в торжественном освящении городских стен Иерусалима.
Теперь специалистам предстоит выяснить, принадлежала ли печать прославленным персонажам еврейской истории. Исследование пока продолжается. Не исключено, что вскоре в библейской археологии станет на одну тайну меньше.