Фото 1. Греко-католический центр святого Иосифа в Минске. Источник: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=68a31e5f30694b4d3a2e66677690126f-5232745-images-thumbs&n=13
Первым из советских чиновников системную оценку «возрождавшейся» греко-католической церкви в БССР дал начальник отдела по надзору за соблюдением законов в межнациональных отношениях Прокуратуры БССР, старший советник юстиции А.В. Довбыш. В справке о законности в деятельности общественных объединений и межнациональных отношениях в республике, составленной в июне 1991 г., А.В. Довбыш указал на прямую связь между центробежными настроениями в СССР и проектами по «возрождению» якобы «национальной» церкви, а также представил краткую хронологию действий сторонников воссоздания униатской конфессии: «Важным направлением идеологической борьбы с конечной целью создания самостоятельного государства выдвигается идея о возрождении униатской церкви, ориентированной на Запад, как национальной религии белорусского народа, противопоставленной Русской Православной Церкви. 21 сентября 1990 г. в Минске состоялся учредительный съезд греко-католиков, на котором была избрана церковная рада греко-католической общины. Объявлено о создании таких общин в Гомеле, Полоцке, Новополоцке, Витебске, Гродно, Могилеве, Молодечно, Бресте, Столбцах, Лиде, Фаниполе, Орше. 20 ноября 1990 г. группа униатов обратилась к Папе Римскому за помощью в возрождении греко-католической церкви. Издается журнал “Уния”. Многие публикации его переполнены ненавистью к России, русскому народу, православной церкви». А.В. Довбыш также подчеркивал наличие интенсивных контактов между отдельными представителями белорусской интеллигенции, симпатизировавшими «возрождению» униатской церкви, и Ватиканом. В качестве примера автор справки привел деятельность в Ватикане международного комитета по изучению исторического и культурного наследия Беларуси, Литвы, Польши и Украины, в который входил известный белорусский ученый А.И. Мальдис. В справке приводился тревожный прогноз А.В. Довбыша: «Таким образом, борьба за возрождение белорусского языка и униатской церкви используется с дальним прицелом – создания независимого самостоятельного государства с разрывом связей с Союзом, Россией, с переориентацией на другие пути развития, другие исторические ценности» (НАРБ, ф. 750, оп. 5, д. 1990, л. 54–55).
Работники Прокуратуры отмечали, что наиболее последовательными сторонниками униатской церкви были активисты националистической организации «Белорусский народный фронт» (БНФ). В справке о соблюдении законности в деятельности общественных объединений и общественно-политической обстановке в Витебской области (13 апреля 1991 г.) сообщалось о первых попытках глорификации фигуры И. Кунцевича (греко-католический архиепископ Полоцкий, получивший известность благодаря фанатичному насаждению униатской веры, был убит восставшими горожанами Витебска в 1623 г.; в 1867 г. причислен Папой Римским Пием IX к числу святых): «В ноябре 1990 г. председатель Витебской Рады БНФ М. Павлов с другими двумя гражданами обратился в исполком горсовета за разрешением установить крест “страдальцам Белоруссии” на Успенской горе, на месте гибели И. Кунцевича. 12 ноября 1990 г. исполкомом горсовета в проведении указанного мероприятия было отказано. Несмотря на это, было организовано шествие к месту гибели И. Кунцевича верующих униатов и членов БНФ» (НАРБ, ф. 750, оп. 5, д. 1990, л. 20). Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по БССР А.И. Жильский в письме, адресованном Совету Министров БССР, также упомянул о событиях в Витебске осенью 1990 г. По информации чиновника, в провокационных действиях в городе были задействованы не только активисты БНФ, но и «гости» из Украины: «БНФ ведет работу по реанимации греко-католической церкви. 12 ноября прошлого года 7 униатов во главе со священником приехали из Львова в Витебск с целью установить крест на берегу Западной Двины, где в 1623 г. был утоплен труп униатского епископа И. Кунцевича. Органы власти не дали санкций на это. Тогда они попытались на площади провести митинг протеста, но и эта акция не прошла. В Минске и Полоцке группы сторонников БНФ обратились в горисполкомы с заявлениями о регистрации униатского религиозного общества» (НАРБ, ф. 7, оп. 10, д. 2621, л. 26–27).
И. Кунцевич. Источник: https://gulevich.net/statiy.files/mogilevschina_1.files/image009.jpg
Упомянутый А.В. Довбыш в справке «Об идейно-политической направленности и законности в деятельности Белорусского национального движения» (6 ноября 1990 г.) также отметил, что некоторые представители белорусской интеллигенции трактуют И. Кунцевича как героя и «мученика национальной церкви». Для опровержения данного тезиса чиновник привел фрагмент из известного письма канцлера Великого княжества Литовского Л. Сапеги И. Кунцевичу (12 марта 1622 г.): «Необдуманными насилиями притесняете Вы русский народ и толкаете его на бунт. Вам известны нарекания простого народа, что ему проще быть в турецкой неволе, нежели терпеть такие страшные преследования за веру и благочестие. Вы пишите, что надо отдать их церкви на поругание. Вы запираете церкви, чтобы люди без благочестия и христианских обрядов умирали, как нехристи. Вместо радости Ваша льстивая уния принесла нам только горе». Далее А.В. Довбыш подробно описал ход восстания горожан Витебска против И. Кунцевича, резюмировав свое повествование следующим образом: «Этот пример, как и свидетельство Сапеги, напрочь разрушает навязываемую белорусам легенду, что униатская церковь была подлинно народной, показывает изуверские методы ее насаждения» (НАРБ, ф. 750, оп. 5, д. 1931, л. 82).
Вопрос униатской церкви поднимался в ходе беседы папского нунция в СССР Ф. Колосуонно с Уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР по БССР А.И. Жильским, сотрудниками этого ведомства В.Г. Павличенко и Т.Г. Купченей 24 мая 1991 г. До ведома нунция была доведена официальная позиция властей Советской Беларуси касательно греко-католической церкви. Подчеркивались, в частности, опасения по поводу влияния на общественную обстановку в Советской Беларуси националистических сил соседней Украины, одним из столпов идеологии которых также стало «возрождение» униатства: «Мы пояснили, что униатство в Белоруссии не имеет корней в народе, оно насаждается сверху политическими силами. Уния объявлена белорусской национальной церковью, и под этим флагом националистические круги пытаются консолидироваться с такими же националистическими кругами на Украине и в Прибалтике. Униатский епископ во Львове Стернюк приезжает в нашу республику и пытается создавать свои религиозные структуры. Мы с этим не можем мириться». Ф. Колосуонно ограничился репликой: «На мой взгляд, Стернюк был восстановлен епископом на украинской земле, и в Белоруссии ему делать нечего» (НАРБ, ф. 136, оп. 1, д. 111, л. 130).
После обретения Республикой Беларусь государственного суверенитета сторонники воссоздания униатской церкви активизировали свою деятельность, стали регулярно обращаться в органы власти с различными предложениями. 3 декабря 1991 г. Министру иностранных дел П.К. Кравченко и председателю Комиссии по иностранным делам и внешнеэкономическим связям Верховного Совета Республики Беларусь П.В. Садовскому было направлено письмо известного политика (одного из лидеров недавно созданной партии «Белорусская социал-демократическая громада») и историка А.М. Сидоревича. Автора письма беспокоило отсутствие епископа, которому должно было подчиняться униатское духовенство Беларуси (на тот момент оно насчитывало 3 священников и 1 диакона). А.М. Сидоревич считал категорически недопустимым подчинение греко-католических священнослужителей руководству римско-католической церкви в Беларуси, видя в последнем проводника польской национальной идеи: «Беда может прийти тогда, когда в силу вступит каноническое право, согласно которому униаты, если у них нет своего епископа, должны подчиняться местному римско-католическому (латинскому) епископу. Нет необходимости говорить, какую политику будут проводить среди белорусов Казимир [Свёнтек – авт.], митрополит Минский и Могилевский, и Александр [Кашкевич – О.К.], епископ Гродненский». Автор письма «от имени 2 тыс. греко-католиков» просил чиновников обратиться в Ватикан с ходатайством о назначении епископом и Апостольским администратором о. Александра Надсона (член коллаборационистских организаций «Союз белорусской молодежи» и «Белорусская краёвая оборона» в годы Великой Отечественной войны; с 1981 г. – глава миссии Белорусской греко-католической церкви в Лондоне, с 1986 г. – апостольский визитатор для белорусов греко-католиков в эмиграции). Далее А.М. Сидоревич приводил конспирологическую версию, согласно которой польские (полонофильские) католические ксендзы в Беларуси и их лоббисты в Ватикане пытались всеми способами помешать вести работу по «возрождению» униатской церкви: «Польский клир недоволен деятельностью о. Александра и униатских священнослужителей в Беларуси. Например, епископ Т. Кондрусевич запретил о. Яну Матусевичу служить по восточному обряду, хотя у священника имеется соответствующий документ. Ксерокопию этого документа выкрали из бумаг префекта Конгрегации Восточных Церквей кардинала Лурдусами аккурат после его смерти в сентябре этого года» (очевидная неточность автора письма; Д.С. Лурдусами был префектом Конгрегации до мая 1991 г., после чего служил в иных должностях и умер в Риме в 2014 г. – авт.) (НАРБ, ф. 136, оп. 1, д. 112, л. 70–72).
А. Надсон. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f1/Fr_Alexander_Nadson.jpg/640px-Fr_Alexander_Nadson.jpg
14 января 1992 г. с письмом к Председателю Верховного Совета Республики Беларусь С.С. Шушкевичу обратились упомянутый священник Я. Матусевич и лидер минской общины греко-католиков С.П. Абламейко. Униатская церковь трактовалась в письме как «квинтэссенция национальной христианской духовности и белорусского менталитета», подчеркивалось, что «5 униатских священников и 4–5 тыс. верующих униатов другим языком, кроме белорусского, не пользуются». Православная церковь обвинялась в русификации, католическая – в полонизации белорусов (причем более жесткой критике подвергался именно католический костел, находившийся, по мнению авторов письма, «под юрисдикцией поляка К. Свёнтека»). Сообщалось, что «Ватикан смотрит на Беларусь через польские очки» и «желает сдержать рост белорусской формы католичества – униатства». Авторы письма предлагали назначить посла в Ватикан, который бы поддерживал идею «возрождения» греко-католической церкви, и предлагали конкретных кандидатов на эту роль – Ю.В. Хадыко (ученый, доктор физико-математических наук, один из лидеров БНФ), А.П. Грицкевича (доктор исторических наук), упомянутого А.М. Сидоревича (НАРБ, ф. 968, оп. 1, д. 4091, л. 19–21).
Продолжение следует…
Литература
1. НАРБ, ф. 750, оп. 5, д. 1990, л. 49–60. «Справка о законности в деятельности общественных объединений и межнациональных отношениях в республике, составленная начальником отдела по надзору за соблюдением законов в межнациональных отношениях Прокуратуры БССР, старшим советником юстиции А.В. Довбышем», Минск, июнь 1991 г.
2. НАРБ, ф. 750, оп. 5, д. 1990, л. 20–24. «Справка о соблюдении законности в деятельности общественных объединений и общественно-политической обстановке в Витебской области, составленная прокурором отдела по надзору за соблюдением законодательства в межнациональных отношениях Прокуратуры БССР А.С. Тарановым», Минск, 13 апреля 1991 г.
3. НАРБ, ф. 750, оп. 5, д. 1931, л. 76–87. «Справка “Об идейно-политической направленности и законности в деятельности Белорусского национального движения”, составленная начальником отдела по надзору за соблюдением законов в межнациональных отношениях Прокуратуры БССР, старшим советником юстиции А.В. Довбышем», Минск, 6 ноября 1990 г.
4. НАРБ, ф. 136, оп. 1, д. 111, л. 128–130. «Справка о содержании беседы с папским нунцием Ф. Колосуонно, составленная старшим инспектором Совета по делам религий при Совете Министров СССР по БССР Т.Г. Купченей», Минск, 28 мая 1991 г.
5. НАРБ, ф. 7, оп. 10, д. 2621, л. 23–27. «Письмо Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по БССР А.И. Жильского в Совет Министров БССР», Минск, 8 февраля 1991 г.
6. НАРБ, ф. 136, оп. 1, д. 112, л. 70–72. «Письмо А.М. Сидоревича Министру иностранных дел П.К. Кравченко и председателю Комиссии по иностранным делам и внешнеэкономическим связям Верховного Совета Республики Беларусь П.В. Садовскому», Минск, 3 декабря 1991 г.
7. НАРБ, ф. 968, оп. 1, д. 4091, л. 19–23. «Письмо Я. Матусевича и С.П. Абламейко Председателю Верховного Совета Республики Беларусь С.С. Шушкевичу», Минск, 14 января 1992 г.