23 августа 1939 года в Кремле, в присутствии Сталина, был подписан Договор о ненападении между Советским Союзом и гитлеровской Германией. О закулисье — предвоенном и сегодняшнем - этого события «Комсомольской правде» рассказал первый зампред Комитета Госдумы по международным делам, Вячеслав НИКОНОВ.
ВЫИГРАЛИ ДВА ГОДА
- Вячеслав Алексеевич, вот как внук Вячеслава Молотова, бывшего наркома иностранных дел СССР, подписавшего пакт с Риббентропом, скажите — чего все к нему привязались, такие же договора с Гитлером были и у других стран Европы?
- Антироссийская, а до этого - антисоветская истерика, она же никогда не прекращалась. Западу надо доказать, что это не он подготовили почву для бойни, а Советский Союз. Хотя я считаю, что дата начала Второй мировой – 1 сентября 1939-го, день нападения Германии на Польшу - тоже условная.
- Почему?
- К этому дню Япония, союзник Третьего Рейха, уже завоевала в Маньчжурии территорию в три раза больше Польши. Уже погибло более 10 миллионов китайцев. И полумиллиона эфиопов — это еще один союзник Гитлера Италия вела войну в Африке. И все это не считается почему-то. Какая же это мировая война, если в нее еще не вступили великие Англия и Франция?
- Ничего не меняется: Запад считает себя центром Вселенной…
- Это серьезный такой расизм. А то, что накануне Второй мировой Запад имел плотные отношения с Германией и никаких отношений с СССР, просто замалчивается. Ведь именно европейцы контактировали с Гитлером. Вот Чемберлен, премьер Великобритании, вообще никогда не летал на самолете. Боялся. И в первый раз это сделал, чтобы слетать к Гитлеру. Потом еще три раза летал, и все три раза — опять к Гитлеру. Договорились о разделе Чехословакии. И это тоже не считается.
- Это другое.
- Во именно. Сталин последним из лидеров крупных держав стал разговаривать с Германией.
- Если бы пакта Молотова-Риббентропа не было, это изменило бы планы Гитлера?
- Безусловно, нет. Просто война между Германией и СССР началась бы не 22 июня 1941-го, а осенью 1939-го, когда мы к ней были готовы гораздо меньше.
Германия просто безостановочно через Польшу прямиком выходила бы на границы с Советским Союзом. Вы что думаете, в Кремле не читали «Майн кампф» и не знали планов Гитлера на завоевание жизненного пространства на востоке? И на истребление «неполноценных» народов, к которым нацисты относили и прибалтов с поляками, не говоря уж про русских и украинцев.
«Пакт» позволил выиграть для подготовки к войне два года, за которые военный и экономический потенциал Советского Союза удвоился. За два года удвоился!
И больше половины бюджета шло на оборону.
Ну и, конечно, территории, которые мы получили благодаря «пакту». Их немцам в 1941-м надо было преодолевать, прорываться сквозь них.
И надо еще понимать, что в тот момент – в 1939 году, у нас уже шла война на Дальнем Востоке, на Халхин-Голе. И если бы не был заключен «пакт», СССР пришлось бы воевать на два фронта – и с Германией, и с Японией.
- А почему вообще пакт был подписан в Москве, а не в Германии?
- В Берлин Молотов не поехал бы, это уж точно. К Гитлеру ездили лидеры Запада, они его считали классово своим. Они с ним выпивали, подписывали договоры. А Сталин как раз этого не делал. Лидеры Запада даже ни разу не позвонили Сталину. И тогда в Москве решили пригласить Риббентропа.
Когда он летел в Советский Союз, у него был только проект договора, который направил ему Молотов. А текста Секретного протокола вообще еще не было.
ВСТРЕЧАЛИ ФАШИСТСКИМИ ФЛАГАМИ С «МОСФИЛЬМА»
- А дед вам что рассказывал про это? Вы же были уже взрослым, ученым начинающим. Какие у вас были беседы?
- Много было бесед. Он говорил, что была большая проблема - протокол встречи Риббентропа.
- Как понять?
- Флаг, гимн. Риббентроп прилетает на Ходынское поле. Как его встречать? И в итоге обнаружили большое количество немецких флагов на «Мосфильме», где снимали антифашистское кино. Быстро привезли их на Ходынку.
- С крестами?
- Со свастикой! И оркестр быстро выучил Horst-Wessel-Lied.
- Гимн Третьего рейха?
- Да. Встречал Потемкин — зам. наркома иностранных дел. После чего Риббентроп отправился в посольство и оттуда уже в Кремль. И, собственно, все переговоры шли в кабинете Молотова.
- А Сталин?
- Очень часто международные переговоры шли так, что Сталин заходил к Молотову.
- Мимоходом, с трубочкой.
- Официальным лицом же был Молотов. Он и председатель правительства тогда, и нарком иностранных дел. А Сталин - только Генеральный секретарь ЦК. У него не было формальной госдолжности.
Риббентроп приходит к Молотову вместе с Шуленбургом - послом Германии. Они оторопели, потому что там уже был Сталин. Сталин ждал их. Шуленбург много лет был послом в СССР, но Молотов впервые его к себе пригласил. И он просто воскликнул от удивления, что увидел Сталина.
- А Молотов?
- Что Молотов? Пригласил за стол. Переговоры вел и он, и Сталин.
Риббентроп сказал, что текст, который ему прислал Молотов, его устраивает. Он готов его подписать. Без каких-либо изменений. Этот текст был написан Молотовым.
Сталин говорит: этого недостаточно. Мы должны договориться о зонах разграничения интересов! Где вы остановитесь-то? Для нас это важно. И надо было решать еще исторические задачи - мы же в войне с Польшей в 1920 году потеряли Западную Украину и Западную Беларусь. Надо было вернуть.
Тут же Риббентропу предложили идею секретного протокола. Естественно, текст уже был готов с нашей стороны.
- На немецком языке?
- Естественно, и на русском, и на немецком. Риббентроп говорит: у меня нет таких полномочий от Гитлера. На что ему Сталин: ну, какие проблемы?
- Сейчас позвоним Гитлеру?
- Свяжитесь с Гитлером. Да. Риббентроп вышел из кабинета в приемную Молотова. Там его соединили с Гитлером. И из приемной Молотова, Риббентроп, собственно, и договорился с фюрером.
- Адольф, привет?
- Да. Они, в общем, сошлись на том, что, надо подписать.
- А долго они разговаривали - Сталин с Риббентропом?
- Долго. Потом же был еще и прием. Там же в кабинете у Молотова накрыли стол.
- Что пили? Шнапс?
- Не думаю, что у Молотова шнапс стоял в загашнике. Обсуждали шампанское, которое пили, потому что Риббентроп по основной профессии - винодел. И большой специалист по шампанскому.
ТОСТЫ БЫЛИ ЛЮБОПЫТНЫЕ
- Мы, по сути, где-то обманули, да? Фашистов… Или просто быстрота и натиск не дали немцам долго думать.
- Гитлера это тоже устраивало, для него важна была на тот момент определенность. Он был в этом заинтересован.
- А много выпили?
- Дед не рассказывал, сколько именно. Дед вообще, как и Сталин, на таких приемах пили наперстками, и опрокидывали их не сразу. Было много тостов.
Тосты любопытные. Например, Сталин предложил поднять рюмки «за антикомминтерновца Сталина», при этом подмигнув Молотову.
- Сейчас бы сказали «Сталин потроллил».
- Сильно троллил. Был и тост за товарища Кагановича.
- А Каганович причем? Кем он тогда был?
- Каганович в тот момент руководил партийным аппаратом. И был в кабинете, когда начались тосты.
- А, тоже троллинг Сталина, учитывая должность и национальность Кагановича. И Риббентроп выпил?
- Риббентроп выпил за товарища Кагановича.
- А как Молотов вождя звал: «товарищ Сталин»?
- Дед вождя называл Коба. А Сталин его называл Вячеслав. Они были на «ты», знакомые с 1912-го года.
- Сталин похвалил Молотова за этот пакт? Что вам дед рассказывал? Может, его наградили или похлопали по плечу?
- Я не думаю, что он об этом как-то переживал. Эти люди делали серьезные дела, для них это был просто еще один эпизод. Хотя и важный, избавивший от необходимости через неделю воевать с немцами.
- Ведь они, по идее, спасли миллионы людей в Прибалтике, Западной Украине и Беларуси от лишних двух лет фашистской оккупации и фильтрации.
- Да, они спасли страну!