«Неоязыческое действо с тенгрианским уклоном»: как федеральные блогеры наехали на Питрау

Егорова и Ко обвинили в «переформатировании» татарского субэтноса и даже работе на Британию

Кряшенский вопрос 
0
164
Время на чтение 9 минут

Источник: «БИЗНЕС Online»

К 1,5 млн подходит число просмотров в телеграм-канале «Мир сегодня с Юрием Подолякой», где популярный публицист цитирует своих менее известных коллег, раскритиковавших Питрау, главный кряшенский праздник, недавно по традиции уже в 26-й раз прошедший в селе Зюри Мамадышского района РТ. В этих постах сказано, что в Татарстане якобы всячески пытаются отвадить татар-кряшен от православия и Питрау — одно из доказательств. Такие обвинения вызвали недоумение у лидеров кряшенской общины республики, а автор одного из резонансных постов Илья Ухов признался «БИЗНЕС Online», что писал текст на основе данных другого канала и «общего логического анализа».

У авторов анонимного телеграм-канала оказались претензии к кряшенскому празднику Питрау, который неделей раньше провели в селе Зюри Мамадышского района РТФото: «БИЗНЕС Online»

Подоляка: «В Татарстане православных татар пытаются оторвать при помощи возврата их, по сути, в язычество»

«Кряшены — народ православный, и вовлекать их в очередную неоязыческую химеру — дело суть сугубо богопротивное», — пишет малоизвестный телеграм-канал «Ценности.РФ», который в минувшие выходные неожиданно решил вспомнить недельной давности событие в Татарстане, а именно — традиционный кряшенский праздник Питрау, который неделей раньше, как обычно, провели при большом скоплении зрителей в селе Зюри Мамадышского района РТ.

Однако у авторов анонимного канала оказались серьезные претензии к мероприятию. «Местные власти решили переформатировать кряшенский праздник Питрау в неоязыческое действо с тенгрианским уклоном, — указывают „Ценности.РФ“. — И даже стали вызывать каких-то духов, чего отродясь на этом празднике не было. И быть не могло, ведь Питрау — сугубо православный праздник, приуроченный ко дню памяти апостолов Петра (Питрау) и Павла».

«Местные власти решили переформатировать кряшенский праздник Питрау в неоязыческое действо с тенгрианским уклоном. И даже стали вызывать каких-то духов, чего отродясь на этом празднике не было»Фото: «БИЗНЕС Online»

А «Политолог Ухов» и вовсе идет дальше, констатируя, что Питрау в его нынешнем виде чуть ли не угрожает территориальной целостности России. «Сначала выискивается некая „древняя мудрая“ религия или идея, присущая только определенным этносам. А потом начинают ставиться уже конкретные политические вопросы, относящиеся к дню сегодняшнему. Вроде нахождения тех или иных регионов в составе других государств», — пишет автор канала.

«Политолог Ухов» также обнаруживает «два опасных процесса» в современном Татарстане. В первом случае досталось ДУМ РТ, выступившему против запретов на религиозную одежду, которое якобы заигрывает «с радикальной исламистской повесткой». Во втором автор канала обвиняет республику в попытках «подрыва идентичности кряшен», отрыва их от православной традиции.

 

Возможно, на эти сообщения от телеграм-каналов с минимальным числом подписчиков в информационном потоке никто бы не обратил внимания, но неожиданно их подхватили и серьезные игроки в медиапространстве. Один из самых авторитетных российских публицистов эпохи СВО Юрий Подоляка в своем канале с аудиторией без малого в 3 млн человек процитировал «Политолога Ухова» и добавил от себя: «Интересные события происходят в Татарстане. Очень напоминают украинские в разрезе отрыва части православия от канонической церкви. Только на Украине „местные патриоты“ делали это через создание ПЦУ, а в Татарстане православных татар пытаются оторвать при помощи возврата их, по сути, в язычество… В общем, качают британцы Россию изнутри по всем возможным линиям разлома».

Юрий Подоляка

Юрий Подоляка: «В Татарстане православных татар пытаются оторвать при помощи возврата их, по сути, в язычество… В общем, качают британцы Россию изнутри по всем возможным линиям разлома»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Сам Илья Ухов, тот самый «Политолог Ухов», чьи публицистические колонки патриотического характера в разные годы можно было прочесть в таких изданиях, как «Известия», «Аргументы и Факты», «Взгляд» и т. д., сказал в разговоре с «БИЗНЕС Online», что написал свой резонансный текст в «Телеграме», основываясь на посте «в канале „Ценности.РФ“ и общем логическом анализе».

«Если вы заметили, речь ведь шла не только о кряшенах, но и в целом о негативном векторе в конфессиональной политике республики, — добавил собеседник газеты. — Например, о теме с никабом. Вот это больше беспокоит. Кряшены — это один из факторов данной политики».

По мнению Ухова, в Татарстане сегодня проводится курс на продвижение тенгрианства как древней религии прототюрков и тюрков. «И это не очень хорошо. Даже с точки зрения любой монотеистической религии привнесение в нее языческих элементов — это искажение веры, — напоминает публицист. — Я прекрасно знаю, что в Татарстане живут замечательные люди, все живут в мире. И это огромное политическое и ценностное достижение. А я высказал свои опасения, чтобы не было такого, что пытались у одного из этносов/субэтносов переформатировать его матрицу в сторону язычества».

У лидеров кряшенской общины Татарстана информация о том, что председатель правления общественной организации кряшен РТ, глава «Ак Барс Холдинга» и ветеран-афганец Иван Егоров или руководство Мамадышского района РТ — возможные агенты влияния Британии, вызвала лишь недоумение

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы с отцом Алексеем там были, просто посмеялись, не первый же год наблюдаем»

Как свидетельствуют корреспонденты нашей газеты, посетившие Питрау-2024, элементы языческой культуры действительно присутствовали на празднике. Были артисты в масках зверей, можно было получить предсказание на предмет своей личной жизни от гадалки…

В любом случае у лидеров кряшенской общины Татарстана информация о том, что председатель правления общественной организации кряшен РТ, глава «Ак Барс Холдинга» и ветеран-афганец Иван Егоров или руководство Мамадышского района РТ — возможные агенты влияния Британии, предсказуемо вызвала недоумение.

«Питрау для нас — это не православный праздник, для нас это Чәчәк бәйрәме (Праздник цветов), праздник прославления природы, — пояснила „БИЗНЕС Online“ глава исполнительного комитета общественной организации кряшен РТ Людмила Белоусова. — Он у кряшен совпадает с христианским Петровым днем (день святых апостолов Петра и Павла). Как можно праздновать день апостолов Петра и Павла, которым в этот день отрубили головы, веселясь на майдане? Это абсурд. День памяти святых апостолов Петра и Павла мы отмечаем в церкви, где ставим свечи, участвуем в „кляу“ (молении)».

Людмила Белоусова

Людмила Белоусова: «Питрау для нас — это не православный праздник, для нас это Чәчәк бәйрәме, праздник прославления природы»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Надо сказать, что даже в пресс-релизе Питрау-2024 отмечалась языческая основа мероприятия. «Питрау — один из важных обрядовых праздников кряшен. В глубокой древности это был праздник, связанный с летним солнцестоянием. На Питрау кряшены исполняли специальные календарно-обрядовые, хороводные напевы, которые носили ритуальный характер и были призваны увеличить плодовитость будущего урожая, настроить природу на благоприятные условия для посевов в летний период. В этот день традиционно молодежь проводила игрища, разжигался костер и устраивались различные состязания», — было указано в материале для прессы.

Белоусова не знает, кому понадобилось так интерпретировать Питрау, который в Мамадышском районе отмечают ежегодно уже 26 лет. «Провокаторы зачем-то хотят показать наш светлый народный праздник Питрау в негативном свете», — говорит она и напоминает, что и другие республиканские праздники культуры народов, живущих в Татарстане, например удмуртский Гырон быдтон, чувашский Уяв или марийский Семык, тоже имеют во многом языческую основу.

«На Питрау приходят и священники, там есть и православная площадка. Каждый находит себе то, что его душе угодно», — резюмирует Белоусова.

Димитрий Сизов

Димитрий Сизов: «Какая тут может быть опасность, все же понимают, что тут просто показана реконструкция, чисто культурологическая вещь фольклорного характера»

Фото: tatmitropolia.ru

Известный кряшенский священнослужитель, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в селе Кряш-Серда Пестречинского района РТ Димитрий Сизов также недоумевает относительно публикаций телеграм-каналов и напоминает, что кряшены перешли в православие из язычества, сохранив при этом многие из старинных обрядов.

«Их смысл уже забыт, но форма осталась, кому-то это кажется красивым. На Питрау же пишется сценарий деятелями культуры, возможно, хотят обратить внимание к истории, — сказал Сизов нашему корреспонденту. — Нас это не коробит. Какая тут может быть опасность, все же понимают, что тут просто показана реконструкция, чисто культурологическая вещь фольклорного характера. Мы с отцом Алексеем (Алексей Колчерин — настоятель казанского храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери, единственной в Казани церкви с богослужением на кряшенском языке,прим. ред.) там были, просто посмеялись, не первый же год наблюдаем».

«Кто-то хотел бы сделать из кряшен стопроцентных православных, что невозможно, потому что кряшены являются особой этноконфессиональной группой, у которой есть своя собственная культура»

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Элементы язычества есть у каждого народа, в том числе и у русских»

Эксперты «БИЗНЕС Online» из мира науки и политики также считают, что для обвинений в адрес властей республики, которые прозвучали в медиа, нет оснований.

Дамир ИсхаковДамир Исхаков: «Надо к этому относиться спокойно. Если вы побудете на Кавказе и посмотрите на мусульман-кавказцев, то много там увидите такого, чего нет в арабском исламе»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Такие посты — это просто провокация», — считает известный этнолог, главный редактор журнала «Туган җир» Дамир Исхаков. «Я, как специалист по татарской этнографии, могу сказать, что у кряшен православные обряды во многом переплетены с языческими верованиями, потому что часть кряшен изначально татарами не были, — напоминает наш собеседник. — Они из финно-угорских народов перешли в православие. Мы знаем об удмуртском, о чувашском компонентах в составе кряшен. Самый известный из татарских этнографов Юлдуз Мухаметшин написал отдельную книгу по татарам-кряшенам (вышла в 1977 году в Москве). К сожалению, в процессе издания она потеряла раздел „Религиозное верование“, потому что коммунистические власти сочли, что нельзя писать о подобных вещах при строительстве коммунизма. А там как раз было много сюжетов, связанных с показом таких полуязыческих и полухристианских обрядов, поэтому ничего удивительного не будет, если мы станем придерживаться аутентичной кряшенской культуры».

Но, считает Исхаков, возможно, кому-то это не нравится: «Кто-то хотел бы сделать из кряшен стопроцентных православных, что невозможно, потому что кряшены являются особой этноконфессиональной группой, у которой есть своя собственная культура. Понимаете, в кряшенской культуре есть ряд элементов, оставшихся с древнетюркских времен. Но это было присуще и татарам-мусульманам даже в XVI веке. Кряшены их сохранили (у них это законсервировалось просто), а у татар-мусульман во многом исчезло под влиянием ислама».

По словам ученого, православный день Петра и Павла у кряшен является просто элементом культуры, который наслоился на их древние культурные верования и представления. «Надо к этому относиться спокойно. Если вы побудете на Кавказе и посмотрите на мусульман-кавказцев, то много там увидите такого, чего нет в арабском исламе», — говорит Исхаков.

«Я могу сказать, что Татарстан является один из немногих, если не единственным регионом, где на очень высоком уровне поставлена поддержка многонациональной культуры нашей страны, — сказал нашему корреспонденту депутат Госдумы от РТ Артем Прокофьев. — То есть у нас проводятся на общереспубликанском уровне татарские, русские, славянские, чувашские, марийские и другие национальные праздники. Я уверен, если какие-то и есть вопросы к какому-то конкретному концертному номеру на мероприятии, то с этим разберется обязательно министерство культуры РТ совместно с общиной кряшен, и есть хорошие отношения с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом, на хорошем уровне работу ведет Дом дружбы народов Татарстана».

По словам Прокофьева, получается, что критикуется тот регион, который ведет большую работу, вкладывает ресурсы в развитие разных культур. То есть если какой-то регион ничего не делает, то к нему никаких вопросов, недоумевает депутат? «Тем людям, которые пытаются выискивать в республике какие-то попытки разлома, полагаю, надо прежде всего посмотреть на себя и подумать, какую роль они сами играют, а также объективно посмотреть, проанализировать ту большую и плодотворную работу, которая реально проводится в Республике Татарстан», — сказал Прокофьев.

Геннадий МакаровГеннадий Макаров: «Здесь речь никак не идет о противопоставлению православию или исламу, он же так и называется — фольклорный фестиваль»

Фото: «БИЗНЕС Online»

Один из самых известных популяризаторов кряшенской культуры в Татарстане, музыковед-фольклорист, преподаватель Казанской консерватории Геннадий Макаров напоминает, что религиозные и фольклорные традиции идут по разным дорогам.

«Питрау — это желание показать фольклорные традиции, это необходимо, ведь это наши духовные ценности. В основе праздника, по моему мнению, лежит желание сохранить, укрепить наши традиции, их популяризировать. Думаю, это положительное явление. Здесь речь никак не идет о противопоставлению православию или исламу, он же так и называется — фольклорный фестиваль», — говорит наш собеседник. Он также напоминает о славянских праздниках Ивана Купалы и Каравоне. «Элементы язычества есть у каждого народа, в том числе и у русских, они никак этого не отрицают, вот и мы, кряшены, тоже», — резюмирует Макаров.

Альфред Мухаметрахимов, Илья Зима, Антон Сенопальников

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кряшенский вопрос
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12