© РИА Новости / Андрей Александров
Без Ивана
Прыжки через костер, танцы и хороводы всю ночь, плетение венков, русалки и водяные — часто организаторы массовых мероприятий намеренно делают акцент на языческих корнях дня Ивана Купалы. А в Сети разгораются споры, был ли вообще такой праздник.
Неоязычники, к слову, скажут, что такого у них нет. Есть просто "Купала" — в честь одноименного божества. От корня "куп" — "соединение" — пошли, например, слова "совокупить" и "купность".
Этот праздник, один из главных у древних славян, отмечали на третий день после летнего солнцестояния. А поскольку вычислить точную дату в те далекие времена представлялось сложным, "Купала" был плавающий — приблизительно 24 июня.
Современные последователи Перуна и Велеса начинают праздновать еще засветло. У реки разводят костры. Так, считают они, происходит "свадьба огня и воды". Да и в целом Купала пронизан свадебной тематикой. Отсюда — распространенные обряды выбора суженого и плетения венков.
Однако с неоязычниками кардинально не согласны ученые. Те настаивают: история славянского торжества настолько туманна, а достоверных источников так мало, что есть соблазн вольной трактовки. С определенностью можно утверждать одно — Купала был переходным периодом.
© РИА Новости / Константин Чалабов
Праздник Ивана Купалы на берегу озера Ильмень
Их в году насчитывалось несколько. Например, окончание жатвы — когда природа увядает, чтобы затем воскреснуть. Или солнцестояния — когда в народном сознании возникала некоторая неопределенность.
Последнее могло породить у славян веру в кратковременное соединение двух миров — земного и потустороннего. Так и возникло представление о разгуле нечисти на Купалу.
Но остается вопрос, откуда в названии праздника появился "Иван".
Проповедовал даже в аду
И здесь на помощь приходит православная традиция. Дело в том, что в этот день христиане отмечают Рождество Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа.
Писание гласит, что у первосвященника Иерусалимского храма Захарии и его жены Елисаветы, несмотря на преклонный возраст, не было детей. Это считалось в древнеиудейском обществе дурным знаком.
Святой Иоанн Креститель в пустыне. Хосе Леонардо
И вот однажды, повествует евангелист Лука, во время богослужения Захарии явился ангел. "Услышана молитва твоя, — возвестил он, — и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя — Иоанн".
Старик не поверил божьему посланнику, за что был лишен дара речи. Когда же младенец родился, родственники хотели назвать его Захарией. Но мать настояла на имени Иоанн.
"И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: "Иоанн имя ему". И все удивились", — свидетельствует апостол.
После этого Захария вновь заговорил. "И ты, младенец, — обратился он к сыну, — наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему". Именно поэтому Иоанна еще именуют Предтечей, то есть предшествующем Спасителю.
© Public domain
Икона "Рождество Иоанна Предтечи"
Христос же называл его "величайшим из рожденных женами". Поскольку, как поясняют священники, Креститель был последним из пророков и завершил приготовление человечества к принятию Нового завета. Кроме того, еще до прихода Мессии он показал миру идеал веры в течение всей своей жизни.
Согласно Священному Преданию, после мученической кончины Предтеча проповедовал даже в аду. Уверял, что скоро туда придет Спаситель и освободит "тех, кто в душе откликнется на призыв Божий".
Простое совпадение
Из-за близости дат возникло расхожее заблуждение, что Церковь заместила "Купалу" Рождеством Иоанна Крестителя. Но это, утверждают священнослужители, не так.
Ведь Русь заимствовала календарь у Византии. К тому моменту он уже окончательно сформировался и не подвергался никаким изменениям. И уж тем более не адаптировался под языческие представления.
© РИА Новости / Валерий Мельников
Участники празднования Купалы в общине родноверов в Калужской области
Да и в целом в православном календаре нет дат, которые бы сдвигали исключительно в миссионерских целях. Поэтому близость славянского Купалы и христианского Рождества Иоанна Предтечи — простое совпадение.
А появление современного праздника — Ивана Купалы — объясняется просто. В первые после Крещения Руси века проповедники говорили о недопустимости двоеверия: не мог человек одновременно совершать языческие обряды и оставаться истинным христианином.
Но в народном сознании такое разделение затянулось на столетия. И судя по тому, насколько популярны купальские традиции сегодня, процесс не завершился.