Храм Покрова на Нерли. (Источник: https://sneg.top/uploads/posts/2023-04/1681835699_sneg-top-p-khram-kartinki-krasivie-pinterest-20.jpg)
Термин «Русский Мир» достаточно многозначен. Он, появившийся ещё в XI в., дожил до XXI в. и, похоже, окончательно закрепился в политическом и аналитическом лексиконе. Как пишет российский академик В.А. Тишков «мы имеем дело с явлением, у которого давняя история, но которое сегодня обрело другие конфигурации и смыслы, став, как частью культуры новых сетевых сообществ, так и частью государственной политики и международных отношений».
Русский Мир различными учёными, политикам или журналистами понимается по-разному. Несмотря на активное использование этого термина в речах политиков, в СМИ, в публицистике и в научных исследованиях, до сих пор не определено наполнение термина. Российское интеллектуальное поле является достаточно обширной площадкой, на которой термин «Русский Мир» пытается обрести более-менее конкретное наполнение. Нужно также заметить, что Русский Мир даже пишется немного по-разному – иногда исключительно в кавычках, иногда без них, до сих пор не устоялось правило, писать ли оба слова с заглавной буквы или только первое, или вообще оба слова писать с маленькой. Мы будем придерживаться написания термина без кавычек, оба слова будем писать с большой буквы. И дело тут не в цивилизационном пафосе, а в том, что Русский Мир – это обозначение, где-то аналогичное таким обозначениям как, например, Pax Americana, где оба слова традиционно пишутся с большой буквы.
В России реанимация термина «Русский Мир» произошла в 90‑е гг. ХХ в. Видимо, актуализацию термина можно считать реакцией русскоязычных интеллектуалов на текущую ситуацию. Историю формирования идеи можно проследить в разделе «Русский Мир» на сайте «Русский архипелаг». Т.е. изначально идею начали разрабатывать интеллектуалы-политологи. Но вскоре к ним стали подключаться другие группы, в том числе и российская власть.
Естественно, чем выше статус политика, тем быстрее употреблённая им фраза войдёт в политическую повестку дня и, при удачных обстоятельствах, закрепится в политическом, публицистическом и даже научном лексиконе. В октябре 2001 г. Президент России В.В. Путин, выступая на Конгрессе соотечественников, заявил: «Русскоязычное сообщество, вместе с гражданами России, сейчас занимает пятое место в мире. Десятки миллионов людей, говорящих, думающих, а, может быть – что еще важнее, – чувствующих по‑русски, проживают за пределами Российской Федерации.
Но соотечественник – категория далеко не только юридическая. И уж тем более – не вопрос статуса или каких бы там ни было льгот. Это в первую очередь вопрос личного выбора. Вопрос самоопределения. Я бы сказал даже точнее: духовного самоопределения. Этот путь – не всегда прост. Ведь понятие “русский мир” испокон века выходило далеко за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса».
Таким образом, Путин явно связал понятие «Русский Мир» с проживающими за рубежом российскими соотечественниками.
Через несколько лет российский президент более сузил Русский Мир. Так, выступая в 2007 г. на торжественном приеме по случаю восстановления единства Русской Православной Церкви Путин сказал, что «восстановление церковной целостности […] является важным духовным стимулом к консолидации всего православного, всего “русского мира”. Мира, который был трагически расколот в результате революционных событий и гражданской войны». Буквально сразу же Путин продолжил мысль, что «возрождение церковного единства – это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего “русского мира”, одной из духовной основ которого всегда была православная вера. Всюду – куда бы судьба ни забрасывала наших людей – первой их заботой было возведение храма.
И сейчас для очень многих соотечественников, живущих вдали от России, именно церковь является подчас единственным “островком” Родины. Эта незримая связь помогает им сохранять национальную культуру и традиции, родной язык, ощущать свою сопричастность делам Отечества».
Таким образом, в выступлениях Путина в 2007 г. Русский Мир сузился до эмигрантов первой волны. Но и до 1917 г. этот Русский Мир, исходя из контекста речи Путина, существовал. Ведь именно этот Мир «был трагически расколот в результате революционных событий и гражданской войны». Более того, Путин указал, что Русский Мир – это дальнее зарубежье, поскольку «куда бы судьба ни забрасывала наших людей – первой их заботой было возведение храма». В современном ближнем зарубежье – на канонической территории Русской Православной Церкви – храмы, именно храмы РПЦ, всё-таки существуют. А возведение храма в местах, куда человека забросила судьба, явно указывает на далёкие края.
Однако в том же 2007 г. Путин говорил о Русском Мире и в более широком смысле. В частности, выступая перед участниками международной конференции по статусу русского языка за рубежом, Президент указал: «Это масштабное и значимое мероприятие объединяет политических деятелей, ученых и преподавателей, работников русскоязычных средств массовой информации из разных стран – всех, кому близки и дороги понятия “русский мир” и ”русское слово”». То есть под Русским Миром опять стали пониматься все соотечественники, а не только эмигранты первой волны из дальнего зарубежья.
Чуть ранее, в 2006 г. Путин, говоря о Русском Мире, имел в виду также всех соотечественников. Он упомянул, что День народного единства «объединяет не только многонациональный народ России, но и миллионы наших соотечественников за рубежом, […] весь так называемый русский мир».
По мнению авторов сетевого издания «POLITRUSSIA», 2006 год стал точкой отсчёта в формировании представлений о Русском Мире, поскольку тогда В.В. Путин заявил, что «русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за ее пределами. Почаще употребляйте это словосочетание – “Русский мир”». В данном случае под Русским Миром понимается вся совокупность людей, ценящих русскую речь и культуру и проживающих как в самой России, так и за её пределами.
Российские чиновники, вслед за президентом, также начали использовать словосочетание «Русский Мир», наполняя его в первую очередь содержанием, отсылающим к существованию российских соотечественников за рубежом. Особенно рельефно это проявляется в заявлениях российского МИД.
Церковь в тумане. (Источник: https://img.goodfon.ru/original/1680×1050/3/c6/rossiya-utro-tuman-cerkov.jpg)
К разработке термина в современном периоде подключились интеллектуалы. В первую очередь учёные. Публикации, посвящённые Русскому Миру, можно увидеть и у академиков, и у студентов. Научная среда России, пишущая о Русском Мире, делится на две неравные части. Большинство пытается разобраться с наполнением термина «Русский Мир», а меньшинство описывает положение Русского Мира, понимая под ним, в первую очередь живущих за рубежами России соотечественников и граждан иных государств, которые сами или через предков связаны с Россией.
Если говорить о содержании термина «Русский Мир», стоит обратить внимание на то, что большинство интеллектуалов уверены в реальности Русского Мира как такового. Проблема лишь в том, что понимать под Русским Миром – всех, кто сопричастен к России, или к русскому языку, или к русской культуре, или к Православию, или к общей исторической памяти, или к различным вариантам сочетаний упомянутых признаков. Остальные утверждают, что Русский Мир – это политический лозунг, который не имеет проявлений в реальности, а всего лишь призван оправдать имперские, великодержавные и иные амбиции современной российской власти.
Самый простой способ наполнить Русский Мир – это определить его как диаспору или совокупность выходцев из СССР, современной России и постсоветских территорий и их потомков. В частности, к Русскому Миру относят русских евреев, живущих в Израиле (так называемую «русскую улицу») или элосыцзу – русское этническое меньшинство в Китае.
Один в поле воин. Худ. В.М. Васнецов. (1914) (Источник: https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/a5/3218b27fd3fcafdf7ad1a006b99ce1c1/thumb/d0241bb5a954ce587c9f4b9c7716934c_x1.jpg)
Также возникает проблема, что такое словосочетание «Русский Мир» – концепт, научный термин, идеологема, мифологема, социально-культурный феномен или нечто другое. Как писал В.Н. Расторгуев, «выражение “русский мир” взято теперь в оборот едва ли не всеми СМИ и всеми без исключения политиками, но от того оно не стало ни прозрачнее, ни понятнее. Хуже того: чем больше какое-то слово, бытующее в языке на уровне самого общего представления и не прошедшее “научную выучку”, используют в публичной сфере, где идет жесткое столкновение интересов, будь то политика или массмедиа, тем меньше в нем остается того, что способно объединить, – общедоступного смысла. К тому же в последние годы в бесчисленных дискуссиях о “русском мире” наши аналитики напустили много теоретического тумана, но так и не предложили ни одной сколько-нибудь заметной и, главное, признанной научной концепции или школы, в рамках которой появился бы известный концепт, раскрывающий идею русского мира».
Пока слабо поднимается проблематика сравнения Русского Мира с иными Мирами. Академик В.А. Тишков, в частности, считает, что «далеко не всем государствам и народам удаётся породить феномен глобального масштаба, который можно было бы назвать “миром”, т.е. трансгосударственным и трансконтинентальным сообществом, которое объединено своей причастностью к определённому государству и своей лояльностью к его культуре. Такими мирами обладают, наряду с Россией, только Испания, Франция и Китай. Возможно, Ирландия вместе с Великобританией». Но чаще исследователи сравнивают Русский Мир с Американским (Pax Americana), хотя дальше этих сравнений дело не идёт.
Ещё одним направлением интеллектуальной работы является критика самого понятия Русский Мир как неудачного. Естественно, следуют предложения, каким термином заменить словосочетание «Русский Мир». В частности, директор Института ЕврАзЭС В. Лепёхин считает, что сам термин содержит «раздражающий многих этнический фактор», а это создаёт трудности в решении некоторых проблем за рубежом. Более корректным В. Лепёхин считает использование термина «российская цивилизация». Однако содержание термина «Русский Мир», в отличие от содержания термина «российская цивилизация», отсылает не к государству – России, а к духовной, нематериальной составляющей – культуре, языку. Поэтому использования понятия «российская цивилизация» как раз будет более ограничивать зарубежную активность, поскольку оно апеллирует к государству, а не к культуре. А собственно Русский Мир в широком смысле является совокупностью людей, для которых русский язык и культура являются ценностью. И именно через эти ценности (для большей части русского Мира такой ценностью будет являться и Православие) создаётся позитивный образ России, в первую очередь, не как государства, а как земли, в пределах которой появилось то, что принято называть русской культурой.
Также в исследованиях фиксируется термин «российский мир» (оба слова с маленькой буквы, поэтому так же будем писать и мы). В частности, философ В.В. Павловский уверен, что российский мир вбирает в себя и Русский Мир. Но относить к Русскому Миру, по мнению философа, тех, кто владеет «своим национальным и русским языком (или изучающих русский язык)» весьма проблематично. В.В. Павловский усматривает в этом «русскоцентризм как особую форму национализма», а российский мир для него существует на территории Российской Федерации, что, в принципе достаточно логично. Однако, если учесть, что под Русским Миром в основном понимаются те, кто живёт за пределами России, тогда российский мир не может вбирать в себя Русский Мир полностью. Более того, Русский Мир в этом случае гораздо шире российского мира.
Богатыри. Худ. В.М. Васнецов. (1898). (Источник: https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/23/b40e04f6dff49cf59e3e747216de5b40/thumb/a403ccc886b1e2f8e1fc606b7931d983_x1.jpg)
В целом, научные исследования, посвящённые Русскому Миру, хотя и многочисленны, но пока лишь пытаются нащупать согласие в использовании термина. Это порождает множество определений, которые частично согласуются друг с другом, но в целом имеют некоторые существенные отличия. Практически все согласны с тем, что Русский Мир – как минимум, это проживающие за рубежом российские соотечественники. Далее начинаются разночтения в понимании Русского Мира – являются ли соотечественники собственно Русским Миром или они всего лишь его часть, уместно ли вообще выделять соотечественников в Русский Мир, игнорируя остальные группы как внутри России, так и за её пределами и т.п. Тем не менее, при достаточно активной работе по формированию терминологии и изучению тех проявлений, которые признаются Русским Миром, потенциально российская наука может сформулировать относительно единое представление и о содержании термина, и о его сути и о месте Русского Мира среди других Миров.
Российская оппозиция относится к концепту Русского Мира критически, что вполне закономерно. Термин был актуализирован президентом России В.В. Путиным, с которым российская оппозиция борется. Помимо того, Русский Мир призван, по мнению как российских официальных политиков, так и большинства учёных и других интеллектуалов, помогать созданию положительного образа России через презентацию русской культуры, науки, других достижений, что, несомненно, укрепляет страну, а вместе с тем создаёт положительный имидж её руководству. Более того, некоторые исследователи рассматривают Русский Мир как мягкую силу, с помощью которой Россия проводит свою международную политику. Поэтому российская оппозиция вынуждена автоматически определить своё отношение как к термину, так и к организациям, которые представляют и поддерживают Русский Мир. У российской оппозиции можно встретить не собственно Русский Мир, а всего лишь «так называемый “Русский мир”». Канал ВВС уверен, что «в либеральном сознании идея “Русского мира” ассоциируется с идеологией “Русских маршей”». Для большинства либералов, может быть, это и так, но само словосочетание уже закрепилось в политическом дискурсе, все российские политические группы, за исключением оппозиции, относятся к идее Русского Мира более-менее положительно или нейтрально, поэтому и оппозиционерам приходится это учитывать, не противопоставляя Русский Мир своим ценностям, а пытаясь переформатировать наполнение Русского Мира под свои цели. В частности, внесённый в список террористов и экстремистов и уже почивший А.А. Навальный, рассуждая в одном из интервью, чем отличается Русский Мир Путина, от Русского Мира Навального, выражал уверенность, что в путинский Русский Мир загоняют силой, а в Русский Мир Навального никто никого не тянет. Так же А.А. Навальный относил к Русскому Миру как минимум часть постсоветского пространства, перечисляя Украину, Белоруссию, Прибалтику и Казахстан, но оговаривался, что белорусам вряд ли понравится то, что их отнесли к Русскому Миру.
Более того, критически относящиеся к власти эксперты собственно Русский Мир не считают опасным, указывая, что внимание к диаспоре – вполне обыденное явление для стран, которые её имеют. Опасность проявляется тогда, когда возникают определённые проблемы. Например, внесённый в 2023 г. в список иноагентов журналист А.Г. Баунов уверен, что «словосочетание “Русский мир” дискредитировано активным употреблением во время украинского кризиса, оно появилось почти одновременно с войной на Донбассе». Боле того, это словосочетание «для правительств соседних стран может выглядеть пугающе». А.Г. Баунов прав лишь в том, что словосочетание активно использовалось на Донбассе. Однако термин «Русский Мир» появился не «почти одновременно с войной на Донбассе», а в XI в., а в современный политический лексикон термин, пожалуй, активно вошёл в 2006 г., когда войну на Донбассе ещё ничего не предвещало. Видимо, оппозиция после 2014 г. просто обратила на этот термин более пристальное внимание.
Простые граждане России воспринимают Русский Мир ожидаемо – большинство (71 %) никогда не слышали о нём. Скорее всего, это не слишком корректное заявление. Ведь в СМИ о Русском Мире говорят нередко. Попросту обычные люди не слишком горят желанием дать название той реальности, в которой они живут или которую представляют, а на попытку назвать реальность неким термином попросту не обращают внимания. Если в качестве признаков Русского Мира указать русскую культуру, русский язык и общую историческую память, тогда вся Россия (за исключением некоторых мелких радикальных групп) является Русским Миром. 67 % россиян считают Русский Мир цивилизационным образованием. При этом, часть из опрошенных россиян ранее не обращала внимание на бытование такого термина.
Лидеры общественных организаций, более тесно интегрированные в политическое поле страны, чем обычные граждане, естественно, оперируют той терминологией, которая распространена в политике или СМИ. В частности, представитель Региональной национально-культурной автономии немцев Республики Крым заявил в 2015 г., что «национально-культурное объединение и национальные группы Республики Крым всегда себя позиционировали как неотъемлемая часть русского мира». Его поддержал представитель греческой диаспоры, указавший: «Греки понимают, что являются неотъемлемой частью русского мира».
Отдельно можно выделить позицию Русской Православной Церкви. И Патриарх Кирилл, и другие представители Церкви достаточно активно обсуждают проблематику Русского Мира, постоянно указывая на неполитичность термина, а на его культурно-цивилизационное наполнение. В частности, Патриарх Кирилл говорил: «Русский мир – это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности. Русские, даже которые именуют себя русскими, могут к этому миру и не принадлежать, потому что говорить на русском языке или понимать русский язык – это не единственное условие принадлежности к Русскому миру. И мы знаем, что очень многие не связывают себя ни с русской традицией, ни с духовностью, ни с культурой, а живут иными взглядами, убеждениями и теряют связь со своей собственной цивилизацией […]. Если говорить о цивилизации, то Россия принадлежит к цивилизации более широкой, чем Российская Федерация. Эту цивилизацию мы называем Русским миром. Русский мир – это не мир Российской Федерации, это не мир Российской империи. Русский мир – от киевской купели Крещения. Русский мир – это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, называющие сегодня себя разными именами – и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную». Многие иерархи Русской православной Церкви указывают на Россию, Белоруссию и Украину как на колыбель Русского Мира, потенциально предлагая этим странам развивать представления о Русском Мире, опираясь на общность, сложившуюся со времён Древней Руси. Церковь постоянно подчёркивает, что Русский Мир не несёт в себе потенциала разрушения чьих-то суверенитетов, поскольку является не политическим, а культурно-цивилизационным ресурсом. Объединяющими основами Русского Мира Церковь считает Православие, русскую культуру и русский язык, а также общую историческую память.
Русские дети. (Источник: https://russkiymir.ru/upload/iblock/1ca/1ca2c5e110114dc71de75d418c566484.jpg)
Таким образом, в России достаточно много говорят о Русском Мире. Основная масса упоминаний содержится в речах политиков, церковных и общественных деятелей, а также в научных исследованиях. Однако, несмотря на это, термин «Русский Мир» пока так и не получил однозначного содержания. Но в подавляющем большинстве случаев термин «Русский Мир» используется как цивилизационно-культурное явление.
3. На 2 комментарий: Канье Уэст, Русский мир и антисоветизм
2. Ответ на 1, Русский Сталинист:
Весьма показательно, что уважаемый автор опустил имя Александра Рара. Без этого имени (точнее, фамилии) невозможно полноценно говорить о конструируемом автором понятии "русского мира". Достаточно вспомнить полное патоки определение деятельности отца А. Рара - православный голос радио "Свобода". Дядя Александра Рара (брат отца) был адъютантом Власова. Вроде бы, через отца А. Рара были установлены контакты нашей Церкви с РПЦЗ. Но это вызывает мысли о сдаче позиций нашей Церкви в области противостояния фашизму, которая не только духовно окормляла воинов Красной Армии, но и отправляла на фронт самолёты и танки, построенные на средства Церкви. Например, у отца А. Рара имеется статья о "сергианстве". И этот А. Рар нередко привлекается официальной пропагандой как "политический аналитик". Вот только что вчера в передаче Пушкова он объяснял нам всё про Трампа.
1. Советский Мир