Русский Мир: становление термина

0
3
Время на чтение 13 минут

Источник: Наука Вера Культура

Храм Покрова на Нерли. (Источник: https://sneg.top/uploads/posts/2023-04/1681835699_sneg-top-p-khram-kartinki-krasivie-pinterest-20.jpg)

Термин «Русский Мир» достаточно многозначен. Он, появившийся ещё в XI в., дожил до XXI в. и, похоже, окончательно закрепился в политическом и аналитическом лексиконе. Как пишет российский академик В.А. Тишков «мы имеем дело с явлением, у которого давняя история, но которое сегодня обрело другие конфигурации и смыслы, став, как частью культуры новых сетевых сообществ, так и частью государственной политики и международных отношений».

Русский Мир различными учёными, политикам или журналистами понимается по-разному. Несмотря на активное использование этого термина в речах политиков, в СМИ, в публицистике и в научных исследованиях, до сих пор не определено наполнение термина. Российское интеллектуальное поле является достаточно обширной площадкой, на которой термин «Русский Мир» пытается обрести более-менее конкретное наполнение. Нужно также заметить, что Русский Мир даже пишется немного по-разному – иногда исключительно в кавычках, иногда без них, до сих пор не устоялось правило, писать ли оба слова с заглавной буквы или только первое, или вообще оба слова писать с маленькой. Мы будем придерживаться написания термина без кавычек, оба слова будем писать с большой буквы. И дело тут не в цивилизационном пафосе, а в том, что Русский Мир – это обозначение, где-то аналогичное таким обозначениям как, например, Pax Americana, где оба слова традиционно пишутся с большой буквы.

В России реанимация термина «Русский Мир» произошла в 90‑е гг. ХХ в. Видимо, актуализацию термина можно считать реакцией русскоязычных интеллектуалов на текущую ситуацию. Историю формирования идеи можно проследить в разделе «Русский Мир» на сайте «Русский архипелаг». Т.е. изначально идею начали разрабатывать интеллектуалы-политологи. Но вскоре к ним стали подключаться другие группы, в том числе и российская власть.

Естественно, чем выше статус политика, тем быстрее употреблённая им фраза войдёт в политическую повестку дня и, при удачных обстоятельствах, закрепится в политическом, публицистическом и даже научном лексиконе. В октябре 2001 г. Президент России В.В. Путин, выступая на Конгрессе соотечественников, заявил: «Русскоязычное сообщество, вместе с гражданами России, сейчас занимает пятое место в мире. Десятки миллионов людей, говорящих, думающих, а, может быть – что еще важнее, – чувствующих по‑русски, проживают за пределами Российской Федерации.

Но соотечественник – категория далеко не только юридическая. И уж тем более – не вопрос статуса или каких бы там ни было льгот. Это в первую очередь вопрос личного выбора. Вопрос самоопределения. Я бы сказал даже точнее: духовного самоопределения. Этот путь – не всегда прост. Ведь понятие “русский мир” испокон века выходило далеко за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса».

Таким образом, Путин явно связал понятие «Русский Мир» с проживающими за рубежом российскими соотечественниками.

Через несколько лет российский президент более сузил Русский Мир. Так, выступая в 2007 г. на торжественном приеме по случаю восстановления единства Русской Православной Церкви Путин сказал, что «восстановление церковной целостности […] является важным духовным стимулом к консолидации всего православного, всего “русского мира”. Мира, который был трагически расколот в результате революционных событий и гражданской войны». Буквально сразу же Путин продолжил мысль, что «возрождение церковного единства – это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего “русского мира”, одной из духовной основ которого всегда была православная вера. Всюду – куда бы судьба ни забрасывала наших людей – первой их заботой было возведение храма.

И сейчас для очень многих соотечественников, живущих вдали от России, именно церковь является подчас единственным “островком” Родины. Эта незримая связь помогает им сохранять национальную культуру и традиции, родной язык, ощущать свою сопричастность делам Отечества».

Таким образом, в выступлениях Путина в 2007 г. Русский Мир сузился до эмигрантов первой волны. Но и до 1917 г. этот Русский Мир, исходя из контекста речи Путина, существовал. Ведь именно этот Мир «был трагически расколот в результате революционных событий и гражданской войны». Более того, Путин указал, что Русский Мир – это дальнее зарубежье, поскольку «куда бы судьба ни забрасывала наших людей – первой их заботой было возведение храма». В современном ближнем зарубежье – на канонической территории Русской Православной Церкви – храмы, именно храмы РПЦ, всё-таки существуют. А возведение храма в местах, куда человека забросила судьба, явно указывает на далёкие края.

Однако в том же 2007 г. Путин говорил о Русском Мире и в более широком смысле. В частности, выступая перед участниками международной конференции по статусу русского языка за рубежом, Президент указал: «Это масштабное и значимое мероприятие объединяет политических деятелей, ученых и преподавателей, работников русскоязычных средств массовой информации из разных стран – всех, кому близки и дороги понятия “русский мир” и ”русское слово”». То есть под Русским Миром опять стали пониматься все соотечественники, а не только эмигранты первой волны из дальнего зарубежья.

Чуть ранее, в 2006 г. Путин, говоря о Русском Мире, имел в виду также всех соотечественников. Он упомянул, что День народного единства «объединяет не только многонациональный народ России, но и миллионы наших соотечественников за рубежом, […] весь так называемый русский мир».

По мнению авторов сетевого издания «POLITRUSSIA», 2006 год стал точкой отсчёта в формировании представлений о Русском Мире, поскольку тогда В.В. Путин заявил, что «русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за ее пределами. Почаще употребляйте это словосочетание – “Русский мир”». В данном случае под Русским Миром понимается вся совокупность людей, ценящих русскую речь и культуру и проживающих как в самой России, так и за её пределами.

Российские чиновники, вслед за президентом, также начали использовать словосочетание «Русский Мир», наполняя его в первую очередь содержанием, отсылающим к существованию российских соотечественников за рубежом. Особенно рельефно это проявляется в заявлениях российского МИД.

Церковь в тумане. (Источник: https://img.goodfon.ru/original/1680×1050/3/c6/rossiya-utro-tuman-cerkov.jpg)

К разработке термина в современном периоде подключились интеллектуалы. В первую очередь учёные. Публикации, посвящённые Русскому Миру, можно увидеть и у академиков, и у студентов. Научная среда России, пишущая о Русском Мире, делится на две неравные части. Большинство пытается разобраться с наполнением термина «Русский Мир», а меньшинство описывает положение Русского Мира, понимая под ним, в первую очередь живущих за рубежами России соотечественников и граждан иных государств, которые сами или через предков связаны с Россией.

Если говорить о содержании термина «Русский Мир», стоит обратить внимание на то, что большинство интеллектуалов уверены в реальности Русского Мира как такового. Проблема лишь в том, что понимать под Русским Миром – всех, кто сопричастен к России, или к русскому языку, или к русской культуре, или к Православию, или к общей исторической памяти, или к различным вариантам сочетаний упомянутых признаков. Остальные утверждают, что Русский Мир – это политический лозунг, который не имеет проявлений в реальности, а всего лишь призван оправдать имперские, великодержавные и иные амбиции современной российской власти.

Самый простой способ наполнить Русский Мир – это определить его как диаспору или совокупность выходцев из СССР, современной России и постсоветских территорий и их потомков. В частности, к Русскому Миру относят русских евреев, живущих в Израиле (так называемую «русскую улицу») или элосыцзу – русское этническое меньшинство в Китае.

Один в поле воин. Худ. В.М. Васнецов. (1914) (Источник: https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/a5/3218b27fd3fcafdf7ad1a006b99ce1c1/thumb/d0241bb5a954ce587c9f4b9c7716934c_x1.jpg)

Также возникает проблема, что такое словосочетание «Русский Мир» – концепт, научный термин, идеологема, мифологема, социально-культурный феномен или нечто другое. Как писал В.Н. Расторгуев, «выражение “русский мир” взято теперь в оборот едва ли не всеми СМИ и всеми без исключения политиками, но от того оно не стало ни прозрачнее, ни понятнее. Хуже того: чем больше какое-то слово, бытующее в языке на уровне самого общего представления и не прошедшее “научную выучку”, используют в публичной сфере, где идет жесткое столкновение интересов, будь то политика или массмедиа, тем меньше в нем остается того, что способно объединить, – общедоступного смысла. К тому же в последние годы в бесчисленных дискуссиях о “русском мире” наши аналитики напустили много теоретического тумана, но так и не предложили ни одной сколько-нибудь заметной и, главное, признанной научной концепции или школы, в рамках которой появился бы известный концепт, раскрывающий идею русского мира».

Пока слабо поднимается проблематика сравнения Русского Мира с иными Мирами. Академик В.А. Тишков, в частности, считает, что «далеко не всем государствам и народам удаётся породить феномен глобального масштаба, который можно было бы назвать “миром”, т.е. трансгосударственным и трансконтинентальным сообществом, которое объединено своей причастностью к определённому государству и своей лояльностью к его культуре. Такими мирами обладают, наряду с Россией, только Испания, Франция и Китай. Возможно, Ирландия вместе с Великобританией». Но чаще исследователи сравнивают Русский Мир с Американским (Pax Americana), хотя дальше этих сравнений дело не идёт.

Ещё одним направлением интеллектуальной работы является критика самого понятия Русский Мир как неудачного. Естественно, следуют предложения, каким термином заменить словосочетание «Русский Мир». В частности, директор Института ЕврАзЭС В. Лепёхин считает, что сам термин содержит «раздражающий многих этнический фактор», а это создаёт трудности в решении некоторых проблем за рубежом. Более корректным В. Лепёхин считает использование термина «российская цивилизация». Однако содержание термина «Русский Мир», в отличие от содержания термина «российская цивилизация», отсылает не к государству – России, а к духовной, нематериальной составляющей – культуре, языку. Поэтому использования понятия «российская цивилизация» как раз будет более ограничивать зарубежную активность, поскольку оно апеллирует к государству, а не к культуре. А собственно Русский Мир в широком смысле является совокупностью людей, для которых русский язык и культура являются ценностью. И именно через эти ценности (для большей части русского Мира такой ценностью будет являться и Православие) создаётся позитивный образ России, в первую очередь, не как государства, а как земли, в пределах которой появилось то, что принято называть русской культурой.

Также в исследованиях фиксируется термин «российский мир» (оба слова с маленькой буквы, поэтому так же будем писать и мы). В частности, философ В.В. Павловский уверен, что российский мир вбирает в себя и Русский Мир. Но относить к Русскому Миру, по мнению философа, тех, кто владеет «своим национальным и русским языком (или изучающих русский язык)» весьма проблематично. В.В. Павловский усматривает в этом «русскоцентризм как особую форму национализма», а российский мир для него существует на территории Российской Федерации, что, в принципе достаточно логично. Однако, если учесть, что под Русским Миром в основном понимаются те, кто живёт за пределами России, тогда российский мир не может вбирать в себя Русский Мир полностью. Более того, Русский Мир в этом случае гораздо шире российского мира.

Богатыри. Худ. В.М. Васнецов. (1898). (Источник: https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/23/b40e04f6dff49cf59e3e747216de5b40/thumb/a403ccc886b1e2f8e1fc606b7931d983_x1.jpg)

В целом, научные исследования, посвящённые Русскому Миру, хотя и многочисленны, но пока лишь пытаются нащупать согласие в использовании термина. Это порождает множество определений, которые частично согласуются друг с другом, но в целом имеют некоторые существенные отличия. Практически все согласны с тем, что Русский Мир – как минимум, это проживающие за рубежом российские соотечественники. Далее начинаются разночтения в понимании Русского Мира – являются ли соотечественники собственно Русским Миром или они всего лишь его часть, уместно ли вообще выделять соотечественников в Русский Мир, игнорируя остальные группы как внутри России, так и за её пределами и т.п. Тем не менее, при достаточно активной работе по формированию терминологии и изучению тех проявлений, которые признаются Русским Миром, потенциально российская наука может сформулировать относительно единое представление и о содержании термина, и о его сути и о месте Русского Мира среди других Миров.

Российская оппозиция относится к концепту Русского Мира критически, что вполне закономерно. Термин был актуализирован президентом России В.В. Путиным, с которым российская оппозиция борется. Помимо того, Русский Мир призван, по мнению как российских официальных политиков, так и большинства учёных и других интеллектуалов, помогать созданию положительного образа России через презентацию русской культуры, науки, других достижений, что, несомненно, укрепляет страну, а вместе с тем создаёт положительный имидж её руководству. Более того, некоторые исследователи рассматривают Русский Мир как мягкую силу, с помощью которой Россия проводит свою международную политику. Поэтому российская оппозиция вынуждена автоматически определить своё отношение как к термину, так и к организациям, которые представляют и поддерживают Русский Мир. У российской оппозиции можно встретить не собственно Русский Мир, а всего лишь «так называемый “Русский мир”». Канал ВВС уверен, что «в либеральном сознании идея “Русского мира” ассоциируется с идеологией “Русских маршей”». Для большинства либералов, может быть, это и так, но само словосочетание уже закрепилось в политическом дискурсе, все российские политические группы, за исключением оппозиции, относятся к идее Русского Мира более-менее положительно или нейтрально, поэтому и оппозиционерам приходится это учитывать, не противопоставляя Русский Мир своим ценностям, а пытаясь переформатировать наполнение Русского Мира под свои цели. В частности, внесённый в список террористов и экстремистов и уже почивший А.А. Навальный, рассуждая в одном из интервью, чем отличается Русский Мир Путина, от Русского Мира Навального, выражал уверенность, что в путинский Русский Мир загоняют силой, а в Русский Мир Навального никто никого не тянет. Так же А.А. Навальный относил к Русскому Миру как минимум часть постсоветского пространства, перечисляя Украину, Белоруссию, Прибалтику и Казахстан, но оговаривался, что белорусам вряд ли понравится то, что их отнесли к Русскому Миру.

Более того, критически относящиеся к власти эксперты собственно Русский Мир не считают опасным, указывая, что внимание к диаспоре – вполне обыденное явление для стран, которые её имеют. Опасность проявляется тогда, когда возникают определённые проблемы. Например, внесённый в 2023 г. в список иноагентов журналист А.Г. Баунов уверен, что «словосочетание “Русский мир” дискредитировано активным употреблением во время украинского кризиса, оно появилось почти одновременно с войной на Донбассе». Боле того, это словосочетание «для правительств соседних стран может выглядеть пугающе». А.Г. Баунов прав лишь в том, что словосочетание активно использовалось на Донбассе. Однако термин «Русский Мир» появился не «почти одновременно с войной на Донбассе», а в XI в., а в современный политический лексикон термин, пожалуй, активно вошёл в 2006 г., когда войну на Донбассе ещё ничего не предвещало. Видимо, оппозиция после 2014 г. просто обратила на этот термин более пристальное внимание.

Простые граждане России воспринимают Русский Мир ожидаемо – большинство (71 %) никогда не слышали о нём. Скорее всего, это не слишком корректное заявление. Ведь в СМИ о Русском Мире говорят нередко. Попросту обычные люди не слишком горят желанием дать название той реальности, в которой они живут или которую представляют, а на попытку назвать реальность неким термином попросту не обращают внимания. Если в качестве признаков Русского Мира указать русскую культуру, русский язык и общую историческую память, тогда вся Россия (за исключением некоторых мелких радикальных групп) является Русским Миром. 67 % россиян считают Русский Мир цивилизационным образованием. При этом, часть из опрошенных россиян ранее не обращала внимание на бытование такого термина.

Лидеры общественных организаций, более тесно интегрированные в политическое поле страны, чем обычные граждане, естественно, оперируют той терминологией, которая распространена в политике или СМИ. В частности, представитель Региональной национально-культурной автономии немцев Республики Крым заявил в 2015 г., что «национально-культурное объединение и национальные группы Республики Крым всегда себя позиционировали как неотъемлемая часть русского мира». Его поддержал представитель греческой диаспоры, указавший: «Греки понимают, что являются неотъемлемой частью русского мира».

Отдельно можно выделить позицию Русской Православной Церкви. И Патриарх Кирилл, и другие представители Церкви достаточно активно обсуждают проблематику Русского Мира, постоянно указывая на неполитичность термина, а на его культурно-цивилизационное наполнение. В частности, Патриарх Кирилл говорил: «Русский мир – это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности. Русские, даже которые именуют себя русскими, могут к этому миру и не принадлежать, потому что говорить на русском языке или понимать русский язык – это не единственное условие принадлежности к Русскому миру. И мы знаем, что очень многие не связывают себя ни с русской традицией, ни с духовностью, ни с культурой, а живут иными взглядами, убеждениями и теряют связь со своей собственной цивилизацией […]. Если говорить о цивилизации, то Россия принадлежит к цивилизации более широкой, чем Российская Федерация. Эту цивилизацию мы называем Русским миром. Русский мир – это не мир Российской Федерации, это не мир Российской империи. Русский мир – от киевской купели Крещения. Русский мир – это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, называющие сегодня себя разными именами – и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную». Многие иерархи Русской православной Церкви указывают на Россию, Белоруссию и Украину как на колыбель Русского Мира, потенциально предлагая этим странам развивать представления о Русском Мире, опираясь на общность, сложившуюся со времён Древней Руси. Церковь постоянно подчёркивает, что Русский Мир не несёт в себе потенциала разрушения чьих-то суверенитетов, поскольку является не политическим, а культурно-цивилизационным ресурсом. Объединяющими основами Русского Мира Церковь считает Православие, русскую культуру и русский язык, а также общую историческую память.

Русские дети. (Источник: https://russkiymir.ru/upload/iblock/1ca/1ca2c5e110114dc71de75d418c566484.jpg)

Таким образом, в России достаточно много говорят о Русском Мире. Основная масса упоминаний содержится в речах политиков, церковных и общественных деятелей, а также в научных исследованиях. Однако, несмотря на это, термин «Русский Мир» пока так и не получил однозначного содержания. Но в подавляющем большинстве случаев термин «Русский Мир» используется как цивилизационно-культурное явление.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Гронский
Все статьи Александр Гронский
Последние комментарии
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от Vladislav
27.06.2024 21:02
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Vladislav
27.06.2024 20:42
«Россия, хватит жить врастопырку»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
27.06.2024 17:59
Панкратов-Чёрный о смерти Шукшина и Евдокимова
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
27.06.2024 17:52
Об антисоветчиках
Новый комментарий от Русский танкист
27.06.2024 17:35
Армия Хуснуллина несёт потери…
Новый комментарий от Советский недобиток
27.06.2024 16:46