Источник: Русский Вестник
В последние месяцы и без того непростая обстановка на Ближнем Востоке выглядит взрывоопасной, и одновременно с геноцидом палестинцев в секторе Газа другие очаги напряженности в регионе приковывают к себе внимание всего мира, угрожая приближением большой войны. Крушение вертолета, на борту которого находились президент Исламской Республики Иран (ИРИ) Сейид Ибрахим Раиси, министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян и губернатор иранской провинции Восточный Азербайджан Малик Рахмети, 19 мая стало потрясением, порождающим различные версии о причинах катастрофы и возможной причастности к ней внешних сил. Об этом и других актуальных событиях, влияющих на международную повестку, корреспондент газеты «Русский Вестник» поговорил с международным обозревателем, экспертом в области политики и экономики Фаизом Хавалой.
– Известие о трагедии в провинции Восточный Азербайджан в первые же часы вызвало гипотезы о возможной диверсии со стороны двух недружественных Ирану стран – Израиля и США. Пока мы не знаем истинных причин крушения, но, когда одни восприняли это как трагическое событие, другие (например, госсекретарь США Энтони Блинкен) уже пытаются представить в положительном свете. В любом случае политическая система ИРИ выстроена так, что даже гибель государственных деятелей высшего звена не приведет к ее коллапсу и противникам иранского строя радоваться рано?
– Да, с первых же минут появилась мысль, что это не было случайностью. Пока первый официальный подозреваемый в убийстве президента Ирана – погода, но после завершения расследования может оказаться, что она невиновна. В первую очередь надо учитывать, кому его смерть может быть выгодна и как отреагировали на информацию о катастрофе потенциальные подозреваемые. Первое: Джо Байден оперативно изменил свою программу поездок и вернулся в Белый дом, чтобы оттуда проследить за результатами поисков. Второе: Израиль через некоего чиновника заранее заявил: мы ни при чем! Подождите! Но вас даже еще ни в чем не успели обвинить, а вы уже сразу оправдываетесь! И третье: провинция Восточный Азербайджан граничит с технологичной израильской базой беспилотников, использующихся для поддержки группировок сепаратистов внутри Ирана. Пока вопросов больше, чем ответов, но, надеюсь, в результате расследования мы узнаем истинных виновников, и они будут наказаны.
Да, политическая система Ирана построена так, что гибель высокопоставленных должностных лиц не приведет к коллапсу. При внезапном уходе чиновника высшего звена по какой-либо причине страна продолжает двигаться в рамках заранее намеченного пути без отклонений. Единственное последствие – это вынесение из этого горького опыта очередного урока, состоящего в том, что, если враг нашел лазейку для диверсии, была допущена ошибка и она требует исправления. Да, Иран заплатил за этот урок очень высокую цену, но при исправлении ошибки подобное не повторится. Вспомним череду ликвидаций иранских ученых физиков-ядерщиков внутри страны и за ее пределами: это была ошибка, за которую дорого заплатили, но мирная ядерная программа Ирана не остановилась. Аналогично с убийством Касема Сулеймани, которое только укрепило Корпус стражей Исламской революции (КСИР). В ближайшее время в Иране пройдут выборы нового президента, и, несмотря на потери, жизнь страны продолжается.
– То есть в Иране ведется непрерывная подготовка кадров, которые в экстренной ситуации будут правильно мотивированы и компетентны, чтобы взять на себя ответственность и заменить тех, кто выбыл из строя?
– Как и в Сирии, откуда я родом. Напомню, что в начале войны против Сирии в 2011 году было взорвано четыре высокопоставленных чиновника, но это не изменило нашей решимости воевать против терроризма. Потом стала помогать Россия, гражданином которой я также являюсь, чем горжусь. И до сих пор мы продолжаем сражаться против мирового терроризма. Вызовом для Запада стало стратегическое партнерство Ирана, России и Китая, которое разрушает гегемонию США и отстаивает модель многополярного мира, где отношения складываются на основе справедливости, взаимоуважения и соблюдения интересов своих народов.
– В свое время устранение генерала Сумеймани стало большим успехом и идеологической победой для Израиля и сионистского лобби США. По аналогии с этой ликвидацией, обращая внимание на публичную риторику Вашингтона, который одновременно поддерживает Израиль на международном уровне, но номинально выступает против военной эскалации, кому из этих стран выгоднее устранение Ибрахима Раиси?
– Для нас, арабов, большинство которых мусульмане, и христиане, и иудеи – верующие люди. Сионизм – это уже движение, которое прикрывается еврейской религией и для контроля мировых процессов использует различные рычаги влияния: экономические, информационные, финансовые и т. д. Используя религиозный фактор, они создают противостояние евреев с мусульманами и христианами. Но исторически религиозного противостояния здесь не было! В моем родном Алеппо в Сирии на нашей улице до 1967 года спокойно жили все: мусульмане, христиане и иудеи. На старых еврейских домах до сих пор остаются шестиконечные звезды. Другой случай политизации религии произошел в 2011 году, когда для войны против Сирии стали делить мусульман на шиитов, суннитов, алавитов. Но в итоге мы снова все вместе.
Касем Сулеймани воевал против ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. – Ред.) в Сирии и Ираке. Он всегда знал, что рискует головой, и был готов положить свою жизнь за искоренение терроризма. Когда мы были в Сирии, я видел террористов – их бороды и дикая внешность, будто они вернулись в первобытное общество. Эти люди собрались из десятков разных стран, они повально были под действием психотропных веществ, и все, что они знали, – это желание убивать. Убийство генерала Сулеймани выгодно в первую очередь США, потому что на Ближнем Востоке сосредоточены энергетические ресурсы – значит, есть экономический интерес.
Вот для этого и было создано государство Израиль, очень удобно расположившееся между арабскими и мусульманскими странами. Я обычно говорю, что Израиль – это не страна, а транснациональная корпорация, в которую активно инвестируют страны Запада, а в последнее время и многие арабские страны. Ситуация движется в сторону признания Израиля рядом стран Персидского залива, нормализуются дипломатические отношения. Также мы знаем, что, выступая якобы в поддержку Палестины, Турция остается одним из главных акционеров Израиля. Вспомним, что британцы создавали Израиль так же, как и «Братьев мусульман» (запрещенная в РФ организация. – Ред.), к которым имеет прямое отношение Реджеп Эрдоган. Но Эрдоган – умный политик, поэтому он на протяжении семи месяцев публично ругает Израиль и в то время снабжает его товарами. Дошло до того, что колючая проволока, которой ограждали Аль-Аксу от верующих на последний Рамадан, была закуплена у Турции.
Так вот, США с помощью «Арабской весны», как и «цветных революций» на постсоветском пространстве, стремятся к контролю над регионами. Если откроется путь из Индийского океана до Средиземного моря через Иран, Ирак и Сирию – американцы потеряют контроль и понесут убытки. Поэтому разными методами они мешают этим странам создать такое единое пространство, в том числе готовя боевиков на военной базе Эт-Танф, откуда они внедряются на территории Ирака или Сирии. Любой новый очаг напряженности или война обеспечит рынок сбыта оружия, повысит его стоимость, поднимет цену на ресурсы, а средства через американские банки вольются в экономику США. Мне кажется неслучайным то, что за последний месяц происходило с руководителями государств: гибель президента Ирана, покушение на премьер-министра Словакии, информация о готовившемся покушении на президента Сербии и неподтвержденная информация о покушении на наследного принца Саудовской Аравии.
– Не могу не коснуться теории о том, что временный порт, который США начали возводить под предлогом доставки гуманитарных грузов для Газы, возможно является базой, через которую США при необходимости смогут ввести военный контингент.
– Это не временный порт – это постоянная американская база, а гуманитарная миссия – только прикрытие. Пока американцы строили его, тонны гуманитарной помощи из России собрались в Египте – на границе с Рафахом, в котором, между прочим, тоже есть порт, который можно было использовать. Россия также предлагала организовать госпиталь на стадионе в секторе Газа, но Израиль не позволил, ведь он на самом деле не заинтересован в помощи населению – ему надо освободить пространство от палестинских жителей, и это тоже в интересах США.
На последнем саммите G20 Байден говорил о доставке товаров из Индии и стран Персидского залива в Европу по проектируемому Израилем каналу «Бен Гурион», который протянется от Эйлата до сектора Газа. Американский президент назвал это долгосрочной инвестицией. Им необходимо зачистить анклав от палестинцев, чтобы реализовать проект. Потому американцы будут закрывать глаза на преступления Израиля и применять право вето в ООН в его поддержку.
– Альтернативный западному торговый путь мог бы пролегать через страны, в которых сформировалась Ось Сопротивления, – через Иран, Сирию, Ирак. Также входящие в альянс йеменские хуситы нанесли чувствительный удар по Западу в Красном море…
– Без открытого прохода через Красное море планам Байдена не осуществиться. Предложение проложить по суше железную дорогу в обход хуситам крайне невыгодно. Йемен – это Красное море, Ливан и Сирия – Средиземное море, Ирак – соединение всей это оси с Ираном, у которого ключ к Индийскому океану. США постоянно пугают страны Персидского залива иранским вторжением, вынуждая покупать средства военной защиты. Но они лукавят, потому что безопасность нельзя экспортировать: она общая, когда соседи живут в согласии. Нам не нужно приглашать постороннего надзирателя из-за океана, чтобы он учил нас договариваться: у нас один язык и, по сути, одна религия – мы сами разберемся. Но американцы, боясь потерять влияние, применяют различные технологии информационной борьбы внутри каждой страны. Полноценного военного конфликта они не хотят. У них и так уже есть фронт с Россией, есть ближневосточный фронт и потенциально может открыться фронт на Тайване.
– Вернемся к обмену ударами между Израилем, который обстрелял иранское консульство в Дамаске, и Ираном. Тегеран четко озвучил свои цели и показал, что не оставит без ответа нападение на своих граждан. Какова была цель Израиля?
– Атака Ирана сконцентрировалась на военном аэродроме, откуда вылетели F-35, поразившие консульство в Дамаске, и офисе «Моссад», принимавшем это решение. Мы знаем, что огромное количество беспилотников добралось непосредственно до Палестины, т. е. при желании иранцы могли бы их обрушить на израильские гражданские объекты, но они этого не делали. Это потому, что Иран, как и Россия, поддерживает силу закона, а Израиль и США практикуют закон силы. Израиль атаковал дипломатический объект на территории другого государства, нарушая международные законы, которые сам подписывал, и на площадке ООН союзники-американцы даже не высказали осуждения. Когда последовала ответная атака Ирана – посмотрите, сколько стран участвовало в обороне Израиля: США, Германия, Франция и Великобритания. Но Иран все равно достиг своих целей. Причем Тегеран заранее официально анонсировал через Швейцарию свой удар возмездия.
Цель Израиля – провокация, а также ликвидация офицеров КСИР, в частности бригадного генерала Мохаммада Резу Захеди. Израильское общество было потрясено после 7 октября 2023 года, и было необходимо экспортировать это потрясение, а заодно и политические неудачи правительства за пределы страны. Кроме того, Иран не скрывает, что поддерживает ХАМАС и хуситов Йемена, поэтому становится целью. Приближение большой войны позволило бы Биньямину Нетаньяху перенести фокус народного недовольства с себя на внешние факторы, заставить США включиться в эту войну, пока сам он продолжил бы безнаказанно совершать военные преступления в секторе Газа.
– Если предположить, что в ходе расследования будет доказана причастность какой-либо страны к гибели президента Ирана, следует ждать большой войны?
– Немедленно. К сожалению, вера в справедливость на базе Совета безопасности ООН сегодня умирает. Британия, Франция и США имеют право вето и блокируют неподходящие решения. Международный уголовный суд продается и покупается, а сейчас, когда он рассматривает Нетаньяху и других израильских политиков, его даже грозятся закрыть.
– Вопрос полноправного членства Палестины в ООН по-прежнему разделяет мир. Три европейские страны из союзников США внезапно решили признать Палестину. В то же время с начала войны в Газе казалось, что арабский мир должен проявить большую сплоченность, но этого не происходило.
– С признанием – это все часть большой игры. Они признают Палестину, Израиль отзывает у них послов, потом тихо возвращает, как и с Турцией. Хотя арабским и мусульманским странам стоило хотя бы отсылать послов в ответ на геноцид в Газе или приостанавливать коммерческие отношения с Израилем, но они боятся. Вот проходила очередная Ассамблея Лиги арабских государств (ЛАГ), но наш президент Башар Ассад отказался присутствовать, потому что ясно понимает, что там ничего не решается. Эта организация также создана нашей любимой Англией, и ее цель в имитации деятельности. Когда, допустим, Катару или Саудовской Аравии что-то нужно, и их деньги работают, и принимается выгодное им решение. Если бы деньги, которые выделяются на организацию их ассамблей, на охрану прибывающих эмиров, королей, президентов и министров, направляли для помощи голодным и больным в секторе Газа, было бы больше пользы. Когда «замораживали» членство Сирии в ЛАГ, никто ничего не делал, потом нас вернули в эту организацию, хотя нашему народу это и не нужно. Так захотела Россия, которая поддерживает хорошие отношения со всем арабским миром.
Вот знаете «королевскую базу Аль-Бахрейн»? Я имею в виду королевство Бахрейн, где важнейшие объекты – британская и американская военные базы. И вот его король приезжает в Москву для налаживания связей. Россия предлагает взаимовыгодные отношения, построенные на взаимном уважении, и она не лезет во внутренние дела этой страны: ну, хотите иметь базы – пожалуйста! Главное, чтобы они не использовались для дестабилизации обстановки в регионе.
– Если ЛАГ неэффективна, то какая международная организация могла бы способствовать улучшению ситуации на Ближнем Востоке?
– В регионе процветают терроризм, торговля людьми и наркотики – то, против чего борется Шанхайская организация сотрудничества. В нее входит Иран – мощная страна, у которой достаточно средств и оружия, чтобы защитить и свою территорию и навести порядок в регионе. Но не всем это выгодно, и этому активно мешают. Стабилизация ситуации на Ближнем Востоке – ключ к стабилизации по всему миру. Для этого нужно иметь желание и возможности. У США и стран Запада такие возможности есть, но нет желания. Поэтому надежда на Россию и Китай, которые заинтересованы в обеспечении мира.
Беседовал Филипп ЛЕБЕДЬ