Вид на Днепропетровск. Фото: zn.ua
Сегодня в рамках цикла о настроениях населения в разных регионах Украины расскажем о Днепропетровске, переименованном киевским режимом в Днепр.
В советское время его жители, споря о том, чья родина лучше, с гордостью заявляли своим оппонентам по-визборовски: «А зато мы делаем ракеты!» И действительно, далеко не каждый город мог похвастать тем, что в нем изготовляли сложнейшую космическую технику и даже так называемые «поезда-призраки». Это были «Боевые железнодорожные ракетные комплексы» — БЖРК (обозначение на путях сообщения СССР — «поезд номер ноль»). Они представляли собой специально сконструированные составы, где размещались стратегические ракеты (чаще всего межконтинентальные), а также командные пункты, технико-технологические системы и т. д. Производили их легендарный завод «Южмаш» и связанное с ним КБ «Южное». Конечно, все это делалось в строжайшем секрете, но для местных жителей тут никакой тайны не было. Работать на них и на другие предприятия приезжали люди со всех концов Союза, благодаря чему областной центр широко расстраивался…
Днепропетровский завод Южмаш. Источник korrespondent. net
Ныне это четвертый по численности населения город после Киева, Харькова и Одессы. Почти миллионник (по состоянию на 1 января 2020 года — 990 724 чел.) Крупный промышленный, научный, культурный и инновационный центр. Особенно развиты такие отрасли, как машиностроение, черная металлургия, металлообработка и др.
Однако Днепр знаменит не только космическими достижениями и высокоразвитой промышленностью, доставшимися в наследство самостийным правителям от СССР. Но и разного рода мафиями — так уж исторически сложилось. В советские времена всем была известна «брежневская группа», довольно пристойно руководившая страной почти два десятилетия. А потом Днепропетровск сделался настоящим рассадником всяких алчных кланов, пришедших ей на смену после распада Союза. И выходцы из этих кланов, добравшись до самых высоких государственных постов, мало-помалу отдали свою державу под контроль коллективного Запада.
Пошло это еще со времен правления Леонида Кучмы, экс-директора и парторга того самого легендарного «Южмаша». Именно благодаря Кучме к финансовому корыту получили доступ те, кто стал впоследствии прозападными олигархами. Например, кучминский зять Виктор Пинчук, хозяин корпорации «Интерпайп» и владелец (вместе с Джорджем Соросом) нескольких всеукраинских антироссийских телеклоак — ICTV, Нового, СТБ и др.
Из Днепропетровска в 1990-х вышел на всеукраинскую арену и клан Павла Лазаренко, бывшего премьера и соратника Кучмы, вдрызг побившего с ним горшки. В лазаренковский синдикат входили также Юлия Тимошенко, Александр Турчинов и Игорь Коломойский**, которые называли его «Хозяином».
Тогда Коломойский** организовал группу «Приват», адвокатом коей являлся нынешний мэр города Филатов. Тот самый «Боря-вешатель», говоривший в 2014 году, что Крыму и Донбассу нужно давать любые обещания — «а вешать мы их будем потом». Его заместитель и подельник — Геннадий Корбан, именуемый в СМИ «самой влиятельной персоной Днепра». Главный рейдер, которого в свое время задерживали как пахана преступной группировки.
Днепровские мафиози (справа налево) Филатов, Корбан, Коломойский**. Источник: hvylya.net
Что же касается «Бени» Коломойского**, то он, как известно, создал и финансировал частные карательные батальоны, состоявшие из отъявленных головорезов — «Азов»*, «Шахтерск», «Днепр-1», «Донбасс», «Айдар»* и др. Однако «Беня» проявился еще и на ниве благотворительности. Он построил для еврейской общины Днепропетровска один из крупнейших в мире общинных центров «Менора». Является членом ее попечительского совета и президентом всеукраинской «Объединенной еврейской общины Украины».
Здесь отметим, что власть в Днепре, хотя вроде и горячо отстаивает украинскую национал-патриотическую идею, на самом же деле преследует иные, сугубо шкурные цели. Все это глубоко чуждо для большинства населения бывшего Екатеринослава — города, основанного Екатериной Второй и ее подданными во главе с князем Потемкиным-Таврическим и названного в честь святой великомученицы Екатерины.
На приведенном ниже видео можно посмотреть, какой трогательный «перформанс» затеяли на крыше «Меноры» вышеупомянутые деятели вкупе с «Борей-вешателем» и бывшими кавээнщиками из клуба «Веселый ПесецЪ». Там звучит обращение к Израилю, который давно укрепляется в городе, созданном русской императрицей.
А теперь перейдем к вопросу о настроениях его жителей. И поговорим на тему, так ли уж сильна вся эта пропаганда, по сути, глубоко чуждая им.
Наши собеседники — коренные днепропетровцы Дмитрий, его супруга Алла и Ефим, а также бахмутовец Александр, который вынужден был вместе с женой перебраться сюда после разрушения их дома «защитниками» из ВСУ.
Начнем с Дмитрия и Аллы (им по 35 лет).
— Я 10 лет проработал автослесарем на техстанции, но совсем недавно ее закрыли рейдеры, потому что она понадобилась Корбану. Весь коллектив остался без работы. Вообще по Днепру закрывается очень много предприятий — в первую очередь из-за мобилизации. Приходят, мужиков забирают — а кому трудиться? После увольнения я работал на известном тут Курчатовском рынке — его тоже прикроют, наверное, скоро. Люди боятся и торговать, и покупать: по базару слоняются здоровенные мордовороты из ТЦК, ловят новобранцев. Теперь, после вступления в силу мобзакона, совсем озверели. Из-за этого даже жители области, сельской местности (там очень много украинцев, такая историческая особенность региона) все больше ненавидят и Зеленского, и «могилизаторов». И все меньше хотят воевать с Россией. Для них главное — чтобы их оставили в покое и позволили возделывать свои земельные участки, а не отправляли на убой. Такие настроения, я о них много наслушался на рынке, куда колхозники приезжали…
После рынка я устроился на один из заводов. Возле проходной утром и вечером появляется пост военкоматчиков. Но наш директор — молодец. Как только ему сообщают о них, он командует сотрудникам ретироваться через запасной выход. Так поступают руководители многих предприятий. А что делать? Ведь скоро вообще работать будет некому. Даже «Боря-вешатель» возмутился тем, что забирают в армию водителей автобусов и троллейбусов, скоро весь общественный транспорт встанет. Вот так и живем… Что же касается бандеровско-хабадской пропаганды, да, она очень сильная здесь. По всем СМИ льется, в том числе по каналу Филатова «Губернские вести». И все же думаю, когда Россия придет и телевизор переключит, народ быстро прозреет. Чуждая она ему…
— Я веду школьные уроки онлайн, — продолжает тему Алла. — Много общаюсь с детьми. Вижу, что они в принципе нормальные, не «свидомые» (а значит, и родители). Да, уроки идут по-украински, но многие детки явно русскоязычные. Считаю, никакой сложности в том, чтобы отучить их от нацистской пропаганды, не будет. В Днепре нет такого потерянного поколения, как, скажем, на западе Украины. И сильного партизанского сопротивления после прихода РФ, думаю, не будет.
Теперь дадим слово Ефиму. Он бывший преподаватель истории в вузе, сейчас безработный. Уволился по принципиальным соображениям: не смог выдержать извращений своего предмета. Вопрос, который он затрагивает, очень щепетильный, но обойти вниманием его нельзя:
— Вы знаете, я живу здесь очень много лет. Всю свою жизнь. И видел разные периоды в жизни города. Но никогда я не видал такого периода, как тот, что длится с тех пор, как в нем стали править хабадники. Эти кровососы сосут кровь и из города, да и из всей страны, готовые перекраситься в кого угодно — хоть в бандеровцев, хоть в русских патриотов. Сейчас им выгодно выглядеть бандеровцами. При этом они воруют и грабят и провоцируют народный гнев на простых евреев. Эти филатовы, корбаны и прочие коломойские, конечно, вовремя упорхнут на своих самолетах, как только будет шухер, а простые евреи должны будут страдать за их подлости. Вот, что я вам скажу: вот они-то и есть олицетворение того, что называют жидобандеровщиной… Филатов приказал снести памятники советским солдатам-освободителям. А мой дед погиб за освобождение Днепропетровска, его звали Моисей Маркович. Как же я могу относиться к этому вешателю?
Поведал нам Ефим и об отношении горожан к СВО:
— На эту тему хочу сказать вот что. Конечно, очень многие русскоязычные мечтают о России, так их уже «задолбала» хабадская бандеровщина. Но одновременно — можете назвать это парадоксом — далеко не все из них в восторге от СВО. И эта ситуация усугубляется тем больше, чем дольше она затягивается, чем больше смертей и разрушений. Вот, например, бьют по бывшему «Южмашу», где укры свое оружие клепают, а ПВО сбивает ракеты на мирные дома. Какой же тут восторг? Может, первым делом надо было бункер Зеленского уничтожить?.. К сожалению, многие россияне этого не понимают. Не понимают, что у миллионов людей сейчас сломался прежний уклад жизни, так какой же может быть восторг? Восторг был бы, если бы Россия победила за неделю, как все мы и рассчитывали. А если не победила — то зачем надо было начинать неподготовленную кампанию? Повторяю, эти настроения проглядывают у части русских здесь. Хотя они — особенно молодые ребята, правильно воспитанные своими родителями, — готовы ее поддержать, организовать изнутри диверсионную деятельность против ВСУ. Это я знаю точно!
А теперь слово Александру:
— Когда мы сюда приехали с женой, то сделали приятное открытие, что город в основном русскоязычный, хотя укропатриотов много. И русскоязычные тоже часто коверкают себе язык, пытаясь «розмовлять на мове». То ли потому, что мозги промытые, то ли из страха, что прицепятся ее блюстители. И все-таки таких, по-моему, меньшинство…
Нам, как переселенцам, вначале обещали квартиру — первоначально была такая пропагандистская «утка», если вы помните. Ведь на родине лишились всего имущества — и дома, и обстановки, и автомобиля… Потом все быстро сошло на нет: эти «вешатели» и корбаны удавятся из-за квартир… Два месяца уже не дают гуманитарку, которую вначале раздавали активно. Я, водитель по профессии, работу найти не смог — переселенцам в возрасте дают очень неохотно.
Жена устроилась уборщицей, получает зарплату в 12 тыс. грн. 5 тыс. платим за квартиру, остальное на еду. Хорошо, помогают дети, живущие в другом городе. Цены очень высокие. Чтобы мало-мальски полноценно питаться, нам необходимо на двоих в день не менее 400 грн. В итоге приходится очень сильно экономить, не покупать себе ни одежды, ни обуви. И все равно не хватает… Еще и хотят отказать в 2000 грн переселенческих. Говорят, скоро новые прибудут, из-под, на всех не хватит… Многие из нас, переселенцев, конечно, поддерживают РФ. Но немало и таких, кто считает, что России не надо было без скрупулезной подготовки начинать войну, в результате которой мы лишились крова. А еще, как мы нередко, увы, слышим, бывает так, что тех, кто перебрались в РФ, тоже далеко не всегда там приветствуют хлебом-солью. Относятся к ним с подозрением, упрекают, не прописывают… Вот такие настроения среди нас бродят. Но если в целом их оценить — приход российских войск будет одобрен большинством переселенцев, я думаю…