Доклад, посвящённый открытию памятника митрополита Иосифа (Семашко)

0
70
Время на чтение 3 минуты

Источник: Наука Вера Культура

https://www.belta.by/photonews/view/bjust-mitropolita-iosifa-otkryli-v-grodno-37866

(23 мая 2024 года, г. Гродно)

Уважаемые участники торжественного собрания!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы собрались, чтобы отдать дань памяти, человеку, труды которого помогли сохранить самое драгоценное в жизни народа жизни – его веру, и во многом определили духовное будущее нашего народа. Имя этого человека Иосиф (Семашко), митрополит Виленский и Литовский.

Открывая торжественное заседание, позвольте мне сказать несколько слов об этом выдающемся Архипастыре.

Высокопреосвященный Иосиф родился в 1798 году на Киевщине и происходил из среды потомственного униатского духовенства. Высшее богословское образование он получил в католической Главной духовной семинарии при Виленском университете. Приступив к несению церковного послушания, уже в возрасте 27-ми лет он стал протоиереем, прелатом и занял должность заседателя в Униатском департаменте Римско-католической духовной коллегии в Петербурге, т.е. участвовал в делах Высшего церковного управления унией в России.

Благодаря высоким дарованиям, Иосиф Семашко мог рассчитывать на блестящую карьеру в униатской церкви, но к 1827 году, полностью разочаровавшись в католичестве, он решил перейти в православие и поступить в иноки Александро-Невской лавры. Его желанию не суждено было сбыться. В ноябре 1827 года на первый взгляд случайно, а с религиозной точки зрения промыслительно, он получил редкую для его положения возможность дать личную оценку конфессиональной ситуации в западных губерниях перед высшими сановниками Российской империи. Прелат Иосиф использовал этот шанс не только для описания бедственного положения унии в России и ее негативного влияния на народ, но и для решительного заявления: союзная Риму Белорусско-Украинская часть Русской Церкви может быть без насилия возвращена в прежнее православное исповедание. Его доводы со вниманием были восприняты императором Николаем Первым и получили поддержку.

С 1828 по 1830 год Иосиф Семашко рядом последовательных мер сумел смог оградить униатских священников и их паству от влияния со стороны латинского духовенства и находившихся под его влиянием помещиков. В дальнейшем, используя плоды реформ, заключавшиеся, прежде всего, в новом самоощущении белого духовенства, Иосиф, рукоположенный в 1829 году в сан епископа, добился сближения унии с православием в организационной, канонической и литургической сферах. Одновременно он лично и через единомышленных ему помощников убеждал священников в истинности Восточной Церкви, в духовной необходимости их возвращения к Вселенскому Православию вместе со всеми пасомыми.

В феврале 1839 года епископ Иосиф возглавил Собор униатского духовенства в Полоцке, на котором был подписан акт о прекращении действия союза с Римом в пределах России и возвращении униатов в православное вероисповедание. Деяние Полоцкого объединительного церковного собора 1839 г. стало поворотным событием в церковной истории Белой Руси, послужив возвращению нашего народа к своим духовным истокам и традициям, переданным нам через поколения нашими благочестивыми предками.

После Полоцкого Собора владыка до конца жизни возглавлял Литовскую и Виленскую епархию, полностью состоявшую из бывших униатов. Возведенный в 1852 г. в сан митрополита, он деятельно трудился над утверждением православной веры среди воссоединенной паствы. Особые усилия ему приходилось прилагать к тому, чтобы защитить ее от латинского прозелитизма, нападок как со стороны местной знати, так и со стороны представителей гражданских властей.

Давая оценку того, что он совершил, уместно вспомнить слова из Деяний святых апостолов: «Если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5,38-39). И действительно, когда через двадцать пять лет в ходе польского восстания 1863 г. мятежники вновь позвали обратно в унию бывших униатских священников, несмотря на давление, угрозы и расправы над православными пастырями – уния не возродилась. Не смогла восстать она и в 1921 – 1939 гг. в Западной Беларуси при покровительстве польского правительства и всех усилиях католических миссионеров. Верующие были тверды в православном вероисповедании.

Скончался высокопреосвященный Иосиф в ноябре 1868 года в Вильно и был погребен в крипте собора Свято-Духова монастыря под ракой трех виленских мучеников – Антония, Иоанна и Евстафия. Его могила сохранилась до наших дней.

Дело, которому посвятил свою жизнь Высокопреосвященнейший Иосиф, позволило восстановить единство белорусов в православной вере, вернуть их к духовным истокам, заложенным святым равноапостольным великим князем Владимиром – Крестителем Руси, что фундаментом, на котором и в наши дни основана религиозная, культурная и государственная жизнь нашего народа. И памятник высокопреосвященному Иосифу (Семашко) – архиерею-воссоединителю – как его называли уже при жизни, является свидетельством признания и глубочайшей благодарности потомков великому Архипастырю, посвятившего всего себя без остатка служению нашей Святой Церкви и белорусскому народу.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Патриарший экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Заславский Вениамин (Тупеко)
Все статьи Патриарший экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Заславский Вениамин (Тупеко)
Последние комментарии
Искушение Императора
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 23:11
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:31
К юбилею А.Пахмутовой
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:11
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 20:41
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 20:35
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 20:17