«Коренизация» в Белоруссии – особенности, результаты и отличие от Украины

Бывший СССР 
0
90
Время на чтение 11 минут

Источник: Наука Вера Культура

Фото: Открытые источники интернет.

В период существования Российской империи (РИ) вопрос о существовании белорусов как отдельной национальности являлся лишь предметом научных споров в рамках этнографических исследований северо-западных регионов страны. Однако на рубеже XIХ – ХХ веков ситуация постепенно начала меняться, когда местная интеллигенция все больше стала ставить вопрос о необходимости самоопределения белорусов как отдельной от русских этнической общности. Первая мировая война, а затем и Октябрьская революция стали главными причинами выхода на повестку дня белорусского национального вопроса, одним из решений которого была попытка создать в 1918 году на оккупированных кайзеровскими войсками территории Белорусской Народной Республики (БНР). Появление в 1919 году Социалистической Советской Республики Белоруссии (Белорусской Советской Социалистической Республики – БССР) ознаменовало новый этап развития белорусской национальной идеи, а местная элита отказалась от многих своих политических взглядов ради так называемого «национального возрождения», главным символом которого стал процесс «белорусизации».

Для новой советской власти важным было укрепление своих позиций, для чего на просторах бывшей Российской империи начал активно использовался национальный вопрос. С его помощью довольно популярным на местах националистам в рамках «пролетарского интернационализма» было позволено удовлетворить их политические и идеологические притязания. При этом объявленная большевиками еще до создания СССР политика так называемой «коренизации», заключавшаяся в повышении значимости национальной элиты и местного языка в развитии и управлении советских республик, имела в различных регионах свои специфические черты и не всегда проходила так, как она была намечена изначально [1].

Одной из главных проблем в Белоруссии на тот момент было отсутствие у местного населения желания активно участвовать в национальном строительстве, так как большая часть жителей новой советской республики идентифицировала себя не по национальному, а религиозному признаку или по принадлежности к определенной географической области. Как писал еще в начала ХХ века белорусский этнограф Е.Ф. Карский, «на вопрос: кто ты? простолюдин отвечает — русский, а если он католик, то называет себя либо католиком, либо поляком» [8]. Поэтому политика «коренизации» в Белоруссии опиралась на местных националистов, которых даже несмотря на их участие в создании БНР и негативное отношение к большевикам в руководстве СССР не воспринимали в качестве серьезной опасности.

Официальное начало «коренизации» было положено в марте 1921 года на Х съезде РКП(б) с принятием резолюции «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». В ней ставилась задача добиваться доверия «угнетенных наций», развивать местные органы власти на их родном языке, а также создавать национальные общеобразовательные и профессионально-технические школы, культурно-просветительные учреждения, прессу и пр. При этом бывший тогда наркомом по делам национальностей И. Сталин отмечал, что неверным является то, что «мы, коммунисты, будто бы насаждаем белорусскую национальность искусственно», потому что «существует белорусская национальность, у которой имеется свой язык, отличный от русского, ввиду чего поднять культуру белорусского народа можно лишь на родном его языке»[3].

Вывеска в Минске на четырех языках. Открытые источники интернет.

Конкретные мероприятия были определены только через два года на XII съезде партии большевиков в апреле 1924 года, когда было решено сделать главный упор на формировании органов власти национальных республик из числа местных жителей, владеющих родным языком. В июле того же года пленум Центрального комитета Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии (ЦК КП(б)Б) сформулировал основные принципы белорусизации, а также комплекс мер по выдвижению на ответственные посты белорусов и развитию белорусского языка. Государственной политикой в БССР белорусизация стала 15 июля 1924 года, когда на второй сессии Центрального исполнительного комитета (ЦИК) БССР было принято постановление «О практических мероприятиях по проведению национальной политики». Кроме того, для контроля над «коренизацией» и реализации ее основных этапов в Белоруссии была создана специальная комиссия во главе с А. Хацкевичем [6].

Основными направления белорусизации стали: внедрение в жизнь белорусского языка и повышение его статуса, а также выдвижение на партийную, хозяйственную, общественную и иную работу местных представителей. При этом главный упор был сделан на развитие языка и культуры, но с одновременным обеспечением прав и возможностей свободного развития национальных меньшинств [7].

Следует помнить, что, согласно Конституции БССР 1919 года, белорусский, польский, русский и еврейский языки были объявлены государственными и пользовались равными правами. Однако в процессе белорусизации было решено переводить все делопроизводство в республике именно на белорусский язык, и к его изучению стали привлекать весь государственный аппарат, а при ЦИК БССР была даже сформирована специальная комиссия для проверки знаний в правительственных учреждениях. В итоге, если в 1925 г. белорусским языком в центральных органах владело около 20 % сотрудников, а в окружных и районных – 36 %, то к 1927 г. эти цифры достигли 80 % и 70 % соответственно [9]. В принятой в том же году Конституции БССР уже говорилось, что «ввиду значительного преобладания в БССР населения белорусской национальности белорусский язык избирается как язык, преимущественный для сношения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями». Еще через год на белорусский язык почти полностью было переведено делопроизводство, а основные внутриреспубликанские документы издавались на четырех языках: на белорусском и русском – общесоюзные, на белорусском и одном из трех остальных – все общественно-правовые [6].

Немалое значение уделялось сферам образования, науки и культуры, где белорусский язык должен был стать преобладающим. Правда, для этого пришлось практически с нуля создавать многое, начиная от лексики и грамматики, и заканчивая новой терминологией, для чего в феврале 1921 г. была сформирована Белорусская научно­терминологическая комиссия. Все это в конечном счете дало свои результаты: к концу 1920-х гг. в БССР около 80 % служащих в центральных учреждениях и Красной армии владели белорусским языком, а к 1928 г. на него было переведено около 80 % школ [9].

Одновременно шло формирования национальной культурной элиты, создававшей свои произведения именно на белорусском языке. Происходящее в БССР привело даже к тому, что представители эмиграции, которые в свое время создавали БНР, на Берлинской конференции 1925 г. признали Минск «центром национально-государственного возрождения Белоруссии», и объявила о роспуске своих политических центров [7]. Более того, многие из тех, кто ранее негативно относился к большевикам, приняли решение вернуться в Белоруссию, чтобы принять участие в так называемом «белорусском возрождении».

Кроме повсеместного внедрения белорусского языка, в БССР началось массовое привлечение в государственно-партийный аппарат местного населения. Причем, в отличие, например, от Украины, упор в такой работе делался не столько на признак национальности, сколько на знание условий и особенностей Белоруссии, а также белорусского и русского языков. Это было вызвано тем, что советские власти не планировали ущемлять проживавшие на территории республики нацменьшинства, тем более, что в государственных структурах количество белорусов на начало белорусизации было довольно небольшим. В результате, к 1927 году удалось довести долю представителей белорусской национальности в районом управлении лишь до 48 %. Еще через два года в административных учреждениях количество белорусов составляло только 51,3 %, в то время как евреев – 24,8 %, русских – 18 %, а в центральном аппарате соотношение было 32,5 %, 36,8 % и 24,2% соответственно [6].

Сложности с проведением белорусизации во многом были связаны не только с определенной инертностью простого населения республики, но и с тем, что на 1920-е гг. пришлось время активного государственного строительства БССР. Из-за захваченной Польшей западной части территория и население республики было крайне небольшим, что создавало определенную опасность, как для нее самой, так и РСФСР. В этой связи центральное руководство СССР в 1924 году приняло решение провести первое укрупнение БССР за счет территорий России «с преимущественно белорусским населением». Тогда в состав республики вошли несколько уездов Витебской и Гомельской губернии, а также 18 волостей Горецкого и Мстиславского уездов Смоленской губернии [5]. В декабре 1926 года состоялось второе укрупнение, в результате которого фактически в обмен на Клинцовский, Новозыбковский и Стародубский уезды в БССР оказались остававшиеся в РСФСР Речицкий и Гомельский уезды Гомельской губернии. Все это привело к тому, что присоединенные земли стали составлять около половины всей территории республики и именно здесь были отмечены серьёзные трудности с проведением белорусизации, в том числе, связанные с переходом на белорусский язык [4]. По данным одного из докладов советского руководства, на новых территориях белорусизацию негативно воспринимали практически все группы населения, в том числе крестьяне, которые и вовсе считали себя русскими [2].

Учебные пособия для военнослужащих на белорусском языке. Открытые источники интернет.

Несмотря на все трудности, процесс белорусизации продолжался и, согласно переписи 1926 года, 80,6 % населения БССР назвали себя белорусами, еще 8,2 % – евреями, 7,7 % – русскими и 2 % – поляками. Одновременно 67 % назвали своим родным языком белорусский, 23,5 % — русский, 7,5 % — идиш и около 1 % — польский. В то же время, как считают исследователи, достичь такого результата удалось в большей степени за счет белорусской деревни, где вопрос об этнической идентификации зачастую был связан с принадлежностью к той или иной религии или местной говору, который записывали как белорусский язык [1]. При этом 40,2 % жителей городов считали себя евреями, белорусами – 39 %, еще 15,6 % причисляли себя к русским, а белорусский язык был назван родным только для 19% горожан.

Период белорусизации, как и всей политики «коренизации» в союзных республиках, оказался крайне недолгим, и к концу 1920-х гг. она начала постепенно сворачиваться, а «национал – демократизм» стал рассматриваться центральной властью как враждебная идеология [7]. Для Белоруссии последнее было важно еще и потому, что в республику за несколько лет вернулось множество представителей местной интеллигенции, многие из которых были не просто носителями белорусского национализма, но и идеологами создания БНР. Работавшая в мае — июне 1929 г. в БССР Центральная контрольная комиссия Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б)) во главе с В. Затонским резко раскритиковала положительное отношение белорусского руководства к вернувшимся из-за границы, а уже через год в республике начались уголовные процессы, главным из которых стало дело о «Союзе освобождения Белоруссии». Обвиняемых, среди которых были президент Академии наук республики В. Игнатовский, один из основателей БССР Д. Жилунович, нарком просвещения А. Балицкий, бывший премьер-министр БНР В. Ластовский и многие другие, помимо всего прочего назвали виновными в «дерусификации» и «полонизации» белорусского языка, а также в насильственной белорусизации восточных районов республики. В апреле 1931 года за «принадлежность» к этой организации было осуждено 86 человек, что по сути положило конец белорусизации на идеологическом уровне, а чистки среди госаппарата и иных структур от «национально ориентированных» кадров стали свидетельством новой политики государства на практике [6].

Изменения коснулись и положения белорусского языка, который было решено избавить от любого влиянии на наго польского. В 1933 г. было принято постановление Совета Народных Комиссаров (СНК) БССР «Об изменениях и упрощении белорусского правописания», согласно которому отменялся мягкий знак для обозначения мягкости согласных [2]. Тогда же было принято специальное постановление правительства БССР о правильном написании названии столицы республики: «Мiнск» вместо «Менск». По сути, белорусизация была признана ошибкой в развитии БССР, а подавляющее большинство тех, кто был к ней причастен, были арестованы, а затем расстреляны.

Вместе с тем, необходимо отметить, что процесс белорусизации 1920-х годов, имея определенное влияния на развитие белорусское языка и культуры, в конечном счете не стал определяющим будущего Белоруссии, как это, например, произошло на Украине, где «украинизация» превратилась в одну из основ развития радикального национализма. Даже попытки с конца 1980-х годов местных националистов использовать тему белорусского возрождения, по примеру того, как это происходило на заре существования БССР, в конечном счете провалились, так как в их основе лежала неприкрытая русофобия, неприемлемая для подавляющей части общества республики. Однако, несмотря на это, стоит признать, что период национального строительства 1920-х годов был одним из знаковых моментов в развитии Белоруссии, хоть белорусизация и не была доведена до своего логического завершения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аверьянов-Минский Кирилл “Дзякую партыі Леніна — Сталіна”: Как работала советская фабрика наций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ukraina.ru/20221230/1042229791.html
  2. Беларусiзацыя. 1920-я гады: Дакументы і матэрыялы. / У. К. Коршук, Р. П. Платонаў, I. Ф. Раманоўскі, Я. С. Фалей; Пад агульнай рэд. Р.П. Платонава і У. К. Коршука. – Мн., БДУ, 2001. – 270с.
  3. Борисенок Е. Ю. Концепции «украинизации» и их реализация в национальной политике в государствах восточноевропейского региона (1918‒1941 гг.). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. — М., 2015. — С. 232—233.
  4. Грищенко, И. А. Белорусизация второй половины 1920-х годов: особенности проведения на Гомельщине / И. А. Грищенко // Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы : материалы X Междунар. науч. конф., Гомель, 25–26 мая 2017 г. / М-во образования Респ. Беларусь [и др.] ; под общ. ред. В. В. Кириенко. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2017. – С. 182-184.
  5. Кодин Е., Кобец О. Белорусизация в российско-белорусском приграничье в 1924–1929 годах: Смоленщина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://beldumka.belta.by/isfiles/000167_805422.pdf
  6. Коледа И.В. Политика белорусизации 1920-х гг.: содержание и основные направления / И. В. Коледа // Международная научно-практическая конференция “Наука, образование, культура”, посвященная 29-0й годовщине Комратского государственного университета : сборник статей.Т. IV : История и философия. Культура и искусство.- Комрат : Комратский государственный университет, 2020. – С. 151-155.
  7. Петров А. Политика «белорусизации» как попытка национально-культурного возрождения. борьба с «национал-демократизмом». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://library.by/portalus/modules/belarus/readme.php?subaction=showfull&id=1583763330&archive=1583763531&start_from=&ucat=&
  8. Хотеев А. Взгляды Е.Ф. Карского на белорусский язык и культуру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zapadrus.su/zaprus/strbel/304-2011-03-28-18-14-13.html
  9. Шимов В. От коренизации к братским народам: как менялась советская национальная политика в Беларуси. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //https://www.rubaltic.ru/article/kultura-i-istoriya/28022020-ot-korenizatsii-k-bratskim-narodam-kak-menyalas-sovetskaya-natsionalnaya-politika-v-belarusi/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Павловец
Все статьи Юрий Павловец
Бывший СССР
День памяти поэта К.Н. Батюшкова
Также сегодня мы вспоминаем командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, дипломата Я.И.Булгакова, архитектора В.Г.Сретенского, математика А.А.Маркова, ректора МГУ А.А.Мануйлова, историка Н.Д.Шаховскую-Шик, поэта М.В.Исаковского и генерала армии Д.Д.Лелюшенко
20.07.2024
Куда мы идём?
Вспомним опыт Золотой Орды: без православия русские просто не выживут
19.07.2024
День памяти Императора Петра III
Также сегодня мы вспоминаем историка В.А.Абазу, летчика-истребителя Е.В.Буданову, хирурга А.Л.Поленова, дважды Героя СССР Т.Т.Хрюкина, героя обороны Порт-Артура В.П.Шмидта (2-го), конструктора И.И.Африкантова, реставратора С.В.Ямщикова и народного художника России М.Г.Абакумова
19.07.2024
Бремя четырёхкратного греха
Если нагрешившие предки наши «не доросли» до покаяния – это должны сделать мы
18.07.2024
Имперский военный социализм в российской перспективе
Стране потребны путеводный православно-имперский курс и полноценная всеобъемлющая стратегия национального развития
18.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарион, Let My people go.
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.07.2024 11:22
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Фиалковский
20.07.2024 11:15
Когда вернётся царская власть?
Новый комментарий от Алекс
20.07.2024 11:14
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
20.07.2024 07:03
Угождая духу распада
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.07.2024 06:38
Империя Сталина
Новый комментарий от Zakatov
19.07.2024 20:56