Система образования нуждается в оригинальном и честном подходе

0
59
Время на чтение 3 минуты

Источник: Покров

Ежегодно в рамках просветительских проектов сотрудники ЦЗМ «Покров» проводят встречи со школьниками и студентами Тюмени и юга Тюменской области, читают лекции, беседуют на актуальные жизненные темы. Позиция организации однозначно ориентирована на традиционные для России и её культуры ценности. Впечатлениями о работе с подростками и молодежью делится в своей статье лектор А.А.Генерозов.

Отрадно, что наши дети, в целом, не утратили глубины личностного содержания, для них небезразличны такие понятия, как Родина, семья, дружба, ответственность, совесть. Это заметно по поведению ребят на самих лекциях-беседах. Но всё же это содержание как бы дремлет, не действует в полном объёме, не реализуется само по себе, для этого нужен толчок, инициация, творческий педагогический подход. И притом толчок нужен не разовый, а многоразовый и подход нужен системный, хотя и нестандартный! Конечно, такая проблема существовала всегда, почитайте «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко! Но сегодня как никогда система образования нуждается в оригинальном и… честном подходе. Что я имею в виду?

Есть общая черта, которая характеризует почти любую современную аудиторию, причём – не только детскую. Это выраженное нежелание расстаться со смартфоном даже на время официальных занятий. Хотя традиционный учебный процесс подразумевает внимание к живому преподавателю, но по факту живая подача и живое восприятие материала практически утрачено. Помните, как Карлсон в мультфильме говорил Малышу «Я ведь лучше, лучше собаки»? Почти в таком же положении оказывается и современный педагог, который должен доказать ученику, что он лучше смартфона, лучше интернета, лучше искусственного интеллекта! И это на самом деле очень не простая задача!

Кто-то скажет – надуманное противопоставление! Я не согласен! Современные методики преподавания, всё более завязанные на электронные опции и подталкивающие всех участников учебного процесса в бесконечное море интернет-информации, где можно просто захлебнуться побочным контентом, вытравливают из наших школ и ВУЗов естественную харизму – то есть фактор живого человеческого общения. А вместе с ним и… сами знания, потому что знания – атрибут личности, орудия его самореализации. Там, где нет личности, нет и знаний! Владение информацией – ещё не знание. Информацией можно «владеть» и на флешке! А ещё можно и самому быть в настоящем плену у информации, особенно – у информационных систем. Именно благодаря живости и оригинальности наших советских (и досоветских!) педагогов, ушедших в прошлое, а также благодаря их могучим знаниям, мы прощали им некоторые вольности, которые сейчас могли бы стать прецедентами. Прощали, потому что видели за всем этим грамотных и неравнодушных людей и даже отчасти родителей! А они прощали нам наши шалости и баловство, потому что видели в нас личность, которую они вместе с родителями лепили – и знаниями, и своим живым нестандартным поведением! Неудивительно, что тогда и коллективы были крепче и люди добрее.

Поэтому мне кажется очевидным конфликт идеалов, предложенных российскому обществу. С одной стороны, оно должно вспомнить и не забывать о своей древней и высокой духовности – о наших корнях и традициях. И это, безусловно, правильно! А с другой… Заявленная на государственном уровне парадигма «цифровизации» основных институтов (образования, здравоохранения, системы управления обществом) чревата переформатированием всей сферы человеческих отношений – выхолащиванием её глубины, прогрессирующим индивидуализмом и потенциальной конфликтностью. Поскольку идеалом цифрового общества является вовсе не автономная оригинальная личность, творчески находящая общий язык с другими такими же уникумами и выстраивающая выверенную стратегию коллективной жизни, а стандартная единица социума, с набором поведенческих штампов, с усеченным технологизированным мышлением и выраженной зависимостью от внешнего управления. Соответственно, цифровое общество неизбежно и в более выраженной степени, чем традиционное, разделено на управляющих и управляемых, лишено органичности и самобытности. Тем более что это совершенно не российский, а по-настоящему глобальный проект! Устроить независимую и поистине национально ориентированную «цифровизацию в отдельно взятой стране» в принципе не удастся. Если кто-то думает, что цифровизация Китая нас никак не касается, дождитесь своей безальтернативной цифровой зарплаты с элементами социального рейтинга! Благо – она не за горами. Вот где ждёт нас «настоящее счастье»!

Итак, любой патриотизм, а тем более наш – русский и российский, и «глобальная цифра» ну никак не похожи на пресловутых «близнецов-братьев» Маяковского. Скорее наоборот: говорим «цифра» – исключаем «Родину», говорим «Родина» – исключаем «цифру»! А пока мы этого не поняли и не воспротивились всей народной массой, наши педагоги и впредь будут продолжать тщетно доказывать зашоренным смарт-ученикам, что они всё-таки лучше той «информационной собаки», которую им старательно подсовывают «большие братья»!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Алексеевич Генерозов
Все статьи Андрей Алексеевич Генерозов
Последние комментарии
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.11.2024 13:57
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
13.11.2024 13:54
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от Сергей из НН
13.11.2024 13:31
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 13:24
Церковные дела в Германии
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 12:02
«Общий тренд есть общий тренд»
Новый комментарий от Ленчик
13.11.2024 11:53
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.11.2024 10:57