Источник: Сhronicles Мagazine (США)
Постеры фильмов от Sony Pictures, Paramount Pictures, BBC / HBO studios и 20th Century Fox.
Cancer and American Films
На протяжении десятилетий истории о борьбе онкологических больных были постоянной темой в американском кинематографе. Стоит задуматься о том, что движет этим, что общего у таких фильмов и что они могут рассказать нам о состоянии человека. Пациенты, представленные в этих фильмах, как правило, умирают в результате своей неизлечимой болезни. Рассмотрение нескольких примеров таких душераздирающих постановок может пролить свет на то, как продюсеры и актеры в таких фильмах пытаются эмоционально достучаться до своей аудитории. То, что эти фильмы часто имели хорошие кассовые сборы, заслуживает внимания, поскольку их сюжет далек от приятного. Действительно, можно задаться вопросом, почему любой кинозритель считает их развлечением.
Канадский фильм 2003 года "Моя жизнь без меня" представляет внешне здоровую, трудолюбивую молодую мать двоих детей Энн (Сара Полли), которая узнает, что у нее запущенный рак яичников. Энн принимает решение утаить эту информацию от своего преданного мужа Дона (Скотт Спидман) и остальных членов своей семьи и начинает строить планы на их будущее без нее. В перерывах между нежными моментами со своей семьей, противоречивым романом с другим мужчиной (Марк Руффало) и примирением Энн с родителями она записывает кассеты для Дона и девочек, чтобы они могли думать о ней, когда ее больше не будет рядом, чтобы заботиться о них. Это действительно душераздирающий фильм.
Моя жизнь без меня - один из многих фильмов последних пяти десятилетий, в котором рассказывается о раке и его разрушительных последствиях как для его жертв, так и для их семей. Рак яичников или молочной железы часто являются основными источниками горя в этих фильмах, посвященных женщинам. Возьмем, к примеру, фильм 2001 года "Остроумие", в котором Эмма Томпсон играет Вивиан, профессора, чья работа исследует религию и смерть. Вивиан приходится смириться с собственной смертностью, когда она узнает, что у нее рак яичников. Фильм также показывает, насколько разрушительными могут быть экспериментальные методы лечения. Даже знаменитый кинокритик Роджер Эберт, умерший от рака, назвал фильм “слишком наглядным для просмотра”, поскольку он вызвал “много ярких и болезненных воспоминаний о лечении”.
Пожалуй, самым культовым фильмом, запечатлевшим изнурительную и неослабевающую душевную боль от потери от рака, является "Слова нежности" (1983), в котором Дебра Уингер, молодая, на вид здоровая мать, получает смертельный диагноз рака молочной железы, и ее непростые отношения с матерью, которая живет отдельно, которую играет Ширли Маклейн, подвергаются испытанию. В 1980-х годах фильм считался комедийно-драматическим, и переплетенный юмор был противоядием от веской серьезности большой буквы “С”. В наши дни такое описание было бы дословным.
В голливудских фильмах, посвященных раку, почти всегда показывают кого-то медленно умирающего, а затем рассказывают о потерях, понесенных теми, кто остался позади. Возьмем, к примеру, "Страну теней" (1993) с Энтони Хопкинсом в главной роли К. С. Льюиса, знаменитого романиста, теолога и автора книги "Наблюдаемое горе". Фильм представляет собой драматизированный рассказ Льюиса о смерти его жены, поэтессы Джой Дэвидман (Дебра Уингер), скончавшейся от метастазирующего рака молочной железы. В фильме показаны страдания Льюиса, когда он начинает терять ее из-за ужасов болезни. К сожалению, их отношения были недолгими.
Каждый из этих фильмов вызывает сочувствие к жертвам рака и их семьям, одновременно заставляя нас осознать, как хорошо быть живым и здоровым. Основной посыл: если боль в пояснице - ваше худшее заболевание, то не жалуйтесь. В целом, эти фильмы повышают осведомленность о раке и иногда делают медицинскую информацию доступной для общественности. Но есть свидетельства того, что просмотр таких фильмов иногда может увековечивать дезинформацию.
Исследование, опубликованное в январе 2024 года компанией JCO Oncology Practice под руководством онколога Дэвида Дж. Бенджамина, указывает на то, что голливудские фильмы могут давать нереалистичные изображения рака и создавать ложное впечатление о доступных методах лечения. В исследовании отмечается непропорционально мрачные исходы случаев рака в фильмах по сравнению с реальной жизнью.
В недавних фильмах, посвященных раку, раку мозга отводится ведущая роль, но на самом деле этот рак даже не входит в топ-10 видов рака, диагностируемых в США. Напротив, рак легких, который является вторым по распространенности видом рака в США, едва появляется на экране. Распространенность рака мозга в кинематографе также может быть связана с тем фактом, что за последние 25 лет эта болезнь распространилась на молодых людей. В 2021 году, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, рак мозга был самым распространенным видом рака, уносящим жизни молодежи.
Популярные фильмы о раке, рассчитанные на молодую аудиторию, показывают привлекательных молодых людей, борющихся с неизлечимой болезнью, а также завязывающих бурные романы (например, Прогулка на память, 2002). Эта тема вновь появляется в кассовой адаптации романа Джона Грина для молодежи, Вина наших звезд (2014), в котором 16-летняя больная раком, которую играет Шейлин Вудли, посещает группу поддержки, где она встречает и влюбляется в другого больного раком, которого играет Ансель Элгорт. Этот фильм цитировался в статье журнала TIME, озаглавленной “Разница между эксплуатацией рака и искусством — по словам человека, пережившего рак”. Автор этой статьи задает интересный вопрос о том, серьезно ли кинематографисты относятся к своей теме как к человеческой трагедии или просто рассматривают такую кинематографическую работу как “эксплуатацию рака” и дешевый способ привлечь молодую аудиторию.
Возможно, будет трудно ответить на этот вопрос окончательно, но в таких фильмах, несомненно, есть что-то стоящее. Фильмы о раке могут не в полной мере пролить свет на финансовое бремя и современное лечение рака. Но они действительно изображают работу человеческого разума, столкнувшегося со смертностью. Более того, истории достаточно увлекательны, чтобы привлечь многих зрителей, которые, возможно, ищут в фильмах нечто большее, чем развлечение.