Источник: блог автора
Очень трудно писать про этот сериал. Дело в том, что его делали очень хорошие люди, преследовавшие очень хорошую цель и сделавшие фильм об очень важном, судьбоносном и базовом для страны случае и явлении. Это минисериал о Московском народном ополчении, которое ценой своей жизни притормозило движение фашистов к Москве и почти полностью полегло под Вязьмой в абсолютно неравном бою, дав, тем самым, драгоценнейшее время для организации обороны столицы и подготовки контрудара кадровым частям и резервам. Это сериал о людях, для которых само понятие «война» противоречило всей их человеческой сущности - творцов, строителей, работяг, интеллигентов. Но которые в нужный момент приняли самое важное в своей жизни решение - защищать Родину, совершенно этого не умея.
В этот фильм люди вложили душу. Это не попильная поделка под грант, они действительно хотели своей работой поклониться тем, кто лег в землю для того, чтобы жили мы, жила наша страна. И тем более обидно, что это не очень хорошо получилось. Я не говорю «плохо получилось», потому что это было бы несправедливо по отношению к тем, кто это делал. Но хорошо не вышло.
Я попробую объяснить.
Эта история требует мощного воплощения. Она обязана быть эпической. Это история для полнометражного дорогого полотна. Ее нельзя было впихивать в формат минисериала со всеми вытекающими из этого финансовыми и ресурсными ограничениями. ПЗС снят очень дёшево. Не в смысле «дешёвка», а в смысле «очень немного денег». Да, к созданию явно привлечены хорошие консультанты, к петличкам и наградам вряд ли придерешься, хотя, я тут не спец и, возможно, дотошные заклепочники и тут найдут косяки. Но они не бросаются в глаза, как во многих других кино и телеподелках «на тему под гранток». Добыто аутентичное оружие, добыты аутентичные танки или созданы очень убедительные их модели. И вот в это, похоже, все деньги и ушли. Потому что их не хватило ни на масштабные батальные сцены, ни просто на хоть сколь-нибудь убедительную массовку. Весь подвиг Московского ополчения свелся к сражению максимум на ротном уровне, да и то с допущением. И это не вина создателей, это беда. На такую историю нужно было искать больше денег или отложить ее пока в сторону. Потому как «тема окучена» и в ближайшее время на это больше денег не дадут, потому что «уже есть». Грандиозный подвиг ополчения, насчитывавшего 12 дивизий и где сражалось больше 120 тысяч человек свести к битве пары взводов за избушку лесника - это неправильно. Я не говорю, что нужно было снять эпопею в стиле Озеровских, но в тех же Подольских курсантах удалось создать масштабность ограниченными средствами. А здесь - нет.
Есть грехи и по другой части, по сценарно-драматургической. Стремясь создать разноплановые портреты героев, авторы совершили классическую ошибку для полотен с большим количеством действующих лиц. Они потеряли героя. Главного героя в фильме попросту нет. А это для любого драматургического произведения недопустимо. Это детская ошибка. Формально, в фильме можно выделить трех претендентов на звание Главного героя, но один из них быстро и бесславно гибнет, а два других очень мало действуют и действия их ни к чему не приводят. Яркость этих персонажей тупо размывается действительно яркими и выпуклыми портретами других действующих лиц. Хорошо прописанные герои второго плана - это отлично. Но когда на их фоне теряются главные - это огромный минус.
Ещё одна серьезная претензия - малохольность практически всех ополченцев из интеллигенции. Если заводские мужики показаны народом крепким, хватким, то научно-писательская братия все как один неприспособленные к жизни дурачки с большим, но бесполезным умом. Да, пролетариат, разумеется, ближе к земле и в целом по жизни надежнее в бою, и больше умеет руками. Но тут эта разница настолько велика, что режет глаз. Плюс к тому же, если заводские идут драться за страну, за город, за любимую, то, по фильму, движущей силой интеллигентов является большей частью либо какой-то детский идеализм, либо шкурный интерес, либо желание «подсобрать фактуры для новой книжки или пьесы». Наверняка, было и такое, но тут оно преобладает. Тут большинство интеллигентов показаны как люди с некоторой гнильцой внутри либо попросту не от мира сего, зачем-то припершиеся в окопы, где из-за них постоянно гибнут более толковые люди.
Ну и покоробила «бездушность режима» и хоть и в лайт-версии, но пресловутые «суки-командиры». Разумеется, интеллигентскую роту обязательно нужно прогнать под палящим солнцем полсотни километров пешком исключительно для того, чтобы отсеялись самые слабые. А то, что они отсеиваются методом умирания от инфаркта - да похрен, не жалко. Деревенские зароют и все дела. Прибывшие на подмогу танки всенепременнейше надо отогнать обратно в Москву, оставив ополченцев без прикрытия брони, потому что танки важнее людей. И командир ополчения, получив приказ отходить, потому что и патронов уже нет, и соседи отошли, обязательно плюет на приказ и дает команду стоять до последнего, потому что он перед этим где-то уже отступал и теперь не хочет это повторить и ради своей блажи кладет всех своих бойцов. Ну как же - там отступил без подтвержденного приказа, а тут приказ получил, но на него наплевал и тем самым искупил? А ничего, что нарушение приказа - это повторное преступление, а не искупление предыдущего?
Да, ополчение понесло страшные потери. Но это было 12 дивизий, некоторые из которых дошли до Берлина. Вовсе не три человека спаслись, как можно судить по фильму.
В общем, отдавая должное желанию съемочной бригады Угольникова, я с горечью вынужден признать, что попытка не удалась. Оценку (7) безбожно завышаю за искреннее желание сделать правильное дело. Но история Московского ополчения достойна гораздо большего.