Увы. Увы, увы… Я многого ждал от ЗГ. И сразу пошедшая критика меня особо не тревожила, тяга к хейту у нашего зрителя всем известна. В свое время так же через губу заваливали экскрементами очень неплохой фильм в стиле русское фэнтэзи «Легенда о Коловрате». Заклепочникам на теме средневековой Руси тоже раздолье, чтобы показать свою ученость. Так что я заранее был настроен благосклонно и намеревался прощать промахи, которые, разумеется, будут. Но действительность оказалась суровой.
И дело вовсе не в каких-то исторических несоответствиях, на это я обычно закрываю глаза, если кино хорошее. В конце концов, у великих фильмов «Гладиатор» и «Храброе сердце» один только список исторических косяков, без их разбора, толще, чем сам сценарий. А на том же «Александре Невском» историки тех лет оттоптались так, что никакому Бэдкомедиану не снилось. Если их слушать, Эйзенштейна должны были расстрелять прямо в день премьеры. Об этом мы еще как-нибудь поговорим, но сейчас о другом.
ЗГ просто неталантливо сделан. Он очень простенький. Словно его снимали и сочиняли люди, далекие от кино, решившие, что они умеют лучше. От него так и прет самодеятельностью. Он набит штампами и заимствованиями. Тот же любовный треугольник в нем вчистую слизан с Александра Невского, где Василий Буслай и Гаврило Олексич соперничают за сердце Ольги Даниловны. В ЗГ нет души. В нем все вторично, а то и третично. В боевых сценах сплошное ниндзевание и ногомашество. Без девицы, которая копьем машет и мутузит мужиков, что твой Джеки Чан, ну просто прям вот никуда, от избитости этого скулы сводит. А потом эта бой-баба ни с того, ни с сего вдруг петь начинает, вдохновляя людей на бой. Драки в фильме не прекращаются ни на секунду, но это именно драки, а не битвы.
Все они выглядят как дружеский махач реконструкторов на ежегодном слете. Герои фильма очень странно говорят. То они начинают изъясняться на высокопарном староязе типа «Мне то ведомо, боярин славный», то переходят на современный лексикон и того и гляди проскочит что-нибудь вроде кринжа или шейма. В фильме столько героев - не персонажей, а именно героев с серьезной историей, что в глазах рябит. Они постоянно меняются местами и тянут одеяло на себя, размывая общую историю. Кто тут главный герой, вычленить решительно невозможно. Но все эти истории откровенно мелкотравчатые. У всех какие-то личные тараканы и скелеты в шкафу. А вот история города-героя, Злого города, абсолютно потерялась. И это самое обидное. Люди по отдельности есть. А общего подвига нет. В упомянутом уже Коловрате удалось, несмотря на все косяки, передать эпичность свершенного, эпохальность подвига, хотя бюджеты фильмов несопоставимы.
Да, у ЗГ эпичен только бюджет. И в этом еще одна странность. Несмотря на бюджет, крепко вышедший за миллиард, фильм выглядит дешевым. Как этого удалось добиться, непонятно. В Коловрате несметные тумены монголов, нарисованные чуть ли не на Петнтиуме, вызывают трепет. Тем сильнее дерет по сердцу стойкость дружинников, стоящих против них, когда они смотрят на многотысячное войско со страхом, обреченностью, но и решимостью умереть, но не дать им пройти. В ЗГ нет битвы, каждый дерется сам по себе. В самой знатной зарубе за раз в кадре человек пять. Не больше. Денег не хватило не только на масштабные батальные сцены, но и даже просто на массовку.
«Ты возьмешь этот город. Но славы не добудешь. Слава достанется им», - так сказал Субудэй Бату-хану. Это единственная фраза в фильме, в которой есть преклонение перед массовым подвигом населения Козельска. Вынужден констатировать, что создатели Злого города не смогли выткать полотно, восславив подвиг, ставший мифом, одним из становых хребтов национального самосознания, как Куликово поле, Ледовое побоище, Бородино или Сталинград. Они сшили всего лишь яркий лоскутный прикроватный коврик из штампов, штампиков, банальностей и современной моды разглядывать на масштабной картине отдельных человечков, напрочь потеряв смысл самой картины.
Печаль.