Что означает для России военно-политический клинч Турции и Франции?

Президент Эрдоган в очередной раз обвинил Париж в потворствовании «международному терроризму»

0
125
Время на чтение 9 минут

Макрон и Эрдоган

Источник: ФСК

Кризис между такими ключевыми для Азии и Африки игроками, как Турция и Франция, углубился. Во всяком случае, к такому выводу можно прийти, проанализировав последнее заявление Реджепа Эрдогана.

По его мнению, Париж занимается провокационной деятельностью, угрожающей национальным интересам и безопасности Анкары. В частности, президент вел речь о французской компании Lafarge – крупнейшем производителе стройматериалов. Как утверждают турецкие власти, цемент и другие материалы, производимые указанной компанией, использовался террористами для создания сети укрепрайонов на частично оккупированном Турцией севере Сирии.

«К сожалению, Франция стала самым активным сторонником терроризма. Получила ли она то, что хотела? Нет!» – гневно вопросил и сам же ответил турецкий президент. Поле для трактовок здесь не так уж и широко. Отчасти бескомпромиссная риторика в отношении Франции объясняется предвыборным митингом, на котором и были произнесены некомплиментарные для парижан инвективы. Напомним, правящая Партия справедливости и развития, равно как и её конкуренты, активно готовятся к запланированным на 31 марта местным выборам. Безусловно, ставки как для Эрдогана и его сторонников на них немногим уступают таковым весной прошлого года, когда страна выбирала президента и парламент.

Результаты на предыдущих местных выборах 2019 года явно показали слабость правящей коалиции «Народный альянс» (Cumhur Ittifaki). Провластные кандидаты не возглавили ни Стамбул, ни Анкару. Первое поражение в Стамбуле кандидату от оппозиции Экрему Имамоглу стало едва ли не самым болезненным для Эрдогана за всю его политическую карьеру. Ведь когда-то именно в этой столице двух империй – Византийской, а после 1453 года Османской – взошла его политическая звезда, здесь в 1990-х годах он работал мэром. Эрдоган стал известен на всю республику своим вкладом в развитие мегаполиса на берегах Босфора. Заделы прошлого отрицать трудно, да и бессмысленно отрицать: как минимум своей логистической и транспортной привлекательностью Константинополь XXI века обязан именно действующему главе государства.

Но прошлое прошлым. Непростая для Эрдогана и его партии реальность такова, что в его колоде не осталось по-настоящему сильных фигур. Многие интеллектуалы либо покинули его партию и ушли в небытие (Абдуллах Гюль, Бюлент Арынч), либо основали свои партии, как Али Бабаджан (DEVA Partisi) и Ахмет Давутоглу (Gelecek Partisi). А поскольку противопоставить ни этой консервативной оппозиции, ни светской по существу некого, то в игру включаются внешние угрозы, которыми действующий глава государства ловко жонглирует на внутреннюю аудиторию. Согласимся, гораздо лучше обсуждать Францию, которая «угрожает» Турции, чем разбирать сомнительные качества отдельных представителей «эрдогановской» элиты. К слову, выдвиженец от правящего альянса (ПСР и Партия националистического действия) на пост мэра Стамбула Мурат Курум, по данным агентства Ozdemir Arastirma, наберёт 37%, уступив действующему мэру Экрему Имамоглу, за которого уже сегодня проголосовали бы 42,5% респондентов.

И тем не менее сводить все проблемы в турецко-французских отношениях исключительно к традиционно острой внутриполитической кухне было бы не вполне корректно. Думается, при любом правительстве преемники «Блистательной Порты», располагая немалым совокупным потенциалом, макрорегиональными амбициями и имперским наследием, вошли бы в противоречия с Парижем. Не только потому, что Франция точно так же обладает всем перечисленным набором (а также ядерным оружием, коим интересуются и в Анкаре), и потому, что географических зон соприкосновения у Парижа и у Анкары более чем достаточно. Это и Африка, и Ближний Восток, и Средиземноморье, а в последнее время – даже и Кавказ. Как тут не вспомнить хрестоматийное: «Болливар не выдержит двоих» из рассказа О. Генри!..

В этом контексте любопытнее всего понимание того, когда, в какой момент турецкая и французская дороги «пересеклись». Ответ на этот вопрос имеет значение как минимум для адекватного восприятия того, что именно для турок во внешней политике носит принципиально-мотивирующий характер.

Автор рискнул бы предположить, что таких событий на международной арене было несколько. Ключевым эпизодом французско-турецких противоречий стало вовлечение Турции в сирийскую кампанию. Сначала на стороне «повстанцев»-революционеров, желавших свергнуть законно избранного президента страны Башара Асада, затем на стороне широкой антитеррористической коалиции с Россией и Ираном.

Неприятие сторон по сирийской проблеме легко объяснимо. Французский мандат в Сирии, как известно, де-факто существовал вплоть до 1946 года, когда контингент Франции вынужденно, под нажимом американцев покинул страну. Боле того, в Сирии по сей день не без весомых оснований ставят под сомнение легитимность передачи Парижем в 1939-40 гг. кемалистской республике сирийской провинции Хатай (Александретта).

Возвращаясь к современности, заметим: во французские планы раздел Сирии на сферы влияния, когда речь идет о региональных игроках – России, Иране и Турции, явно не входил. Тем не менее венец деятельности «астанинского процесса» зоны деэскалации, разумеется, по факту стали таковыми. Впрочем, Франция потеряла свое влияние далеко не только в Сирии, но и в соседнем Ливане.

Симптоматично заявление президента Франции Эмманюэля Макрона, в котором тот обвинил в «предательстве и эгоизме» все политические силы «страны кедра» из-за провала переговоров о создании нового правительства в установленные сроки. «Предательства» кого? Похоже, что отойти от колониальной привычки смотреть сверху вниз французам трудно. Надо заметить, данное обстоятельство играет на руку конкурентам и противникам Франции, в числе которых, безусловно, и Турция. Везде, где у Парижа «не случилось», Анкара пытается «успеть».

Стоит отдельного упоминания и возросшая активность Турции на Чёрном континенте, не исключая и зону так называемой «Франк Африк» – французской Африки. Анкаре оказалось мало пунктов на Африканском Роге (Эфиопия, Сомали, Судан), и турки, похоже, уверенно осваивают западную часть континента. Не в последнюю очередь этому способствовала и популярность у местных властей турецких беспилотников «Байрактар». Главное конкурентное преимущество данных аппаратов даже не в их тактико-технических характеристиках. Турки выигрывают за счет выгодного соотношения цены и качества в странах, которые не могут позволить себе пилотируемую авиацию, появление которой неизбежно влечет за собой не только создание дорогостоящей инфраструктуры, но и проблему подготовки кадров. Пользуясь такой экономией потенциальных покупателей, турки уже проникли в Алжир, Тунис, Марокко, Джибути, Того, Сомали, Мали, Буркина-Фасо и Руанду…

Другим яблоком раздора, безусловно, стала разделённая и разоренная гражданской войной Ливия. Вовлечение Турции в конце 2019-2020 гг. в вооруженный конфликт на стороне триполитанского Правительства национального согласия (ПНС) в корне противоречило интересам Франции и ее ключевой нефтяной компании Total. Французы совместно с итальянцами и другими участниками поддерживали противостоящую Триполи сторону во главе с Верховным главнокомандующим Ливийской национальной армии Халифой Хафтаром с центром в Бенгази. В настоящее время в результате фактической победы ПНС французам придётся, во всяком случае, считаться с турецкими интересами на территории бывшей Джамахирии, если не согласовывать с Анкарой дальнейшие шаги. Косвенно этому будет способствовать и замирение Турции с Египтом, также поддерживавшим Хафтара в его противостоянии ПНС и Анкаре «в одном флаконе».

Несмотря на серьёзные внешнеполитические потери, французские стратеги демонстрируют, что не намерены уступать свои позиции туркам, стремясь закрепиться в стратегически важных для Анкары сопредельных регионах. Так, недавний визит главы Минобороны Франции Себастьяна Лекорню в Ереван и его обещание поставить Армении оружие для самообороны служат очевидной цели. Прежде всего, убедить региональных конкурентов – Турцию и Азербайджан – в неизменном желании и готовности Франции отыграться, взять реванш за провалы прошлого.

При этом парижане очевидным образом не учитывают важную глобальную тенденцию, направленную на обособление региональных центров силы от внерегиональных игроков, что ясно показали события и итоги 2023 года. Иными словами, «столкновение цивилизаций» по Хантингтону оказалось реальнее «Конца истории» Фукуямы. Последнее в немалой степени обусловлено неизбежным экономическим, политическим и демографическим ростом в странах третьего мира – в государствах, которые исторически «ещё вчера» оставались если не колониями, то, во всяком случае, довольствовались ролью опекаемых.

Безусловно, далеко не все государства Азии и Африки готовы к испытанию независимостью. Но у Турции стратегически не может быть иного целеполагания, коль она претендует на роль одного из растущих центров геополитического влияния и возглашает цели «мира больше пяти».

Примечательно, что для России и для её национальных интересов растущее влияние Турции, Ирана, Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и других игроков нисколько не противоречит пониманию и формированию нового, альтернативного западному миропорядка. Во всяком случа, до тех пор, пока эти игроки уравновешивают друг друга «на весах» мировой политики и дипломатии.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Кузнецов
Эволюция внешней политики Турции: от панисламизма – к Realpolitik
Разногласия с Западом принципиальны, однако требуют подтверждения конкретными делами
01.05.2024
Коридоры кончаются курдами: о корнях протеста на востоке Турции
Перманентная нестабильность в приграничных районах затормозит реализацию проекта «Путь развития»
06.04.2024
Теракт в «Крокус Сити» и турецкий след: за и против
Террористическая угроза – общая для наших стран, однако желающих «половить рыбку в мутной воде» более чем достаточно
30.03.2024
Армения: туман евроинтеграции и региональные вызовы
В региональные процессы вовлекаются всё новые игроки, вплоть до Индии
19.03.2024
Код да истин
Эксперты "РГ" обсуждают роль Церкви в гражданском обществе и светском государстве
07.08.2007
Все статьи Юрий Кузнецов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
05.05.2024 23:22
Жизнь жительствует
Новый комментарий от С. Югов
05.05.2024 21:04
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Игорь Ал
05.05.2024 13:00