Нужно ли заставлять детей читать?

Заметки о детском чтении

0
159
Время на чтение 5 минут

Художник: Владимир ВолеговХудожник: Владимир Волегов

Источник: Православие.ру

Этот вопрос больной и сложный. Потому что заставляют родители не просто так: они понимают, что чтение важно, что читающему человеку больше открыто, и возможностей у него больше. Желание усадить за книгу продиктовано не самодурством и в большинстве случаев не тщеславием. Искренней заботой о благополучии ребенка.

Но успешность в том или ином деле приходит не только от преодоления, усилия воли. Основа ее – любовь и интерес. Да, бывает сложно, больно, скучно. Но если душа делом не горит, вряд ли что-то получится. Это работает и с музыкой, и со спортом, и с изобразительным искусством. Люди, которые достигли серьезных успехов в этих областях, подтвердят, что без любви у них бы ничего не вышло. Как и без преодоления.

С чтением ситуация еще более неопределенная, чем с фортепиано или балетом. С одной стороны, читать все равно придется, хотя бы то, что требуется в рамках школы. Так, может быть, этого достаточно, если ребенок не хочет большего? Или все-таки нужно ставить условия и заставлять, ведь книги всегда на пользу?

Я знаю семьи с разными позициями. В одной выдается «дневная норма» в две-три главы, и только после нее сын получает доступ к Интернету. В другой главное, чтобы троек по литературе не приносил, а уж как и что он читает – его забота. В третьей родители сказали себе, что он «не читатель», смирились и оставили в покое.

Во всех трех сценариях нет ничего ужасного. Многие люди не читают книг и при этом остаются отличными профессионалами, родителями, друзьями. Без книг можно жить, оставаясь хорошим человеком.

Но я хочу предложить третий путь. Параллельный. Он потребует некоторых усилий от родителей, но обязательно принесет результат. И результат этот не только в том, что ребенок будет начитанным и эрудированным. Это не главное.

Мой путь – это участие в чтении ребенка. Не внешнее участие: записать в библиотеку и отмерить «норму» страниц на день. А живое, смысловое участие. Оно бывает разным, зависит от характера взрослого и ребенка, возраста, типа отношений в семье.

Как оно может выглядеть?

  1. Совместное чтение. Я говорю не только о малышах, которым мы читаем сказки на ночь. Вместе можно читать и со школьниками, и с подростками. Часто дети, которые не берутся за книгу сами, с удовольствием делают это вместе с родителями. Во-первых, легче освоить текст, во-вторых, появляется шанс пообщаться с вечно занятыми мамой и папой.
  2. Параллельное чтение. Хорошая практика для подростков. Берем одно произведение, обозначаем сроки, а потом обсуждаем. Это удобно, если время для чтения у всех разное: например, мама добирается до книги только перед сном, а ребенок садится за нее днем, после уроков или в транспорте по пути на занятия.
  3. Обсуждение того, что читает ребенок. Иногда для чтения нужна дополнительная мотивация, и ей может стать заинтересованность взрослых. Это важно и даже целительно: знать, что маму волнует не сколько страниц я прочитал, а какое у меня сложилось впечатление от книги. Родителям придется выделить время и силы для беседы, может быть, даже перечитать произведение.

  1. Но это того стоит: ребенок начнет осознавать чтение частью жизни, напитываться вниманием мамы и папы в процессе беседы.
  2. Просмотр экранизаций или театральных постановок. Важно, чтобы это был совместный просмотр. Не «Вот тебе ‟Властелин колец”, а потом посмотришь фильмы Джексона», а сесть после чтения книги вместе в выходной, посмотреть и обсудить книгу и фильм. Сходить в театр на «Горе от ума» или «Алые паруса», а потом внимательно выслушать, что понравилось или не понравилось ребенку, и честно рассказать о своих чувствах.
  3. Сравнительное чтение. Это, конечно, «задача под звездочкой» — практика, требующая подготовки. Но она помогает сформировать глубокие читательские навыки — главным образом анализ. Суть метода — в чтении и сравнении двух произведений, где герои проходят похожий путь (может быть, не по сюжету, а по внутренним мотивам, трансформации). Взрослый выбирает две книги (можно начать с небольших рассказов или сказок), они читаются — совместно или каждым самостоятельно. А потом следует обсуждение — не обязательно торжественно объявлять об этом, вполне достаточно поболтать за чаем на кухне или по дороге на дачу. Так, походя, играючи, ребенок не только размышляет, анализирует, обосновывает свою позицию, но и с помощью взрослого делает чтение частью своей жизни.

А что все-таки с принуждением? Вот, например, ребенок с удовольствием слушает мамино чтение, а сам читать не хочет? Тогда заставлять?

Если ребенок уже достаточно большой — например, ему 9–10 лет, и до сих пор чтение было эпизодическим, без удовольствия, добровольно садиться за книгу он не захочет. Здесь лучше все-таки помочь ему — читать вместе или по очереди. Мотивация не растет на голой земле: ее, как почву для нежного растения, нужно удобрять и поливать.

Если же ребенок еще маленький, дошкольник, можно организовать среду, в которой книга будет важным элементом.

Читать каждый день, покупать или брать в библиотеке книги, соответствующие интересу ребенка, обсуждать и сравнивать. А когда он научится читать сам, мягко и постепенно включить практику самостоятельного чтения в ежедневную рутину. Дети, для которых книга – часть жизни, легко и без усилий принимают тот факт, что читать нужно каждый день.

Сейчас у меня перед глазами пример старших детей. Старшая дочка, как только научилась читать, стала «проглатывать» книги самостоятельно. Ее никогда не нужно было «усаживать» за чтение, скорее, наоборот, напоминать, чтобы она отдохнула, поела или пошла погулять.

А вот со средним сыном получилась другая история. Он научился читать быстро и практически без усилий, с удовольствием слушал, как ему читают мама и папа, но сам за книгу не садился. Исключение – технические энциклопедии, книги про самолеты или оружие. И ему как раз потребовалось выстроить читательскую рутину.

Сначала мы совершенствовали навык чтения: он вслух читал мне что-то простое: сказки Сутеева или Остера, комиксы, веселые книжки Маури Куннаса или Ричарда Скарри. И он привык, что каждый день садится за книгу. Постепенно перешел к чтению «про себя»: мне уже не нужно было поправлять или подсказывать. А привычка осталась. И когда я напоминаю, сын садится за чтение, потому что это стало частью жизни. Конечно, между книгой и мультиками он выберет мультики. Но если говоришь, что пора почитать, он делает это с интересом и удовольствием. Привычка помогает уравновесить разные области жизни.

Про книги часто говорят, что это лучшие друзья, или удивительный мир, или способ убежать от однообразного существования. Отчасти это так, но есть один момент, который упускается в таких разговорах. Книги – часть жизни, рутины, ежедневного бытия. Если это так, они для нас и друзья, и отдых, и возможность провалиться в удивительные миры, отрешившись от своих проблем. Но ребенку важно подсказать и помочь, организовать его чтение. Иногда для этого требуется выстроить границы, проконтролировать регулярность. Но главное – наш живой интерес к читательской практике и чувствам ребенка. Именно он становится помощником в приобщении ребенка к чтению.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Книга

это целый мир,знания,аналитика,память,расширяет границы сознания.Даёт представление о народах,традициях,вехах истории.Поэтому,человек начитанный не просто хороший человек.Но человек,который знает много,о чём не догадывается нечитающий человек.Разница между читающим и не читающим настолько огромна,что это два по сути индивидуума.Есть ещё одна заметка о читающих.Они не гипнотабельные,как многие из не читающего племени.Обдурить их совсем не просто или вообще нельзя.Синхронизация ассоциативной памяти и аналитики при чтении даёт потрясающий эффект.При чтении разрешаются иные житейские задачи,ибо можно мысленно вычитать из книги нужное актуальное решение.
Русский Иван / 28.11.2023, 17:21

1.

К тому же чтение развивает мышление, пямять и быструю, без запинок речь.
Автор всё правильно делает. Это надо пропагандировать повсюду, чтобы стало нашей семейной традицией.
Агафон / 28.11.2023, 16:32
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Минаева
Все статьи Мария Минаева
Последние комментарии
Притча о вратах, путях и слугах
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 08:10
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 08:07
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 08:01
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 07:54
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38