Систематическая десятилетиями дискриминация, утверждение национального и религиозного превосходства, вытеснение с родной земли и осквернение святынь со стороны израильской администрации – все это порождало в палестинском народе гнев, который все это время копился и искал пути выхода. Те очаги угнетения и давления, что перманентно тлели последние месяцы и годы, пока неприкрытая политика апартеида и расовой сегрегации, проводимая Тель-Авивом, не позволяла им гаснуть, теперь разрослись в мощное пламя и вспыхнули со всей неотвратимой силой большой войны. О полноценной войне 7 октября заявил премьер-министр Израиля, когда произошло дерзкое вторжение палестинских диверсионных групп на израильскую территорию.
Война – это неизбежные потери, жертвы и разрушения с обеих сторон. И пока одни спорят о причинно-следственных связях последних событий, степени вины той или иной стороны, целесообразности тех или иных действий или пропорциональности ответа, другие сходятся в открытом бою, не жалея ни себя, ни противника, третьи передают координаты, чтобы отрегулировать цель и уничтожить целые кварталы, объясняя это возмездием, а многие молятся, не зная, будут они со всеми родственниками погребены под руинами постепенно разрушаемой в рамках борьбы с терроризмом Газы или выживут, чтобы, лишившись всего, отправиться на Синай или скитаться по миру, как в древности уходили сами евреи. И на фоне всеобщего ожесточения, в очередной раз расколовшего мир на тех, кто поддерживает палестинцев или израильтян, на фоне растущего числа жертв среди мирного населения растут также и опасения, не перейдет ли этот уже вышедший за привычные рамки конфликт в статус полномасштабной войны, имеющей не столько политический, сколько религиозный или цивилизационный характер? Или, может быть, он его имел изначально – с 1949 года, когда все только начиналось…
Утром 7 октября мир содрогнулся от разрывающих привычную картину событий: палестинские отряды боевого крыла ХАМАС атаковали израильских военных на территории собственно Израиля. Отдельные группы – по суше, воде и воздуху, застав Армию обороны Израиля врасплох. Вскоре они захватили ряд приграничных населенных пунктов, военные базы и взяли пленных, включая старший офицерский состав. Начало этого вторжения предварялось массированным обстрелом. Согласно словам руководителя боевого крыла движения ХАМАС, которое объявило о начале операции «Потоп Аль-Аксы», Мухаммада Дейфа, по Израилю было выпущено до пяти тысяч ракет. На 7 октября выпал иудейский праздник Симхат Тора, но символичнее, что 6 октября 1973 года, 50 лет назад, началась Октябрьская война, или Война Судного дня. Израильская служба безопасности была вынуждена признать, что разведка сработала неэффективно и эта атака стала для ЦАХАЛ неожиданностью.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что происходящее не операция и не эскалация, а война. В связи с этим минобороны объявило о мобилизации резервистов и начале операции «Железные мечи». В стране было введено чрезвычайное положение. Тель-Авив направил в Вашингтон запрос о военной помощи, и США направили в Восточное Средиземноморье авианосную ударную группу. Последовали удары ВВС Израиля по сектору Газа, где вскоре были перекрыты поставки воды, продовольствия, электричества и топлива. Через двое суток ЦАХАЛ вернул контроль над населенными пунктами, куда ранее зашли палестинцы, хотя где-то продолжались локальные бои. Также имели место артиллерийские бои на границе с Ливаном и удары израильских ВВС по ливанской территории. Последующие атаки палестинских ракет в основном отбивал «железный купол», в то время как силы ЦАХАЛ раз за разом наносили удары по Газе – по инфраструктуре и жилым многоэтажным зданиям. Сектор Газа является основной целью израильской военной машины с этого момента и по настоящее время.
В первый же день поддержку Израилю выразили США, ЕС и ООН. Операцию «Потоп Аль-Аксы» поддержал Иран, но сразу был предупрежден Вашингтоном о негативных последствиях в случае вмешательства в конфликт. В свою очередь Франция от участия в нем предостерегла Ливан. Информационная кампания в первые часы после начала палестинского выступления захлестнула мир сообщениями о зверствах боевиков, о массовых казнях и гибели гражданского населения (ряд которых впоследствии не был подтвержден), что вполне очевидно склоняло массовые симпатии к одной стороне конфликта. Вне контекста текущих событий и указания предпосылок Израиль автоматически превращался в абсолютную жертву террористической атаки, лишь вынужденный защищаться от угроз. Президент сионистского государства Ицхак Герцог подчеркнул, что такое количество евреев погибало за один день только во времена холокоста.
На этом фоне любые ответные действия Тель-Авива заранее воспринимались как отмщение носителям террора, а изначальная причина текущего конфликта, все предшествующие эпизоды, включающие кровопролитные специальные операции, проводившиеся ЦАХАЛ на палестинских территориях только за минувшие два года, и постоянные провокации вокруг мечети Аль-Акса и других нееврейских религиозных объектов в Иерусалиме полностью выпадали из повестки дня.
Израильская администрация, ответственная за гибель мирных палестинских жителей и политику апартеида, наделялась священной функцией возмездия и, вероятно, в глазах части мирового сообщества на время представлялась непогрешимой. И лишь спустя несколько дней мир заметил, что за риторикой Нетаньяху о борьбе с террористами последовало систематическое уничтожения палестинского анклава. И раньше ЦАХАЛ не привык церемониться с гражданскими палестинцами, если проводил антитеррористические операции, и сопутствующие «случайные» жертвы были всегда. Теперь же масштаб намного возрос. Каждый день сектор Газа обрастал руинами после мощных израильских атак: рушились жилые многоэтажки, больницы, учебные заведения. Ракеты и снаряды, призванные разить конкретного вооруженного противника, массово лишали жизни или калечили стариков, женщин и детей, врачей и журналистов, работников муниципальных служб и других гражданских лиц. За неделю было разрушено около 1,5 тысячи зданий, более 2,8 тысячи человек погибли и почти десять тысяч получили ранения. При этом число жертв в Израиле по состоянию на 15 октября составило 1,4 тысячи убитых и более 3,5 тысячи пострадавших, после чего показатели не менялись. В ночь на 16 октября Газа подверглась самым интенсивным и разрушительным бомбардировкам. Но если принято говорить только о жестокости одной стороны, то менять угол зрения уже неудобно. В итоге тот, кто изначально привык выступать как палач, обретя перед остальным миром статус жертвы, продолжил действовать как палач с еще большей жесткостью.
Премьер-министр Нетаньяху, созвав расширенный чрезвычайный кабинет министров, заявил, что цель Израиля – уничтожение ХАМАС, для чего армия не пожалеет сил. Следовательно, тактика выжженной земли, за которую уже осудил соседей Египет, будет оправданна. Ранее некоторые израильские политики уже высказали соображение, что территория сектора Газа к концу войны должна значительно уменьшиться, что также совпадает с непрерывными бомбардировками. Израильские военные оперативно подготовили закон о принудительном переселении более миллиона палестинцев сектора Газа на юг анклава. Эксперты уже заговорили о перспективе полного изгнания палестинцев с этой территории, хотя очевидно, что Египет не намерен принимать новых беженцев. Тем временем масштаб гуманитарной катастрофы находящегося в блокаде сектора Газа стремительно увеличивается: люди страдают без воды и медикаментов, в оказавшихся под обстрелами больницах без электричества погибают роженицы и младенцы, раненые лишаются шанса на необходимую помощь. На глазах у всего мира Израиль нашел себе оправдание для того, чтобы, возможно, довести до конца «окончательное решение палестинского вопроса» в данном районе, ликвидировав этот анклав как явление.
Как следует из разъяснений, в связи с создавшимися погодными условиями ЦАХАЛ отсрочил начало полномасштабной наземной операции в Газе. Есть мнение, что главная причина – в давлении мирового сообщества. Исламский мир внимательно следит за происходящим, а Иран, пока воздерживающийся от участия в конфликте, предупредил, что этот шаг Израиля вызовет ответную реакцию мусульманских стран. То, что уже было совершено за эти дни, Тегеран назвал военным преступлением, за которое также несет ответственность Вашингтон, поддерживающий угнетателя. В то же время стало известно, что США направляет к берегам Израиля две тысячи морских пехотинцев из бригады быстрого реагирования. Ближний Восток, а за ним и остальной мир застыл в кровавом оцепенении.
Касаясь аспекта военных преступлений, РИА Новости сообщает, что независимая комиссия ООН по расследованию событий на палестинских территориях с мая 2021 года по август 2023 года пришла к заключению, что несоразмерные удары израильской стороны по сектору Газа представляют собой военное преступление. Речь идет о витках конфликта, ведущих к нынешней войне, но без оценки текущего обострения.
17 октября стало известно, что Совбез ООН отклонил подготовленную Россией резолюцию, призывающую к прекращению огня между Израилем и ХАМАС и освобождению пленных. В телефонном разговоре с премьер-министром Израиля В.В. Путин также пытался найти пути мирного урегулирования, но Нетаньяху заверил президента России, что Израиль не остановится до тех пор, пока «ХАМАС не будет раздавлен».
«Это будет долгая война, и цена высокая, но мы победим ради Израиля и еврейского народа», – вторил его министр обороны Йоав Галант по итогам встречи с госсекретарем США Э. Блинкеном.
В то же время политолог, бывший дипломат и военный атташе Рами Аль-Шаер выразил свое видение текущего конфликта: «То, что происходит сегодня, – это война не только между Палестиной и Израилем или между ХАМАС и Израилем, потому что сегодня мы все – ХАМАС, все жители Газы и весь палестинский народ, против которого недавно был направлен американский авианосец, усиленный вооружением, усиленный вооружением, что, по-видимому, является обращением к слабым после того, как Соединенные Штаты потерпели поражение на Украине и хотели бы отвлечь внимание от этого поражения».