Семь мухоморов

Продукт, одновременно удовлетворяющий повестке «Нетфликс» и отечественной студии «Марьина роща»

0
546
Время на чтение 4 минуты

Источник: газета ЗАВТРА

Честно говоря, я не собирался писать никакой рецензии по «Библиотекарю». И посмотрев три серии, вообще собирался на том и закончить свое знакомство с этим изделием. Однако, из медицинского интереса посмотрел четвертую. И не ошибся, поняв, что вышел на обобщение. И тогда же рецензия была готова. Звучала она так: Киностудия Новиоп-Цыган и хоральная синагога Марьина роща представляют синематографические картинки по мотивам романа фашиста-модерниста Габриэле д’Аннунцио «Ускользающая Империя»…

Досмотрев оставшиеся серии, я понял, что добавить к этой рецензии в принципе нечего. Разве что почтить пафос последней (раздать книги людям… победившие смерть потеряли себя… пока я буду читать книги, у вас все будет хорошо), то есть тот безоглядный кринж, в сравнении с которым даже брежневская наглядная агитация выглядит неувядающей римской классикой.

Одним словом, перед нами в своем роде шедевр новиоп-модерна. И это, наверное, все, что можно сказать о самом фильме. Что же до обобщений…

Да, большую часть времени экран занимает лицо главного героя (точнее, его неизменное во всех ситуациях выражение), вокруг которого несколько серий вьется одна симпатичная девица, а после - еще одна странная зверушка, бандерша прогрессивной бордель-читальни, ведущей священную борьбу с омерзительным оскалом русского фашизма.

Кроме того, по экрану прихотливо рассыпана массовка: читатели широнинской читальни; муфтий исламской читальни Аслан Мамедович; его друг и соратник (!) неизбежный Моисей Аааронович (в именах могу ошибаться, но пересматривать точно не буду), ребе читальни «Трехтысячелетняя загадка», разрешающий извечный русский (всюду погромы и газета «Завтра») вопрос - пора валить? А также поп православной читальни, член правления библиотек, товарищ Шульга – главный здешний злодей.

Тот, кто читал роман Елизарова, уже понял, что перед нами цирк. Развесистая антифашистская (в самом плохом смысле этого слова) клюква.

О чем роман Елизарова? О том, как сквозь гнетущее безвременье (действие происходит в конце 90х) проступает ушедшая Империя, не потерявшая, не смотря на всю свою ущербность, дряхлость и даже трухлявость (старухи-читательницы здесь не случайны), некой высшей веры, надежды и всецементирующей духовной мощи. Которая оказывается заключена (в том и понятная ирония) в книгах беззвестного советского графомана. Книги обладают силой, которая проявляется в читающих их, подсаживая (в прямом смысле, как на героин) на имперское величие в различных его проявлениях: память, терпение, радость, ярость, смысл…

Ну а дальше - постмодернистские баталии, не обязательные, местами забавные, местами навязчиво-излишние, пародирующие повальную наркоманию и бандитские разборки 90х. Будь Елизаров художником чуть более зрелым, он сократил бы свой роман раза в четыре, и мы получили бы книгу почти гениальную. Понятно, что у экранизаторов подобный шанс был. И понятно, что он был ими счастливо упущен. Ну, конечно, нет, не было шанса. Даже задачи такой новиопская грибница не могла перед собой поставить. Таких функций в грибнице просто не предусмотрено.

О чём же в таком случае фильм «Библиотекарь»? Ну, как сказать… Монтаж из стандартов голливудских боевиков категории Б, сверстанных как попало, плюс шатающиеся по экрану актеры, может быть и не плохие, но плохо понимающие, что им делать, и сами ни секунду не верящие во все происходящее. То есть, в принципе, ни о чем. Как, впрочем, и всякое выделение новиопа.

К чему же в таком случае все это вообще? При чем здесь Елизаров? Учитывая, что от последнего осталось несколько имен и сюжетных ходов, не проще ли было вместо книг Громова забить в сценарий семь сортов волшебных мухоморов, и обойтись вовсе без выплаты авторских?

Вот здесь-то мы и выходим на обобщения. Если анальный фактор грибницы именно в этот момент сработал на потребность выдавить из себя нечто «про девяностые», с рифмами и на наше безвременье тоже (пора, пора валить!), то можно ведь было взять, к примеру, того же Сорокина, автора не простого, но либеральной грибнице более близкого, нежели красно-коричневый Елизаров? И, скажем, положить на те же рельсы тот же «Лёд» (на который, кстати, роман Елизарова во многом опирается, и в котором сам Елизаров черпает вдохновение).

Однако ж Сорокина на наши экраны в наше время вряд ли пропустят, задача же стоит – создать продукт, одновременно удовлетворяющий повестке «Нетфликс» и отечественной студии «Марьина роща». Здесь-то и проявляется настоящий талант новиопа! Креативной силы новиоп лишен (дьявол, как известно, кастрат), личности тоже (его заменяет сознание ризомы), зато в технологии и инструменты, отработанные веками, умеет неплохо.

Вот почему этот пук не спроста! И вот почему мы имеем в итоге именно эту «глину номер четыре».

Ведь так как точно же грибница поступала со своими принципиальными врагами и в прошлом. Вспомним, скажем, Диснея или Форда. Оба были консерваторы и националисты, оба на дух не переносили местной ризомы, и дружили с известным венским художником (первому тот успел даже нарисовать эскизы гномов из «Белоснежки», памятником второму остался Фольксваген). Как ризома поступила с империями обоих? Заставила участвовать в самых омерзительных своих проектах: «Дисней» снимает тошнотворное нечто с афро-русалками и гомо-гномами, «Форд» вкладывает деньги в очищение планеты от белых наций.

Также поступает и наша внутренняя грибница: берет красно-коричневого писателя Елизарова и его лучший роман, перекидывающий мост от прошлых поколений к будущим, и запечатывает его взрывную креативную силу своей соломоновой печатью. Неважно, что печать из дерьма. Неважна тотальная неубедительность. Никто ведь и не ожидает от новиопа чего-то большего. Всем известно: все, к чему прикасается новиоп - обращается в окаменелое дерьмо, а его вселенская миссия - опошлить вселенную. Так что то, что кино получилось настолько плохо, даже хорошо. В конце концов, именно подобные изделия оно и формируют вкус ширнармассам. Так что, чем хуже - тем лучше. Главное, что очередная «глина номер…» лежит теперь всем грузом на книге Елизарова, компенсируя всю ее подъемную силу. Такой ведь очевидно и была задача продюсера Тимура Вайнштейна, главпродюссера НТВ и двоюродного братца Гарри Каспарова?

Жаль лишь то, что сам Михаил Елизаров, не новичок в культурных и мета-культурных войнах (не устояв, очевидно, перед соблазном –из автора нишевого стать писателем известным на всю страну) на всё это пошел. Минус, как говорится, в карму. А нам – урок.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Ильич Можегов
Все статьи Владимир Ильич Можегов
Последние комментарии
«В Европе поднимается волна консервативной революции»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
06.05.2025 21:37
Идеологические посылы от Путина
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
06.05.2025 19:51
О кризисе и перспективах монархического движения в России
Новый комментарий от Русский Иван
06.05.2025 19:18
О Соборах 1598 и 1613 годов
Новый комментарий от Константин В.
06.05.2025 18:50
Верните нашу акваторию, промысловый потенциал и нефть!
Новый комментарий от Русский Иван
06.05.2025 18:49
Сравним две войны
Новый комментарий от Калужанин
06.05.2025 18:24
О кризисе русской монархической государственности
Новый комментарий от С. Югов
06.05.2025 17:41