Ну и наша любимая рубрика выходного дня – За КультуРку! За неё, родимую...
Для всех, кто родился и вырос, а также провёл энную сознательную часть своей жизни в СССР, фильмы киностудии Грузия-Фильм были одними из любимых, с нетерпением ожидаемых и с восторгом принимаемых. Я тут даже не о знаменитых грузинских комедийных короткометражках. Я о таких фильмах, как «Не Горюй», «Я, Бабушка, Илико и Илларион», «Древо Желания», «Мелодии Верийского Квартала», «Листопад» и множество других... Ну и как обойтись без упоминания нашего потрясающего фильма о войне «Отец Солдата», который нормальному человеку без слез смотреть невозможно... Всё это было снято на киностудии «Грузия-Фильм». Во времена проклятого СССР.
Кончился СССР, кончилась замечательная школа советского кинематографа, началась свобода, и понеслась душа по кочкам... В смысле, понеслась в никуда... Ибо назвать хотя бы один фильм современного грузинского производства, который хотя бы на одну десятую соответствовал по качеству тому, что грузины снимали при проклятой советской власти (в рамках и границах советской русской империи), я просто не могу – нет ничего, достойного упоминания... Просто нет. Более тридцати лет свободы от советского и русского ярма - и что у вас есть нам показать? Ничего, пустота, вакуум, культурная кинематографическая пустыня... И грузины тут не уникальны – та же пустыня наблюдается везде, на всём постсоветском пространстве...
Я это к чему... читаю вчера в Гардиан, что фильм «молодого» грузинского режиссера Резо Гигинеишвили под названием «Пациент номер один» получил приз от знаменитого немецкого режиссера Вернера Херцога... Приз, правда, чисто символический (всего-то пять тысяч долларов или евро), но тем не менее. В связи с этим Гардиан решил разродиться рекламной статьёй - как такую возможность упустить, тем более, что фильм о всё том же – проклятом СССР, о проклятом генеральном секретаре, о его болезни и смерти... Только на этот раз Гигинеишвили взялся не за истасканную грязными руками фигуру Сталина... На этот раз центральной фигурой фильма стал, видимо, Черненко (один из трёх, умерших друг за другом, генсеков партии). Сам фильм был снят за рекордно короткий срок – семнадцать дней, с очень маленьким бюджетом... Сами понимаете, что можно снять за семнадцать дней - приличную полнометражную картину снимают несколько месяцев, а не две с половиной недели... Ну да ладно, речь не о фильме, который, судя по восторгам Гардиан, обещает быть обычной антисоветской (и по умолчанию анти-русской) агиткой, а о режиссёре Гигинеишвили, который высказался о том злокачественном влиянии, которое СССР (русские) оказал на народности, волей судьбы оказавшиеся в сфере влияния русских.
Словами Гигинеишвили, дословно, ничего не добавляя и не убавляя – “Everyone who grew up in the Soviet space was a product of a traumatising system. It seems to me that all the post-Soviet countries are trying to get rid of the horrible legacy we inherited, which is a very painful process. And sometimes, on the way to freedom, there are wars.” (Все, кто вырос в советском пространстве, были продуктом травмирующей системы. Мне кажется, что все постсоветские страны стараются избавиться от ужасающего наследства, которое мы получили (от СССР - прим.моё), и это очень болезненный процесс. И иногда на пути к свободе (приходится проходить через) вОйны)...
Прочитала и задумалась – от какого «ужасающего» наследства стараются избавиться, и судя по всему, уже избавились «пост-советские страны»? То, что знаю лично я, по собственному опыту – избавились от настоящей культуры, приличного образования, традиционного консервативного воспитания, собственной науки, искусства, индустрии... И приобрели свободу... Свободу не иметь ни собственных приличных киностудий, ни собственных действенных академий наук, ни собственных самобытных театров... Вместо культуры – вышиванки и бурки, с танцами аборигенов на потеху «цивилизованному» Западу, вместо «Отца солдата» – «Пациент номер Один», вместо Спартака – Нуриев, Вместо Нахлебника во МХАТе – голые сиськи и *** Серебренниковых и Богомоловых... Продолжать? Или картина и без того вырисовалась вполне себе выпуклая?
И не доходит до всех этих кретинов одна простая мысль: «Без России и русского в самом широком, надэтническом, смысле этого слова культурного пространства не будет у всех этих постсоветских стран ни собственной культуры, ни собственного искусства, ни собственной науки, ни даже собственной идентичности. Ибо бурка, вышиванка, черкеска, ак калпак, и прочее никогда не заменят национальных оперных театров, академий наук, киностудий и прочих базисных элементов, на которых строится настоящая культура, а не ее этническая имитация, которая на фоне того, что было в том самом ужасном СССР, выглядит примерно так, как сарай из г-на и палок выглядит на фоне Михайловского Дворца...»
П.С.
Я вовсе не идеализирую СССР, много было прекрасного, но много было и не очень. Но отрицать тот факт, что культурное пространство было именно культурным, а не околокультурным или псевдокультурным, как сейчас, просто невозможно...