На фото - крест, запаянный Оптинским иноком Ферапонтом.
Праздник Воздвижения Креста Господня исторически имеет, если можно так сказать, трёхсоставную форму.
Во-первых, мы вспоминаем в этот день событие обретения, обнаружения Всечестного и Животворящего Креста в Иерусалиме достоблаженной матушкой императора Константина Великого – святой царицей Еленой. Как известно в 326-году она прибыла в Иерусалим с благочестивым намерением отыскать Крест Господень. По указанию старого иудея было обнаружено место распятия Господа и разрушен храм Венеры, построенный над Голгофой ещё во времена императора Адриана. Под развалинами капища были обнаружены три креста, и чтобы понять на каком из этих них был распят Господь – патриарх Макарий повелел приложить поочерёдно три креста к покойнику. От прикосновения одного из крестов усопший воскрес. Это чудо привлекло такое множество народа, желающего увидеть Животворящий Крест, что его пришлось воздвигать (поднимать), откуда и произошло название праздника.
Второе событие, связанное с Крестом Господним, произошло через десять лет. 13 сентября 335 года был освящён величественный храм Воскресения, воздвигнутый по повелению императора Константина над местом страдания, смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа. На следующий день было определено праздновать день Воздвижения Креста Господня.
Ну, а третье воспоминание связано с событиями, произошедшими в 7 веке. Тогда персидский царь Хозрой разрушил Иерусалим и «пленил» Честной крест Господень, который был увезён в Персию и пробыл там 14 лет, пока при императоре Ираклии не был возвращён с почётом на прежнее место. И снова это произошло в тот день, когда православные праздновали день Воздвижения Креста Господня.
Такова историческая канва нынешнего праздника, но главный, глубинный смысл его заключается в том, чтобы напомнить всем нам - именующим себя христианами - о необходимости быть сострадальцами Господа, чтобы не лишиться и Его радости. Как об этом и говорит апостол Павел: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим.; 11, 12).
Забываем мы, увы, что таинство Крещения, кроме собственно духовного рождения означает ещё добровольное участие в страданиях и смерти Иисуса Христа и для нас это участие становится возможным только тогда, когда мы сознательно распинаемся греху, боремся со своими страстьми и похотьми.
И напротив: когда, отвращаясь от зла, мы сознательно и последовательно творим благо – то есть думаем, говорим и поступаем так, как учит Господь, как бы трудно, невыгодно и чревато скорбями это ни было – именно тогда мы становимся причастниками Его жизни.
В этом заключается истинное исповедание нашей веры и именно так мы приобщаемся реальному, а не символическому только Воздвижению Креста Господня.
Потому что в духовном смысле Воздвижение Креста, конечно, означает провозглашение победы добра над злом, света над тьмой, вечной благодатной жизни над смертью.
С Праздником, дорогие друзья!
- - -