Прошлой осенью была объявлена частичная мобилизация мужского населения в возрасте до 35 лет в очаги боевых действий на Донбассе, артистов эта акция не коснулась. В числе многих тысяч военнообязанных призван в зону СВО и муж моей знакомой – порядочный, интеллигентный мужчина, отец двоих сыновей. Ставшая солдаткой красавица за прошедший год изменилась до неузнаваемости: это уже молодая старушка с малолетними детьми на руках. Дети тоскуют по папе, который редкий раз выходит на связь с семьей по телефону. Удручает женщину и поведение детей, которые, осознавая причину долгого отсутствия отца, становятся капризными, обидчивыми, с проявлением нервозности.
Невольно приходится наблюдать также за состоянием здоровья моей сверстницы, сын которой тоже мобилизованный и воюет почти год. От переживаний за сына все болезни ее обострились. Только с телеэкрана красиво звучат успокоительные речи, что гордиться надо своими героями-бойцами – они «свои имена в историю вписывают». Притом произносящие эти утешительные слова своих родственников отмазывают от участия в военных действиях в отличие от русских князей-героев, которыми насыщена история страны и нашего города – они сами с оружием в руках вставали на защиту Отечества.
Затянувшиеся военные действия на Донбассе – безусловно, следствие несовершенной внутренней политики в России, итогом которой стали тысячи жертв наших бойцов на Донбассе, множество контуженых сограждан, большое количество неполных семей и в нашем городе, и во всей России, растет число сирот. Война – горе общее.
В период военных действий щит Отечества бывает достаточно надежным, когда его укрепляют из тыла всеми доступными способами. Перед бойцами постоянно стоит смертельная угроза, поэтому им необходима всесторонняя помощь всего населения: духовная, молитвенная поддержка, надежное вооружение, обмундирование, внимание ко всем бытовым проблемам, соучастие с их настроением, обусловленным долгими, бессонными ночами в окопах, блиндажах, с переживаниями во время обстрелов боевых позиций, в разведке. Мысленно мы чаще должны быть с теми, кто защищает наш покой. Всеобщая солидарность с духом солдата, офицера была свойственна населению России в периоды всех войн.
В нынешний летний сезон у большинства нижегородцев пробудились чувства неприятия культурно-развлекательных программ мероприятий, которые проводятся у нас в рамках множества фестивалей на разных сценических площадках города. Это – действующий в течение летнего периода фестиваль со странным названием «Столица закатов» (создан для привлечения туристов в город), фестиваль «Музыка с балконов», мероприятия молодежной столицы России (такой статус присвоен самому вымирающему нашему городу страны), фестиваль «Великая Русь» и десятки прочих фестивалей развлекательного характера, главная цель такого активного «звездопада» – светить российской и мировой известности, удивить гостей волжской столицы, дабы они, приезжая к нам, своими дотациями покрывали вакуум дефицитного нижегородского бюджета, долги которого растут.
Нижегородцев на эти фестивали много не приходит, нет автобусов с туристами – нет и зрителей. 20–30 слушателей собирают выступления оперных певцов с балконов. Приятно услышать красивый голос, проходя мимо здания с балконом, но останавливаются немногие, чтобы насладиться мастерством исполнителя арии или романса.
Субботним вечером 12 августа на площадке возле собора Александра Невского проходил фестиваль «Русь Великая». На это мероприятие пригласили много известных исполнителей и музыкальных коллективов из разных городов. Своей музыкальной и театральной школы в городе нет? По приглашению организаторов фестиваля режиссировала концертом художественный руководитель академии «Авансцена», президент благотворительного фонда «Арт-Петербург», представительница известной оперной династии Ирина Гаудасинская. «Мы взяли самые узнаваемые, самые любимые хиты западных композиторов XVIII–XIX веков и добавили русскую музыку», – сказала она. (В «тему» названия фестиваля!)
Сюжет – нижегородский купец Терентий, поскитавшись по белу свету, со своей возлюбленной вернулся в родной Нижний. Очень интересно!
Каждый номер концерта сопровождался визуальными инсталляциями, проецируемыми на видеоэкраны и стены храма. Сказка о похотливом купчишке Терентии, видимо, стоила того, чтобы отражать ее на кафедральном соборе Нижнего Новгорода! Как после такого зрелища с благоговением относиться к церковному строению?
Завершилось глумление над освященным собором сенсацией. Фестиваль включал в свою программу фейерверк. во время праздничного салюта пироснаряды стали падать на площадку, где стояли люди, пришедшие на фестиваль. Они бросились врассыпную, некоторые спрятались в пакгаузах. Многие из упавших снарядов разрывались прямо на асфальте. К счастью, обошлось без пострадавших. Пресс-служба областного правительства сообщала, что причиной произошедшего стал порывистый ветер. Увы, ветер в тот вечер в том районе был умеренный – 7–9 метров в секунду, его порывистым назвать нельзя. Скорее всего, хочется верить, сам святой благоверный князь не потерпел глумления над собором в честь его имени!
Сказка о купце Терентии не конец веселья в тягостные для России военные дни. Бои в военных очагах Донбасса не утихают. А в Нижнем Новгороде – новая развлекательная программа.
С большим размахом решили отметить 802-ю годовщину основания города. Даже не юбилей, а текущий День города. В каждом районе областного центра – выступления, концерты музыкальных, танцевальных коллективов, оркестров, конкурсы, игры – масштабное празднование! В программе изобилуют слова и названия на языках недружественных России стран, притом слов этих не ни в Словаре иностранных слов, ни в Музыкальном энциклопедическом словаре. Уж не враги ли наши составляли программу праздника?!!
Нам, русским людям, жителям города древнего с богатейшей историей и культурой, остается догадываться, что собой представляют кавер-группы, хедлайнеры, ди-джеи, хедлаи и другие. Организаторы праздника, похоже, считают нас, нижегородцев, «дремучими» людьми, наприглашали кавер-группы с западными названиями: «Brass Burgers», «Кар-Мэн», «Джонни Депп», «Gagarin Band», The Hurters и другие. Но мы-то понимаем, что с зарубежным коллективом можно полегче гонорар распилить. А о воспитательной роли мероприятия вопрос вообще не ставится. Из других городов и стран артистов наприглашали, словно своих в городе и области не хватает. Или организаторы праздника совсем лишены разумного соизмерения целесообразности в плане экономики, культуры, идеологии, зазывая издалека артистов, лишь бы денег побольше в проведение праздника вбухать?
Свой отзыв о празднике на главной площадке города, на площади Минина и Пожарского, оставил в соцсетях член Союза писателей России, известный историк Великой Отечественной войны Валерий Киселев: «После такого праздника можешь по-настоящему ценить “патриархальную тишину города Удоева”: грохот из огромных динамиков на главной площади Нижнего Новгорода – Минина и Пожарского, шел такой, что иерихонские трубы казались бы детскими свистульками. 10–15 минут устоять посреди этой оглушительной “музыки” было тяжело просто физически. Хотелось поскорее убежать».
А на отдаленной от центра площадке побывать пришлось и автору сей публикации. Стало интересно, что расскажут «звезды» нашей публике об истории нашего города, об его героях князе Георгии Всеволодовиче, о Минине и Пожарском, о Нижегородском ополчении 1612 года, 1812 года, об Иване Кулибине, о современных героях? Увы, звезды-исполнители стонали в своих произведениях о безответной любви. В своем слове к зрителю один исполнитель пытался найти однокашников из школы, в которой учился здесь, а теперь – звезда мировой известности. Другая исполнительница, прерывая свою песню, периодически выкрикивала: «Танцуем! Руки вверх!» Но настроения плясать у населения нет. Только одна пара рук поднялась в воздух.
Из ударных ритмов запомнилась одна композиция под названием «Куку» (ударение на первом слоге). Исполнитель пригласил всех подпевать ему в конце куплета: «Э-э-э…» Будто зверей в цирке дрессируют в День исторического русского города!
Вечер был теплый, и многие из нижегородцев пришли на праздник с детьми разных возрастов, некоторых везли в колясках. На лицах детей – испуг от грохота «музыки».
Когда песню спел долгожданный Стас Пьеха, спросила у рядом стоящих девчушек лет восемнадцати, о чем была песня. Они сказали, слов в песне не поняли. Шепелявая дикция под дикий аккомпанемент! Стас поведал нижегородцам об одной исторической вехе: 20 лет назад в этом городе его группа получила признание.
Ради таких познаний народ проходит на площадку сквозь рамки-металлоискатели, облучается и при входе на концерт, и при выходе.
Безусловно, каждый человек на земле хочет не только трудиться, но и заслуженно отдыхать. Всем необходимы и психологическая разгрузка, и праздник, но такое публичное мероприятие, как День города, не должно превращаться в репертуар программы выступлений заезжих артистов, не дающих публике ничего, кроме оглушающих ритмов, под которые молодежь может – нет! – не танцевать, а дико прыгать. Эта форма проведения Дня города ни в культурном, ни в интеллектуальном плане абсолютно ничего не дает ни молодым, ни старым. Тем более все это проходит в дни, когда гибнут на войне не только сотни неприятельских солдат, но и много наших защитников, когда после тяжелых ранений многие бойцы мучаются от боли. Веселые праздники, фестивали следует, исходя из порядочности людской, переносить на более поздние сроки или вообще отменять. Непростительное кощунство веселиться, когда в семьях уже так много горя, обусловленного военными действиями.
Вдобавок почти всем нижегородцам слушать дикий грохот из усилителей просто не хочется, ведь все это веселье – за наш счет. Это при том, что по среднемесячной зарплате мы на 57-м месте среди регионов России. А в День пожилого человека пенсионерам, как обычно, скажут вместо какой-либо дотации, что казна пустая.
Елена ВАСКАНОВА, Нижний Новгород