Не дружите ни с кем, как Пилат с Иродом

0
717
Время на чтение 6 минут

Православие.ру

 

Пилат умывает руки. Фреска. XVI век. Греция. Афон. Дионисиат

Пилат умывает руки. Фреска. XVI век. Греция. Афон. Дионисиат

То ли я все эти годы читала Евангелие слишком поверхностно и рассеянно… то ли оно впрямь столь лаконично, сколь же и неисчерпаемо. То и дело открываю для себя нечто совершенно новое – на давно знакомых, казалось бы, страницах; читаю сотни раз читаный эпизод – как будто впервые; внезапно натыкаюсь на то, о чем вообще ни разу не задумалась…

Перечитывая Евангелие, то и дело открываю для себя нечто совершенно новое – на давно знакомых, казалось бы, страницах

Вот недавно обратила, наконец, внимание на эпизод страшной ночи – последней перед Распятием Христа – который почему-то есть только у евангелиста Луки:

«Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему…» (Лк. 23: 6–8).

Да, это тот самый Ирод Антипа Четвертовластник, сын Ирода Великого, который ради своего хмельного пустого слова велел отсечь голову Иоанну Крестителю. Таинственный Галилеянин волнует его давно. Одно время Ирод, слыша «молву об Иисусе», думал даже, что это Иоанн воскрес и творит чудо за чудом (см.: Мф. 14: 1–2). Потом он, видимо, понял, что это все-таки не Иоанн, и задал себе вопрос: а не лучше ли поступить с Ним так же, как с Иоанном? Во всяком случае, определенные люди из фарисеев предупредили Иисуса о замыслах властителя Галилеи. Но Он, как мы помним, ответил:

«…пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу (Лк. 13: 32).

А дальше мы слышим плач Сына Человеческого об Иерусалиме, который «избивает пророков и камнями побивает посланных к нему» (ср.: Лк. 13: 34–35) и на раскаяние, на обращение которого Он, несмотря ни на что, надеется…

И вот у Ирода Антипы появляется возможность непосредственно увидеть этого необычного Человека и поговорить с Ним. Ирод не испытывает уже ни страха, ни ненависти: схваченный и связанный Иисус перестал быть опасным, и правителю Галилеи нет никакой нужды Его убивать. Четвертовластник по природе своей любопытен: он хочет видеть необычное, чудесное. Ему не терпится вступить в диалог с этим Галилеянином и узнать от Него нечто особенное. Живое любопытство Ирода, воспитанного в иудейской религиозной среде (хотя по отцу он был идумей, а по матери самарянин), контрастирует с холодным скепсисом римлянина Пилата – «Что есть истина?» (Ин. 18: 38). Ирод вообще человек неоднозначный: вспомним, что и Иоанна, посаженного уже в темницу, он, пока мог, берег, «зная, что он муж праведный и святой, и (…) многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6: 20). Он и Этого своего подданного послушал бы с тем же удовольствием, может быть. Но Галилеянин молчит. И вот это уже обидно.

Разочарованный и разозленный Ирод резко насмехается над Христом: сколько, дескать, о тебе небылиц всяких рассказывают, а ты, оказывается, не можешь ничего, и сказать-то тебе нечего, пустой ты человек!.. И, одев Его в светлую одежду (то есть вырядив как шута) отправляет назад к прокуратору. И после этого они, прежде враждовавшие, становятся друзьями (см.: Лк. 23: 12). Не просто примиряются, заметьте, а друзьями становятся, причем, судя по всему, надолго.

А с чего это они вдруг подружились?

Святитель Феофилакт Болгарский в своем толковании пишет:

«Отослание Пилатом к Ироду подчиненного сему показалось началом дружбы, так как Пилат не присвояет себе преимуществ Иродовых» (т.е., поступает политкорректно. – М.Б.).

Александр Лопухин, напротив, объясняет эту вдруг возникшую дружбу тем, что иудейский правитель Ирод проявил доверие и уважение к римскому прокуратору. В общем, можно сказать, что в этом эпизоде Ирод и Пилат понравились друг другу. Но просто ли понравились?

Пилат и Ирод понимают, что в приведенном к ним Человеке нет ничего, что было бы достойно смерти

Частично повторюсь: оба они (и Пилат, и Ирод) – люди неоднозначные и, скажем так, не элементарные. И оба – при всем раздражении Ирода, при всем недоумении Пилата, который «весьма дивился» (Мф. 27: 14) поведению Узника, – понимают, что в приведенном к ним Человеке нет ничего, что было бы достойно смерти. Пилат говорит об этом неоднократно, ссылаясь, в частности, и на мнение правителя Галилеи (см.: Лк. 23: 14–15). Очевидно: оба они не могут не чувствовать своей вины в том, что отдали Иисуса Христа палачам. И это чувство, это несчастье их объединяет. Я вообще давно заметила: низкое, злое дело, сделанное совместно, очень хорошо сближает и связывает людей. Люди, подспудно чувствующие свою вину, поддерживают друг друга в самооправдании и самозащите; каждый из них не дает другому остаться наедине с совестью. Человек может много раз повторять себе: «Я поступил правильно» или «Я не сделал ничего преступного» – и при том не верить самому себе. Но если другой человек скажет ему что-нибудь вроде: «Да брось уже переживать, ничего ты плохого не сделал» или «Ну подумай, как еще мы с тобой тогда могли поступить?» – то этому другому человек поверит, потому уже только, что он – другой.

Поэтому все нравственно сомнительные дела требуют объединения. Сама массовость служит оправданием; собравшись вместе, люди дружно отметают сомнения, создают бодрый шум, заглушающий голос совести. Сказать «мы правы» гораздо легче, чем «я прав», потому что «я прав» – это личный выбор и личная ответственность, а «если в партию сгрудились малые»1, то в ответе именно партия, а не я лично.

Конечно, речь не только о партии в политическом смысле слова. Личная ответственность, иначе говоря, собственная совесть человека может оказаться не ко двору в коммерческой или государственной структуре, фирме, в редакции того или иного издания, в учебном, как ни странно это звучит, заведении, да много где еще… Я столкнулась с этим, когда работала еще не в епархиальных, а в обычных светских СМИ. Вряд ли стоит пересказывать здесь все перипетии нашей тогдашней работы, все возникавшие ситуации. Скажу лишь, что, когда от тебя требуется переступить этический барьер, дабы выдать острый тиражный репортаж, дабы написать о резонансном событии подробнее, чем газеты-конкуренты, тебе очень трудно сказать «нет». Тебе трудно сказать «нет», когда от тебя требуется вести себя не так, как считаешь нужным ты сам, а как нужно газете. Я не могу похвастаться тем, что всегда с честью выдерживала эти испытания, увы; те случаи, когда не выдержала, – незаживающие раны совести. Но чем все это оправдывалось? «Мы вместе; мы зависим друг от друга; нам вместе хорошо; нам нужно вместе выжить; а ты хочешь быть лучше всех нас!..»

Да, вместе хорошо, тепло и весело. И никто не спросит тебя: «Почему ты так делаешь?» – потому что так здесь делают все. И все друг друга в этом поддерживают, снимая «ненужную рефлексию» и «совершенно лишнее чувство вины». И фраза «Ну что ж теперь, такая у нас работа» вполне работает. Только вот Богу на Страшном Суде не скажешь так: что делать, Господи, работа такая у меня была…

И не партии на Страшном Суде будут судимы, не корпорации, не правительства, не армии, не редакции газет или интернет-порталов. На самом страшном из всех возможных судов судить будут – каждого человека в отдельности. Не только от других людей отдельно, но и от его собственного, скажем, статуса, должности, общественной роли, семейного положения… Чтобы облечься в белые одежды, надо сначала почувствовать себя нагим. И лучше, конечно, заранее.

Надо всегда отдавать себе полный отчет в том, что именно связывает тебя с теми, кого ты называешь друзьями

Кто-то, прочитав вышеизложенное, спросит: что же, по-вашему, люди вообще не должны объединяться, а должны лишь «слушать голос совести» в полном одиночестве и тишине? Нет, конечно, это не так, напротив: люди призваны к объединению, и сама Церковь, по определению своему, – собрание людей. Просто надо всегда отдавать себе полный отчет в том, с кем и ради чего ты сейчас объединяешь усилия; что именно связывает тебя с теми, кого ты называешь друзьями. Дружить нужно! Но не так, как Пилат с Иродом.

Друзьям свойственно вместе проводить свободное время. Как они его проводили, идумей Ирод и римлянин Пилат? Наверное, неплохо. Пили вино, заедали вкусно пожаренную дичь персиками и смоквами, делились приятными воспоминаниями, обсуждали текущие события, которых всегда хватало… И – либо просто избегали неприятной темы (казни странного галилейского Проповедника), либо, наоборот, многословно и бурно доказывали друг другу, что виноват во всем, конечно же, Он Сам.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07