Источник: блог автора
Кажется, Достоевский когда-то сказал: Не судите народ по тому, каков он есть, но по тому, каковы его идеалы, каким он хочет быть. И действительно, сонм русских святых с необычайным разнообразием красок, используя всю широту "палитры святости" запечатлел в сознании русского человека то самое Небо, то состояние духа, преображенного и освященного Божественной благодатью, к которому веками стремится русская душа, .
За всей нашей внешней расхлябанностью и безалаберщиной теплится этот живой и святой огонек правды Божией. Понимание и чувствование этой правды в русском народе, несмотря на всю его кажущуюся, порой, убогость, очевидно. И одна из причин, почему это чувство правды еще живет в душах заключается в неотделимости нас – живущих здесь и сейчас, живущих грешно и бестолково – от тех, кто эту свою бестолковость сумел Божьей милостью и собственными потами, слезами, а зачастую и кровью преодолеть. Мы с нашими святыми составляем единый народ. И они - святые - составляют его духовную, высшую часть, без которой мы – душевно-телесные прожить по-человечески полноценно не сможем.
Много было говорено о наивной доверчивости русской души. И это правда, и даже при всей хитрости и лукавстве и жестокости порой – всё равно народ наш остаётся доверчивым и вот что примечательно – в самом основании этой доверчивости лежит стремление к правде так, что даже в страшных своих падениях и заблуждениях народ именно обманывается тем или иным подобием правды и именно этим подобием только и может увлечься, но уж никак не вопросами расчёта, выгоды или прибытка. И вот эта национальная наша черта – искание самой последней и запредельной правды – приводила тысячи наших соотечественников ко Христу, составляя тот единый народ, который мы называем сегодня Святой Русью.
И вот что удивительно – ведь нет, кажется, национальности, не представленной в этой палитре русской святости, но какой-то особенный дух сплотил их всех в единый народ, в единую общность. Если угодно, это даже образчик Вселенской Церкви. Тут вспоминаются слова Писания о том, что Дух один, а даров много. Вот может быть русская святость – это какой-то особенный едва ли объяснимый, но явственный и ощутимый дар Святого Духа. Дар, объединяющих разных святых в одну общность и даже связывающий их с нами - бестолковыми грешниками, пока мы сами не отрываемся от этого святого единства упрямством своей греховной воли и тогда уж действительно перестаём быть русскими, лишаемся этого благодатного дара.
Кажется, нет такой сферы деятельности, такого характера, который бы не был представлен в сонме русских святых. Не оттого ли у нас столько простодушных верований, что тот святой помогает в одних делах, а этот - в иных… Конечно, во всём этом «регламенте» есть перегиб, но всё-таки отчасти может быть это ещё одно свидетельство – сколь разными были наши святые и сколь в разных они преуспели борениях и опытах, пусть даже житейских, сколь в разных обстоятельствах был закалён их духовный характер, потому, что и посредством житейских дел, житейской опытности многие стяжали свою меру смирения и терпения и любви. Как говорится в Священном Писании – тот, кто был искушен сам, может и искушаемым помочь. Вот и помогают святые, попавшим в ту или иную беду, столкнувшимся с той или иной напастью, помогают, может быть даже в связи со своим земным, конкретным опытом и душа народная эту помощь чувствует и различает, пусть даже и чересчур конкретизируя.
Много мы знаем разговоров и пересказов, даже со слов тех недавних наших соотечественников, которые теперь уже примкнули к сонму святых, о том, что Русь помилована будет Богом, несмотря на все её падения и окаянства… Да и сейчас ведь милость эта очевидна уже – молитвами и заступничеством наших святых, из которых мы только малую толику знаем по именам и по истории жизни. А сколько их – безвестно канувших, но сияющих подобно звёздам на небосклоне Святой Руси! Ведь все они продолжают ходатайствовать о нас, участвовать в нашей жизни, и если посмотришь на реальность нашего повального и страшного одичания, то именно понимаешь, что не погибли мы окончательно, не исчезли ещё как народ с лица земли именно чудом, милостью Божией и молитвами наших святых, которые своей кровью, мучениями и слезами исходатайствовали у Господа право болезновать за нас – унылых и погибающих.
И пусть многим кажется безнадёжным будущее нашего народа, но сила Божия именно в немощи совершается. И за всей нашей бестолковостью стоит-таки эта неистребимая любовь к правде, любовь, которую возогревают в нас ходатайства и воздыхания всех святых в земле Российской просиявших. И мы верим, что даже вопреки «здравому» смыслу и «очевидной» логике народ наш не погибнет, но потихоньку придёт в себя, очистится от скверны, воспрянет от сна и духовного нечувствия и в согласии со святыми своими предками продолжит тот добрый путь, который обозначен Богом. А путь этот один – домой, в Царствие Божие, в Царство правды, красоты и любви, без которой никогда не хотел и не мог жить русский народ.