.
Я постоянно писал и говорил, что Банк России буквально с момента своего возникновения функционировал по тем правилам, которые прописаны в так называемом «Вашингтонском консенсусе» – «катехизисе» экономического либерализма, предназначенном для стран периферийного капитализма (т.е. тех, которые находятся за пределами «золотого миллиарда»). Эти правила предусматривали, что Центральный банк РФ должен обслуживать страны «золотого миллиарда», обеспечивать их выкачиваемыми из России ресурсами. А также пресекать любые попытки восстановления финансового суверенитета России. Все эти установки, в конечном счете, оказались воплощенными в Федеральном законе «О Банке России», который был принят в 2002 году. Нужный Западу курс Банка России также поддерживался с помощью неафишируемого контроля над «независимым» Центробанком со стороны Международного валютного фонда и Банка международных расчетов (Базель).
Условия деятельности Банка России изменились после 24 февраля прошлого года, когда коллективный Запад начал санкционную войну против России. МВФ и БМР осудили российскую «агрессию» на Украине и фактически приостановили тесное общение с Банком России. Казалось бы, с этого момента Центробанк действительно приобрел независимость от своих международных кураторов. Казалось бы, с этого времени Центробанк действительно получил возможность развернуться лицом к российской экономике и вносить свой вклад в победу в ходе противостояния с коллективным Западом.
Но за истекшие 15 месяцев с начала СВО мы не увидели никаких подвижек в политике Центробанка, которые бы свидетельствовали об изменении его курса. Эту парадоксальную ситуацию можно выразить словами известного финансового спекулянта Джорджа Сороса: «Музыка уже не играет, а они продолжают танцевать». Он произнес эту фразу в мае 2000 года, прокомментировав первое обвальное падение на фондовой площадке NASDAQ и оптимизм, сохранявшийся тогда у многих биржевых игроков. Бравурные марши финансовой глобализации стали стихать уже в 2020 году, когда ВОЗ объявила «пандемию ковида» на планете, и страны стали стремительно сворачивать свои внешнеэкономические связи. А после 24 февраля прошлого года эти марши вообще прекратились. Наступила зловещая тишина. А Банк России продолжает «танцевать», и других российских участников финансового рынка призывает продолжать «танцевать». Я только что на эту тему написал статью «Глава ЦБ РФ позвала в Россию инвесторов из «недружественных» стран».
Но если мы зайдем на сайт Банка России, то с удивлением увидим, что чуть ли не каждый день появляются все новые и новые признаки того, что Центробанк продолжает исполнять прежний «танец» под названием «Вашингтонский консенсус». Вот свежий пример. На днях на сайте ЦБ был размещен документ под названием «ОБЗОР ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. Доклад для общественных консультаций. Май 2023» (https://www.cbr.ru/Content/Document/File/146814/Consultation_Paper_18052023.pdf). Теперь Банк России стал готовить документы с одинаковыми подзаголовками: «Доклад для общественных консультаций». Мол, теперь Центробанк прислушивается к мнению людей, учитывает их критические замечания и пожелания в своей работе. Тактически хитрый ход. Теперь Банк России всегда в ответ на критику в свой адрес может ответить: мол, наши действия «учитывают пожелания граждан». Только вот одна незадача: простые граждане не в состоянии зачастую читать эту «китайскую грамоту». Мало кто понимает этот «птичий язык».
Вот и в данном документе таких словечек и терминов предостаточно: «коммуникация», «таргетирование», «трансмиссионный механизм», «декарбонизация», «волатильность», «заякоренность инфляционных ожиданий», «незаякоренность инфляционных ожиданий», «абсорбирование ликвидности», «пруденциальное регулирование», «дезинфляция», «бюджетное доминирование», «релевантный показатель», «трансфертная кривая» и др.
Насыщенность данного документа (равно как и других) подобным «птичьим языком» объясняется очень просто: они составляются на основе англоязычных «шпаргалок», поступающих на Неглинку (официальный адрес Банка России) из МВФ и БМР. Может быть, сейчас такие «шпаргалки» и не поступают, но «эксперты» и «аналитики» Банка России за предыдущие годы вполне освоили эту новую версию языка «Эллочки-людоедочки» (многие из них специально ездили за границу для постижения этого языка и тех «мудростей», которые написаны на этом языке).
Кстати, эта особенность характерна не только для Банка России, но и большинства других Центробанков. Ведь все они управляются из одного центра. И пресс-служба Банка России признает, что язык Неглинки не очень понятен для внешних пользователей. Но она считает, что ее язык менее сложен для понимания, чем язык многих других Центробанков. В рассматриваемом нами документе, в частности, говорится: «При этом если сравнивать англоязычные версии пресс-релизов и заявлений Председателя Банка России по ключевой ставке с похожими материалами других центральных банков, то материалы Банка России окажутся более понятными. Для увеличения понимания этих текстов широкой аудиторией требуется продолжение работы по повышению их доступности».
Чтобы похвастаться, Банк России на странице 44 документа приводит интересные цифры – значения индекса Флеша-Кинкейда. Что это за индекс такой? – Он обозначает среднее количество лет, которые человеку надо учиться для того, чтобы понять сообщение Центрального банка о решении по ключевой ставке. Оказывается, наибольшее значение индекса у Центробанка Бразилии – почти 18 лет! Такие Центробанки, как ФРС США, ЕЦБ, Банк Южной Кореи имеют значение индекса в диапазоне 16 -17 лет. А вот у Банка России он не дотягивает даже до 13 лет. Более низкие значения имеют лишь Центробанки Австралии, Чехии и Норвегии.
Но я думаю, чтобы прочитать обсуждаемый нами «Обзор денежно-кредитной политики» Банка России, 13 лет обучения точно не хватит. Его может не освоить не только просто гражданин, но и иной доктор наук, даже экономических. Чтобы не быть голословным, приведу лишь один образчик текста из документа: «В то же время в точечном формате решить проблему недостаточной определенности пространства значений инфляции вокруг точки, соответствующих цели, потенциально может формализация гибкого критерия отклонения инфляции от цели, включающего как размер, так и продолжительность допустимого отклонения. Наличие такого критерия для России может немного уменьшить гибкость денежно-кредитной политики, но одновременно несколько улучшить понимание обществом решений по денежно-кредитной политике». Интересно, сколько граждан, рискнувших изучить документ, поймут подобный фрагмент? Авторы полагают, что «формализация гибкого критерия отклонения инфляции от цели, включающего как размер, так и продолжительность допустимого отклонения» приблизят простого человека к пониманию политики Банка России. Думаю, что в следующем документе, предназначенном для общественных консультаций, простому человеку будет предложен результат «формализации гибкого критерия…», после чего у нашего героя крыша окончательно «отъедет». Но в целях самосохранения простой человек вряд ли будет погружаться в эту ахинею. Да и профессору экономики жалко будет тратить время на расшифровку заведомой ахинеи.
Впрочем, чуть ниже в документе говорится, что для преодоления барьера в «коммуникации» Банка России с народом он предпринимает немалые усилия. Вы думаете, он собирается общаться с народом на понятном русском языке? – Нет, вы ошибаетесь. Он собирается осуществлять «повышение финансовой грамотности населения в области экономики и денежно-кредитной политики. Банк России совместно с Минфином России разрабатывает Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. Помимо активного участия во внедрении обучения финансовой грамотности в школах и вузах, Банк России продолжает развивать собственный просветительский ресурс «Финансовая культура» (fincult.info)». Все эти программы «повышения финансовой грамотности» насыщены таким же «птичьим языком». Проще говоря, Банк России хочет, чтобы наши граждане общались и с ЦБ, и между собоый с помощью упомянутого выше «птичьего языка», или «языка Эллочки-людоедочки».
А о чем, собственно, сам документ? Ничего не поменялось с тех пор, как в 2013 году Набиуллина, придя на Неглинку, заявила, что не будет выполнять Конституцию РФ (статья 75, согласно которой главная задача ЦБ заключается в обеспечении устойчивости рубля). Она не будет поддерживать устойчивость валютного курса рубля, а лишь ограничится поддержанием стабильной покупательной способности рубля. Потом выяснилось, что и этого не будет. Что речь идет о так называемом «таргетировании инфляции». Т.е. снижение покупательной способности рубля будет продолжаться, но в пределах так называемого «целевого значения» («таргета»). 10 лет Банк России проводил «таргетирование инфляции», злостно нарушая Основной закон Российской Федерации. Обсуждаемый нами «Обзор денежно-кредитной политики» свидетельствует, что Банк России и дальше намерен заниматься «таргетированием инфляции» и нарушать Конституцию. Начинается документ со следующей фразы: «Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть низкой и стабильной инфляции». В ней уже содержится противоречие. «Стабильная инфляция» означает неуклонное обесценение рубля, снижение его покупательной способности». «Ценовая стабильность» предполагает сохранение на одном уровне покупательной способности рубля. Т.е. отсутствие как инфляции, так и дефляции. Первое предложение документа напоминает формулировку: «Казнить нельзя миловать».
Кроме этого, мы видим в документе еще две темы, которые, оказывается, очень волную Центробанк. Одна из них – цифровая валюта. «В последние годы получили развитие цифровые валюты. Банк России одним из первых приступил к разработке собственной цифровой валюты», — отмечается в документе. О проекте цифрового рубля я уже говорил и писал много. В приведенном фрагменте отмечается, что Банк России, оказывается, был одним из первых в мире Центробанков, кто приступил к разработке цифровой валюты. Процесс разработки цифровых валют в мире был инициирован Банком международных расчетов и координируется им. Нет никакого сомнения, что подготовка цифрового рубля не была инициативой самого Банка России. Это была идея, привнесенная извне. Скорее всего, из Базеля. И то, что Банк России продолжает «землю рыть носом» и добивается введения цифрового рубля в обращение, лишний раз доказывает, что контроль над ним извне сохраняется.
Еще одна тема – климат и декарбонизация экономики. А Банк России тут при чем? – У нас ведь есть такие ведомства, как министерство природных ресурсов и экологии, министерство энергетики и министерство экономического развития, которые должны были бы заниматься этими вопросами. Нет, оказывается, на Банк России возложена почетная и ответственная миссия по участию в международных усилиях по борьбе с глобальным потеплением и проведению так называемой «декарбонизации экономики». В документе есть специальный раздел «Декарбонизация и глобальное потепление». Все в нем четко выверено и соответствует повестке дня, которая на протяжении последних десятилетий навязывалась «хозяевами денег» международным организациям – ООН, ЮНКТАД, ЮНЕП, МВФ, Всемирный банк и др. «Декарбонизация и глобальное потепление» — проект, призванный обеспечить ту самую «Великую перезагрузку», о которой три года назад громогласно заявил президент Всемирного экономического форума (ВЭФ) Клаус Шваб. Согласно планам «Великой перезагрузки» Россия должна окончательно утратить свой суверенитет, перестать быть субъектом международных отношений. И Банк России как финансовый мегарегулятор с завидным упорством добивается под видом «декарбонизации» максимального экономического ослабления России.
Кстати, 20 мая этого года научный совет Российской академии наук (РАН) по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации и конкурентоспособности впервые в России громогласно заявил о том, что климатическое потепление – фейк, навязывавшийся человечеству и России на протяжении многих лет. Не буду вдаваться в детали этого заключения. Отмечу лишь два момента. Во-первых, заключение научного совета РАН полностью повторяет те выводы, которые были изложены в моей книге: «Климатгейт. Спецоперация «Великой перезагрузки». «Новая нефть» и «новое рабство»» (М.: Книжный мир, 2021). Во-вторых, научный совет принял решение о подготовке информации по результатам проведенных исследований для Президента России с научным обоснованием необходимых мер в сфере национальной безопасности и международных отношений, включая вопросы Монреальского протокола и Парижского соглашения по климату.
Итак, в стране складывается парадоксальная ситуация. РАН предлагает пересмотреть обязательства России по климату в рамках упомянутых международных соглашений (а, может быть, полностью от них отказаться). В то же время ЦБ РФ продолжает в форсированном режиме продвигать в России климатическую повестку, построенных на обманах и фальсификациях (почему и книга моя называется «Климатгейт»).
Самое удивительное, что в документе «Обзор денежно-кредитной политики» не рассматриваются вопросы, которые действительно актуальны для России, ее нынешнего противостояния с коллективным Западом, экономической мобилизации, восстановления финансового и экономического суверенитета страны и т.п. Они Банку России не интересны, т.к. не входят в международную повестку, формируемую «хозяевами денег» и врагами России.
В последние годы получили развитие цифровые валюты. Банк России одним из первых приступил к разработке собственной цифровой валюты. Цифровой рубль – это третья форма денег. Доступ к цифровым счетам будет осуществляться через банковский сектор, при
этом проценты на цифровой рубль начисляться не будут. На соотношение между различными
формами денег будет влиять ряд факторов, в том числе удобство их использования, транзакционные издержки и простота конвертации средств из одной формы денег в другую, а также уровень процентных ставок по банковским депозитам. Введение цифрового рубля не предполагает значимых изменений в трансмиссионном механизме денежно-кредитной политики.
Для снижения рисков для кредитных организаций, связанных с оттоком средств клиентов, и облегчения адаптации банков к появлению цифрового рубля Банк России установит лимит на объем перевода средств с банковских счетов в цифровой рубль.