Выставка Алексея Крюкова «Донбасс – память сердца» в Москве

«Эти люди – национальные герои, хотя пока это не всем понятно»

0
579
Время на чтение 5 минут
Фото: Безмолвие. Саур-Могила. 2017-г.-х,м 285 х 180.

Источник: Русский Вестник
С 17 по 29 апреля 2023 года в московской галерее Товарищества живописцев Московского союза художников проходила выставка живописи Алексея Крюкова «Донбасс – память сердца». Как следует из названия, тема судеб ополченцев и мирных жителей этого края стала основной в его творчестве с того момента, когда он, выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, уроженец Брянской области, только начал работать над дипломным проектом. Отправившись в Донбасс в 2015 году, он внимательно вглядывался в особенности окружающей жизни и поврежденного войной быта, в лица простых рабочих, что вынужденно взялись за оружие, чтобы затем отразить увиденное, выдерживая баланс между чистым реализмом и едва заметными элементами символизма в деталях. Знакомясь с судьбами местных жителей, погружаясь в их истории или мимолетно соприкасаясь с ними, он проникался их горем, надеждой и волей к жизни. Художник сохранил в себе часть Донбасса, и ему неизменно хотелось донести все увиденное и прочувствованное до широкой российской общественности, которая многие годы находилась в параллельной реальности, игнорируя, а порой и иронизируя над человеческим страданием. Поэтому Алексей Крюков не оставил эту тему и возвращался на охваченные войной земли Новороссии снова и снова, чтобы продолжать создавать свою живописную летопись края.

Его выставки уже проходили в Севастополе, Владимире, Брянске, теперь очередь дошла до Москвы. Художник отмечает, что в первые годы творчества он сталкивался в России с непониманием – скрытым неприятием, а чаще с равнодушием публики. На фоне мирной жизни здесь люди не хотели погружаться в проблемы тех, кто по ту сторону границы назывался сепаратистами. «Я же воспринимал как личную трагедию как гибель сотен донецких детей под обстрелами, так и убийства командиров М. Толстых, А. Захарченко, А. Мозгового, А. Павлова, т. е. людей, стоявших у истоков “Русской весны”», – делится А.А. Крюков.

Как творческий человек, он испытывал рефлексию и эмпатию от увиденного и хотел донести это до аудитории. Кроме того, он утвердился в мысли, что Донбасс – это уже особый культурный пласт новейшей истории, требующий художественного отражения.

Одна из его известнейших работ «Безмолвие. Саур-Могила» запоминается своей атмосферой: несмотря на следы обстрелов и осколков на пилоне, с приходом сумерек и появлением первых звезд наступает безмятежность. Это чувство неожиданно ощутил художник, посещавший знаменитый монумент в вечернюю пору 2017 года, и сумел вложить в полотно. На другой картине запечатлен знакомый всем причастным к боевым действиям вид на места, где проходила линия Светлодарской дуги после ликвидации Дебальцевского котла.

В первую свою поездку в 2015 году А.А. Крюков оказался на окраине Дебальцево, в поселке Логвиново, где жил возле ополченцев. Наблюдение именно за этими людьми – не кадровыми военными, местными жителями, ввиду обстоятельств оказавшимися на фронте, произвело особое впечатление на живописца. В следующем году он побывал в составе гуманитарной миссии в Луганске, оказался на месте, где под обстрелом погибли российские журналисты Игорь Корнелюк и Антон Волошин, а в Каменке писал атамана казаков-ополченцев. В галерее представлены портреты известных комбатов и рядовых бойцов, многих из которых уже нет в живых. Картина «Детство, опаленное войной», написанная в 2016 году под впечатлением от посещения детского сада, регулярно попадавшего под обстрелы, теперь хранится в Донецком музее новейшей истории.

В 2017 году по приглашению Захара Прилепина, оценившего работы молодого художника, он оказался в Донецке. В последний раз снова с гуманитарной миссией Алексей побывал в Северодонецке, делая зарисовки, и не успел доехать до Изю­ма в сентябре 2022 года. Картина 2022, 2023 годов «Возвращение» имеет глубокий символизм. В обстановке частично разгромленной квартиры на первом плане видны голуби, обычно ассоциирующиеся с миром, лучи света проскальзывают по стене с иконой. Здесь постепенное возвращение к мирной жизни перекликается с возвращением в Русский мир. Момент появления конкретной бабушки в подъезде развивает тему в работе «Жизнь продолжается». А на пейзаже рядом с разрушенной часовней на подъезде к Северодонецку – настоящий снаряд «Града», торчащий из земли, контрастирует с блеском луж на асфальте: природа встречает техногенный фактор войны.

Перманентная доля грусти во всех сюжетах и портретах объяснима: это – вой­на, разрушения и страдания, смерть сопутствуют героям картин. В то же время практически везде присутствует теплый свет, делающий даже грусть светлой и явно излучающий надежду. Как признается сам автор, это естественно, ведь без надежды те люди не выжили бы. Вообще художнику не чужды лирические пейзажи, постоянно рождаются разные задумки, в том числе на исторические сюжеты, будь то Великая Отечественная война или эпоха Степана Разина, но тема Донбасса пока не отпускает, и Алексей Крюков несет эту миссию. «Пройдут годы, десятки лет, и об этих людях будут писать как о национальных героях. Хотя они и так уже национальные герои, но пока это не все хотят понимать и принимать», – отмечает автор.

Впрочем, Донбасс в другие времена тоже влечет его – например, образ казака Саура, с которым ассоциируют легенду о появлении знаменитого кургана. «Конечно же, мне хотелось бы, чтобы люди приходили на выставки, сопереживали трагедии через картины, в которых она заключена. Речь о том, чтобы осмыслить наше настоящее, понять, как живут люди Донбасса, потому что по сравнению с Москвой это иная реальность. Но и там они как-то справляются, пытаются наладить быт и живут надеждой. В то же время людям в мирных регионах, которые унывают из-за пустяков, я рекомендовал бы съездить туда и пообщаться с местными жителями, прошедшими через горнило войны: вы почувствуете воодушевление и прилив сил!» – поделился А. Крюков.

В июне планируется персональная выставка Алексея Крюкова в Музее современной истории России.

Филипп ЛЕБЕДЬ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Лебедь
Казус Великой Финляндии
Политические амбиции и несостоятельность панфинно-угризма
20.01.2024
Где казаки снова на государственной службе
Черноморское казачество делится практическим опытом и архивом
02.01.2024
Альтернативные версии событий 7 октября
Была ли сакральная жертва?
04.12.2023
Все статьи Филипп Лебедь
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11