Источник: Русский Вестник
С 17 по 29 апреля 2023 года в московской галерее Товарищества живописцев Московского союза художников проходила выставка живописи Алексея Крюкова «Донбасс – память сердца». Как следует из названия, тема судеб ополченцев и мирных жителей этого края стала основной в его творчестве с того момента, когда он, выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, уроженец Брянской области, только начал работать над дипломным проектом. Отправившись в Донбасс в 2015 году, он внимательно вглядывался в особенности окружающей жизни и поврежденного войной быта, в лица простых рабочих, что вынужденно взялись за оружие, чтобы затем отразить увиденное, выдерживая баланс между чистым реализмом и едва заметными элементами символизма в деталях. Знакомясь с судьбами местных жителей, погружаясь в их истории или мимолетно соприкасаясь с ними, он проникался их горем, надеждой и волей к жизни. Художник сохранил в себе часть Донбасса, и ему неизменно хотелось донести все увиденное и прочувствованное до широкой российской общественности, которая многие годы находилась в параллельной реальности, игнорируя, а порой и иронизируя над человеческим страданием. Поэтому Алексей Крюков не оставил эту тему и возвращался на охваченные войной земли Новороссии снова и снова, чтобы продолжать создавать свою живописную летопись края.
Его выставки уже проходили в Севастополе, Владимире, Брянске, теперь очередь дошла до Москвы. Художник отмечает, что в первые годы творчества он сталкивался в России с непониманием – скрытым неприятием, а чаще с равнодушием публики. На фоне мирной жизни здесь люди не хотели погружаться в проблемы тех, кто по ту сторону границы назывался сепаратистами. «Я же воспринимал как личную трагедию как гибель сотен донецких детей под обстрелами, так и убийства командиров М. Толстых, А. Захарченко, А. Мозгового, А. Павлова, т. е. людей, стоявших у истоков “Русской весны”», – делится А.А. Крюков.
Как творческий человек, он испытывал рефлексию и эмпатию от увиденного и хотел донести это до аудитории. Кроме того, он утвердился в мысли, что Донбасс – это уже особый культурный пласт новейшей истории, требующий художественного отражения.
Одна из его известнейших работ «Безмолвие. Саур-Могила» запоминается своей атмосферой: несмотря на следы обстрелов и осколков на пилоне, с приходом сумерек и появлением первых звезд наступает безмятежность. Это чувство неожиданно ощутил художник, посещавший знаменитый монумент в вечернюю пору 2017 года, и сумел вложить в полотно. На другой картине запечатлен знакомый всем причастным к боевым действиям вид на места, где проходила линия Светлодарской дуги после ликвидации Дебальцевского котла.
В первую свою поездку в 2015 году А.А. Крюков оказался на окраине Дебальцево, в поселке Логвиново, где жил возле ополченцев. Наблюдение именно за этими людьми – не кадровыми военными, местными жителями, ввиду обстоятельств оказавшимися на фронте, произвело особое впечатление на живописца. В следующем году он побывал в составе гуманитарной миссии в Луганске, оказался на месте, где под обстрелом погибли российские журналисты Игорь Корнелюк и Антон Волошин, а в Каменке писал атамана казаков-ополченцев. В галерее представлены портреты известных комбатов и рядовых бойцов, многих из которых уже нет в живых. Картина «Детство, опаленное войной», написанная в 2016 году под впечатлением от посещения детского сада, регулярно попадавшего под обстрелы, теперь хранится в Донецком музее новейшей истории.
В 2017 году по приглашению Захара Прилепина, оценившего работы молодого художника, он оказался в Донецке. В последний раз снова с гуманитарной миссией Алексей побывал в Северодонецке, делая зарисовки, и не успел доехать до Изюма в сентябре 2022 года. Картина 2022, 2023 годов «Возвращение» имеет глубокий символизм. В обстановке частично разгромленной квартиры на первом плане видны голуби, обычно ассоциирующиеся с миром, лучи света проскальзывают по стене с иконой. Здесь постепенное возвращение к мирной жизни перекликается с возвращением в Русский мир. Момент появления конкретной бабушки в подъезде развивает тему в работе «Жизнь продолжается». А на пейзаже рядом с разрушенной часовней на подъезде к Северодонецку – настоящий снаряд «Града», торчащий из земли, контрастирует с блеском луж на асфальте: природа встречает техногенный фактор войны.
Перманентная доля грусти во всех сюжетах и портретах объяснима: это – война, разрушения и страдания, смерть сопутствуют героям картин. В то же время практически везде присутствует теплый свет, делающий даже грусть светлой и явно излучающий надежду. Как признается сам автор, это естественно, ведь без надежды те люди не выжили бы. Вообще художнику не чужды лирические пейзажи, постоянно рождаются разные задумки, в том числе на исторические сюжеты, будь то Великая Отечественная война или эпоха Степана Разина, но тема Донбасса пока не отпускает, и Алексей Крюков несет эту миссию. «Пройдут годы, десятки лет, и об этих людях будут писать как о национальных героях. Хотя они и так уже национальные герои, но пока это не все хотят понимать и принимать», – отмечает автор.
Впрочем, Донбасс в другие времена тоже влечет его – например, образ казака Саура, с которым ассоциируют легенду о появлении знаменитого кургана. «Конечно же, мне хотелось бы, чтобы люди приходили на выставки, сопереживали трагедии через картины, в которых она заключена. Речь о том, чтобы осмыслить наше настоящее, понять, как живут люди Донбасса, потому что по сравнению с Москвой это иная реальность. Но и там они как-то справляются, пытаются наладить быт и живут надеждой. В то же время людям в мирных регионах, которые унывают из-за пустяков, я рекомендовал бы съездить туда и пообщаться с местными жителями, прошедшими через горнило войны: вы почувствуете воодушевление и прилив сил!» – поделился А. Крюков.
В июне планируется персональная выставка Алексея Крюкова в Музее современной истории России.
Филипп ЛЕБЕДЬ