Вступление Финляндии в НАТО показывает, что не существует никакой «мудрости малых стран». Это миф. В стратегических решениях малых стран нет ни мудрости, ни глупости, а есть лишь подчинение воле геополитических обстоятельств.
Так называемое «финское чудо» стало отдалённым следствием поражения Финляндии во Второй мировой войне. Сама Финляндия, разумеется, не планировала никакого у себя никакого финского чуда – там хотели, чтобы победил Гитлер, и видели себя в идеале северной периферией Третьего рейха, с Карелией и частью Ленинградской области в своём составе. Нейтральная Финляндия, превратившаяся во второй половине XX века в одну из передовых экономик планеты за счёт стратегического сотрудничества с СССР, стала таковой вынужденно. Финское чудо – это компромисс между США и СССР: не советская союзная республика, но и не страна НАТО. Сами финны лишь воспользовались плодами решения, которое приняли не они.
Соответственно, и конец финской модели предопределили не Хельсинки. Его предопределили поражение СССР в холодной войне и его распад (после чего сразу начался дрейф Суоми от нейтралитета) и стратегия «сдерживания» России, которая неминуемо должна была затронуть Финляндию. Финнам сказали вступать в НАТО – финны вступили. Хотя за этот год было много сигналов, что во власти и населении восторженного единодушия по этому поводу нет.
Те немногие, которым есть дело до Финляндии, в ближайшие годы смогут наблюдать увлекательный процесс её обратного превращения из Скандинавии в Прибалтику. С возведением в культ принесения в жертву собственных интересов и благополучия ради «принципиальной политики ценностей». Кстати, прибалтов можно поздравить. Они бежали из СССР в перестройку с мечтой догнать и обогнать Финляндию. Тренд на деградацию Суоми из-за океана задан такой, что теперь их мечта, может, и сбудется.