Источник изображения: ria.ru
Приближение энергетического коллапса в Европе вызвало всплеск интереса к выступлению президента России Владимира Путина в рамках Российской энергетической недели. Путин популярно объяснил европейцам, какой должна быть энергетика, чтобы это не вызывало кризисов, подобных нынешнему, и путинская концепция противоречит всей энергетической политике ЕС последних десятилетий.
«Напомню, что пока на ведущих позициях была атомная и газовая генерация, подобных кризисов не было. Неоткуда было им взяться. Добавлю, что в России такие проблемы сегодня, слава Богу, просто невозможно даже представить. Долгосрочный подход к развитию ТЭК позволяет нам обеспечить цены на электроэнергию для населения и предприятий на самом низком уровне в Европе. Средняя цена электроэнергии в России в пересчете на евро составляет около 20 евро за МВт/ч. В Литве — 256 евро, в Германии и Франции — 300, в Великобритании — 320», — заявил Владимир Путин, выступая на международном форуме «Российская энергетическая неделя».
Европейские СМИ разобрали это выступление на цитаты. Критическая ситуация в энергетике там уже очевидна всем, при этом свои, европейские политики и чиновники не могут внятно объяснить ни причин кризиса, ни того, как из него выбираться.
Путин в этом смысле дал альтернативу.
Он предложил альтернативную энергетическую политику, суть которой — в обеспечении стабильного и бесперебойного энергоснабжения. То есть в том, что минимум последние 15 лет уничтожала Европа, за что и получила сегодня энергетический кризис.
Этой зимой перспектива замерзнуть грозит европейцам во многом из-за русофобии.
Потому что именно русофобией порождены самые крупные энергетические решения Евросоюза последних десятилетий, вдохновленные Соединенные Штатами и продвинутые странами Восточной Европы.
Речь о Третьем энергопакете ЕС, строительстве СПГ-терминалов и в целом тематике «энергетической независимости от России». Суть этой «великой кампании» была в том, чтобы потеснить, а лучше и вовсе вытеснить Россию с энергетического рынка Европы.
Ради этого случились либерализация рынков газа и электроэнергии, отказ от долгосрочных контрактов с «Газпромом», переход к энергетической бирже и альтернативной энергетике. Причем как «зеленой», так и самой что ни на есть экологически вредной.
Те же люди, что сейчас «топят» за «зеленую сделку», восемь лет назад агитировали за добычу в Европе сланцевого газа методом гидроразрыва пласта. И никакого противоречия для них нет.
Потому что знаменатель у их активности общий: нажиться на проектах передела энергорынка Европы не в пользу России.
Самое масштабное и самое надежное обоснование у этой деятельности было геостратегическое. Единый энергетический рынок Европы, объединяющий ЕС и Россию, нарушает принцип «трансатлантической солидарности» и уменьшает присутствие США в Старом Свете. Поэтому от российской энергетики надо отказываться и переходить на иные энергоносители.
И в первую очередь — на американский сжиженный газ. Вместо «длинных» контрактов с «Газпромом» покупать отдельно каждую партию СПГ, и это, мол, собьет среднюю цену на рынке.
Тем же в конечном счете была вызвана борьба против обеих ниток «Северного потока» и других новых газопроводов России. «Солидарность с Украиной» — это прикрытие для самых наивных.
Путин в том же выступлении на «Российской энергетической неделе» очень просто объяснил политику Москвы. «Газпром» может увеличить прокачку газа через ГТС Украины, но подобное попросту опасно, потому что эта газотранспортная система не ремонтировалась десятилетиями. Труба от усиления давления банально лопнет, и «Европа совсем лишится этого маршрута».
В этом и состоит цель борцов против новых газопроводов и за сохранение монополии Украины на транзит российского газа. Дождаться, пока транзитная труба после многих десятилетий эксплуатации без ремонта лопнет, и у Европы не останется выбора, кроме как переходить на американский СПГ и иные энергоносители нероссийского происхождения.
Наконец, есть еще один сюжет. Атомная энергетика. От нее в Восточной Европе тоже избавлялись под антисоветскими и антироссийскими лозунгами. «Наследие оккупации», «угроза второго Чернобыля», «нет агентам Кремля в энергетике» — суть всего этого шума была в том, чтобы выгнать из Европы не только «Газпром», но и «Росатом».
Сделать еще меньше России в Европе.
Сегодня вся эта политика тотально дискредитирована объективной реальностью на энергетическом рынке.
И европейский подход к энергетике под неумолимым давлением реальности начинает меняться в том направлении, о котором говорит Путин.
Венгрия подписала долгосрочный контракт с «Газпромом», который обеспечил ей газ по цене в несколько раз ниже, чем на бирже. Этот газ будет поставляться Венгрии в обход Украины, чтобы он гарантированно не испарился из прохудившейся трубы, не был разворован и не взорвался в дороге.
«Истории успеха» СПГ-терминалов в сегодняшней Европе больше никто не рассказывает. «Зеленая энергетика» тоже вышла из моды. Все мысли о том, как сбить цену на трубопроводный газ, который и без того самый дешевый. Про стоимость энергетических альтернатив даже не говорят.
Вернулись в строй виды энергии, ранее спесиво сброшенные с «корабля современности» как энергетические пережитки. Германия с энтузиазмом пытается перекупить у Китая уголь, причем российский. В Эстонии возрождается уже неоднократно похороненная энергетика горючих сланцев.
Наконец, и атомная энергетика разом перестала считаться экологически вредной.
Ядерное топливо теперь, наоборот, рекламируется европейцам как самое экологически чистое.
Если, конечно, оно не взрывается.
Собственные атомные программы разрабатывают сейчас и Польша, и Эстония. Внедрять передовую энергетику им, само собой, будут не русские, а американцы, но важен принцип. Чернобыль и Фукусиму больше всуе не поминают, «Росатом» не считается исчадием зла только за то, что строит по всему миру АЭС.
Литва на этом празднике мирного атома стоит в сторонке и горько плачет. Литовская ситуация — идеальный тип того энергетического тупика, в который попала Европа.
Вильнюс разменял на имиджевые фантики то, что сегодня признано по-настоящему ценным: стабильные гарантированные поставки энергии по фиксированной цене, собственные источники дешевой энергии. Все это у Литвы было в виде Игналинской АЭС, а теперь вместо этого биотопливо, «ветряки», СПГ-терминал, запредельные цены на отопление, останавливающиеся заводы и ветер в головах литовских политиков с планами выйти из энергокольца БРЭЛЛ.
В будущем Европа сможет развивать свою энергетику только по тому пути, на который указал Путин.
К этому ее подталкивает не российский президент, а реальность. Можно от реальности отказаться: запретить «Северный поток», санкциями принудить Россию увеличить поставки по ГТС Украины, ввести новые санкции за то, что ГТС лопнула, и отказаться от любой иной энергетики, кроме солнечных батарей. Реальность все равно настигнет и отплатит голодом и холодом тем, кто решил с ней бороться.
Что и происходит сейчас.
1. Газовый трубопровод ДЕШЕВЛЕ И НАДЕЖНЕ кабеля!