Источник: блог автора
Сергей Дебижев для меня прежде всего эстет, вроде Соррентино. Так что теперь есть российский «Молодой Папа» - «Святой архипелаг» Дебижева.
На 1.16.40 соловецкий монах говорит о России как Ноевом ковчеге, куда не придёт антихрист, я это лет 20 назад у Вознесенской прочитала в Приключениях с макаронами. Но у неё там ключевой момент, что в России Царь! Настоящий, а не симулякр, то есть она тогда вот так по-неофитски написала, что всё стало как было: верующий народ, православный царь.
https://monastery.ru/obshchestvo/svyatoy-arkhipelag-i..
По ссылке много отзывов, в целом согласна с ними, СЛОН показан абстрактно, а не через конкретные судьбы - лица - лики.
А так, безусловно, красиво, просто сказочно снято, не хуже, чем Ватикан у Соррентино.
Но «Ласточки Христовы» лучше. Там были живые люди, а не одно эстетство. Ну вот именно в связи с Соловками «красота спасёт мир» у меня не проходит.
Был такой соловецкий монах, не простой, а целый келарь, Феофан, убежал из монастыря в пустынь и сначала там лишился зубов, а потом и волос, и сгорбился, били-волочили его не то бесы, не то разбойники прямо как прп. Серафима. А всё потому, что он был за единоверие и двуперстие равночестным троеперстию почитал. Прославлен в лике преподобных, но видом и судьбой исповедника-новомученика предвосхищал. Не говорю уже о них самих.
Да и что за фильм о Соловках без осады и разорения монастыря в раскол. Уж за полтора часа можно было минуту найти. В общем, мне такой православный гламур в качестве приглашения посетить нравится, но даже как полноценная видео экскурсия - уже нет, плоско, реальной истории нет.
Не следила за творчеством Дебижева, хотя до сих пор храню «Два капитана 2» на видеокассете, тогда фильм забавным казался, лет 30 не пересматривала. Там молодой Гребенщиков, тут остепенившийся Бутусов.
Они-то с Дебижевым профи, оператор прекрасный, но ... плоско, несмотря на все спецэффекты. Глубина же не камерой берется, а духом. Вспомнила Бунина:
Солнце полночное, тени лиловые
В желтых ухабах тяжелых зыбей.
Солнце не греет — на лица суровые
Падает светом холодных лучей.
Кренит размеренно палубу темную —
Валок тяжелый и грязный баркас.
С мукою слушаешь чайку бездомную
В этот полуночный солнечный час.
Скрылись кресты Соловецкой обители.
Пусто — до полюса. В блеске морском
Легкою мглой убегают святители —
Три мужичка-старичка босиком.
Не знаю, у меня всякий раз мурашки на последнем четверостишии. Пусто до полюса! Вот надо же так сказать! Литературная история этого стихотворения (притчи про мужичков) длинная, по ссылке https://proza.ru/diary/natalia62/2016-02-26
Но даже если не знать её - всё равно Бунин пробирает, а Дебижев нет. Это у меня очередной выплеск двойной морали, когда Соррентино красиво про Ватикан и Папу снимает, мне нравится, но «только этого мало», вот в чём запрос.
Отдельно порадовалась за Георгия Кожакаря, мы ещё в 95-м снимали на Соловках его и его кресты. Вся остальная братия с тех пор поменялась, у них там большая текучка (как и везде)