"Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды" . И. А. Ильин
Центр защиты материнства «Покров» вошёл в число победителей первого конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2023 году. Проект «Семья и Отечество» предполагает проведение лекций на тему: «Россия - священная наша держава» со старшеклассниками (8-11 классы) и студентами в г.Тюмени и Тюменской области.
Наши вопросы к руководителю проекта, к.с.н., заместителю председателя Центра защиты материнства «Покров» К. А. Шестакову.
Космополитизм тесно связан с атомизацией общества.
Константин Александрович, расскажите, как будет организована работа по реализации данного проекта? На какой период времени он рассчитан? Кто, помимо вас, будет в нём еще участвовать?
– У нас уже есть предварительная договоренность с департаментом образования и науки Тюменской области по вопросу проведения лекций для школьников и студентов в рамках проекта. Работа сейчас ведется с конкретными учебными заведениями, составляется график, в соответствии с которым мы будем читать лекции в школах и колледжах Тюмени, Ишима, Тобольска, в сельских районах юга Тюменской области. Помимо меня, в проекте будут участвовать ещё ряд лекторов «Покрова». Условия гранта подразумевают не только взаимозаменяемость уже заявленных лекторов, есть также возможность привлекать новых специалистов в рамках проекта. Поэтому те люди, которые имеют достаточную квалификацию, которые готовы и способны читать эти сложные лекции, будут участвовать в нашей работе. Всего мы планируем провести 100 лекций за период с февраля 2023 года по май 2024 года.
Какую главную задачу вы ставите при реализации проекта «Семья и Отечество»?
– Главная задача – это повышение гражданской ответственности, формирование осознанного патриотизма и национального самосознания в подростково-юношеской и молодежной среде. Всё это, к сожалению, у подрастающего поколения или полностью отсутствует, или присутствует в самой начальной форме. Нет осознанной гражданской позиции и ответственности, системного взгляда на историю Российского государства и, как следствие, непонимание целей специальной военной операции России на Украине, протестные настроения, стремление в будущем уехать из России. Надо исправлять эту ситуацию.
В чем вы видите причину этого явления?
– Причины мы видим в утрате молодёжью традиционной нравственности и культуры, частью которой является патриотизм и преданность Отчизне. Об этом, например, говорит кризис института семьи, высочайшие показатели абортов, разводов в современной России. Это обусловлено прежде всего тем, что в информационном пространстве отсутствуют социокультурные фильтры. Подростки, молодые люди ориентируются в основном на глобальные СМИ, которые контролируются не российскими органами власти, а международными, глобальными структурами, не заинтересованными в формировании национального самосознания, патриотизма, гражданской позиции и ответственности у подрастающего поколения в России.
Именно под влиянием транснациональных средств массовой информации – прежде всего, социальных сетей, Ютуб-канала, а также современной музыкальной культуры и субкультур, у большинства подростков и молодых людей сформировалось космополитическое мировоззрение. Многие представители подрастающего поколения считают себя гражданами мира. Это подразумевает то, что интересы граждан России и русских людей для них не более значимы, чем интересы жителя Бразилии или Японии. И на первый взгляд может показаться, что это нормально. Но проблема в том, что такое мировоззрение навязывают именно нам, русским людям, гражданам России прежде всего для того, чтобы мы как государствообразующий народ, живущий на 1/8 части суши и обладающий наибольшими в мире природными богатствами не отстаивали свои национальные интересы. Те же жители Бразилии, Японии, США или Саудовской Аравии так не считают (не считают свои национальные ресурсы достоянием всего мира), и все, по сути, готовы ущемить наши интересы, ради своих государственных, национальных и личных. Нам пытаются привить мировоззрение, которое отобьёт даже желание защищать наши ресурсы и суверенитет. Навязывают мысль о том, что мы должны, как в старой песне поётся: «я хату оставил, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». Всё это доходит до таких абсурдных вещей, как представление о том, что богатства Сибири должны принадлежать всему миру. Россия должна поделиться и территориями, и своими природными ресурсами – это, мол, несправедливо одной стране обладать таким большим богатством, это непропорциональное распределение ресурсов. И многие из молодых людей в этот абсурд начинают верить. Но наши интересы, кроме нас, никто отстаивать не будет. Русских никто не защитит, кроме нас самих. Никто из американцев не считает несправедливым то, что большая часть мировых ресурсов монетарного золота находится в США. Никто не говорит о том, что нужно поделиться золотом со всеми народами и странами. Хотя бы уже поэтому мы должны быть патриотами.
На примере событий на Украине мы видим, к чему ведут такие настроения. В 1991 году русский мир фактически был разделен на несколько частей. Самая крупная часть, отторгнутая от единого целого – Украина – сначала незаметно, постепенно, но последовательно натравливалась на основную часть русского народа – Россию. С 2014 года эти процессы стали происходить настолько масштабно и открыто, что их уже нельзя было игнорировать. А как на это смотрит типичный юный обыватель? – «Сидите спокойно, в Тюмень же ещё не пришли нацисты, или в Москву не пришли, подумаешь, Белгород обстреливают, нам какая разница, мы же граждане мира». Именно такие представления навязывают нашей молодёжи.
Дело в том, что позиционирование себя гражданином мира тесно связано с атомизацией общества. Если ты не ассоциируешь себя со своей семьёй, со своим родным городом, деревней и, соответственно, со своим народом и государством, то у тебя нет никакой внутренней связи с ними, и в этом смысле нет близких, родных, друзей, ты как бы сам по себе – гражданин мира. И вроде бы всё в мире должны быть друзьями и родными, но это не так. На самом деле ты оказываешься один. А поодиночке люди не способны отстаивать даже свои личные интересы, не говоря уже о национальных и государственных. То есть космополитизм очень тесно связан с атомизацией общества. В этих условиях необходим серьёзный, открытый и честный разговор с нашей целевой аудиторией на поставленные темы, что и является содержанием нашего проекта.
Россия – хранительница духовно-нравственных ценностей
Поделитесь, какие наиболее важные вопросы будут освещаться в ходе лекции на тему «Россия – священная наша держава»?
– Конечно, прежде всего, что такое Россия, какова миссия нашей страны, почему мы должны ценить и гордиться тем, что мы живем в России, что такое патриотизм. Будут освещены основные вехи нашей истории, показана роль семьи в обществе и государстве, как тесно связаны семья и патриотизм. Ну и, конечно, будут рассмотрены вопросы, связанные с проведением СВО на Украине.
Духовная миссия России быть хранительницей традиционных духовно-нравственных ценностей, транслировать их миру, иначе человечество погибнет. Сейчас в мире эти ценности размываются, забываются и даже сознательно уничтожаются – это факт. С какими целями – это особый разговор. Семья заменяется промискуитетом и извращениями, патриотизм – космополитизмом, государство – глобализмом. Россия все-таки, несмотря на все наши проблемы, хранит основы духовно-нравственных ценностей. С одной стороны, именно это вызывает агрессию по отношению к нам на уровне глобальных институтов. С другой стороны, полмира простых людей смотрит на нас с надеждой. Уже сегодня многие люди, разделяющие нравственные приоритеты русской культуры, приезжают в нашу страну. Сейчас только начинается разворот к традиционным ценностям. Если он будет последовательным, то мы получим действительно не утечку умов, а приток лучших людей со всего мира – консерваторов, традиционалистов, которым становится действительно тесно и жутко жить в глобальном мире, где высмеиваются и упраздняются традиционные ценности. Потому что на Россию возложена миссия изменить положение дел в мире, как об этом писал Ф.М. Достоевский. Он знал, что в России решаются судьбы мира, что русские — необыкновенное явление в истории всего человечества и что «миру готовится великое обновление через русскую мысль». Об этом писали и другие выдающиеся мыслители.
Известно, что формирование национального самосознания и, соответственно, патриотизма, – процесс длительный и начинается в семье, в раннем детстве. Но проблема в том, что семья сейчас переживает глубокий кризис. Как в этих обстоятельствах можно рассчитывать на положительный результат работы с молодёжью, когда уже не менее 2-х поколений далеко не свободны от ложных мировоззренческих установок, которые находят свое выражение, в том числе, в стремлении к гедонистическому образу жизни и легкомысленному отношению к семье. На мой взгляд, старшеклассники, студенты не подготовлены к восприятию такой темы, как патриотизм.
– Да, это всё так. Но гедонизм, космополитизм, потребительство – это всё наносное. В глубине души наши дети и патриотичны, и целомудренны, и альтруистичны, способны на подвиг. Во время общения с ними надо обращаться к архетипу, оживлять и выводить на поверхность эти лучшие стороны человеческой души, и тогда будет отклик. Я это видел не раз на своих лекциях, как меняются взгляды юношей и девушек, какие они задают вопросы. Конечно, это может показаться поверхностным впечатлением. Но обратная связь, которую я получаю за 18 лет работы, говорит о том, что очень много хорошего сокрыто в наших детях. Они просто бояться раскрыться. Они покрываются скорлупой цинизма, а под этой скорлупой чистые, любящие души, способные на поступок, на подвиг.
Какой вы рассчитываете услышать отклик от аудитории?
– Мы рассчитываем на то, что будет много вопросов, даже споров, противоречивых высказываний, разногласий. Лекции, конечно, будут сложными. Но я уверен в том, что услышав те слова, которые прозвучат в аудитории, дети о многом задумаются и сделают соответствующие выводы. Не все, не каждый, но значительная доля слушателей обязательно отреагирует. Может быть, не сразу. Может быть, люди будут складывать услышанные на лекции слова в своём сердце, и они будут осмысленны через определённое время, когда ребята столкнуться с реальным жизненным выбором, например, когда кому-то из них, может, через несколько лет придёт повестка из военкомата.
Константин Александрович, огромное спасибо Вам за это содержательное интервью. Хочется надеяться, что лекционо-просветительская деятельность «Покрова» окажет заметное влияние на сознание юных слушателей и принесёт положительные результаты в деле патриотического воспитания молодежи. Во славу Отечества!
Татьяна Николаева