Фото / Георгий Зотов / АиФ
Я живу в новеньком (и самое важное — недорогом) отеле Аддис-Абебы, в моём номере быстрый Wi-Fi, горячая вода, электричество. Обычное дело? Не совсем. Раньше в нищей Эфиопии такое было не везде. Я прилетел из Москвы, прямым рейсом за вменяемые деньги. По городу перемещаюсь, вызвав такси по приложению. В отелях, магазинах, ресторанах принимают банковские карты (к сожалению, не российские). Между районами запущен скоростной трамвай, билет стоит всего 4 эфиопских бырра (2 рубля 80 копеек — Авт.). Ещё недавно страна считалась одной из беднейших в Африке, где люди сотнями тысяч умирали от голода: всего 10 лет назад (я это видел лично) бездомные, сидя в пыли, вымаливали кусок хлеба. Теперь Эфиопия — один из экономических «тигров» Африки, она развивается очень быстро — её ВВП за последние годы вырос в 10 (!) раз.
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Я захожу в магазин, продающий кофе. Запах фантастический. Килограмм лучших молотых зёрен сорта «арабика» (мелют при мне) стоит... 420 рублей. В России за кофе такого качества попросят минимум 3 000. Свежие розы на улице (Эфиопия на втором месте в Африке по производству цветов после Кении) и фрукты на лотках — копейки. Тем не менее торговля между нашими странами в убогом состоянии — Эфиопия ежегодно покупает российских товаров на $194 миллиона, а мы эфиопской продукции — на $30 миллионов. И почему так происходит? Нашим людям что, дешёвый кофе, цветы и копеечные фрукты не нужны?
«Вы переплачиваете за всё»
— Тут вообще получается смешно, — говорит бизнесмен Гетачи Гебриес, в 1984-1990 гг. учившийся в СССР и долгие годы живший в Москве. — Я точно знаю — вы дарите своим женщинам эфиопские цветы, но только втридорога... точнее, в пятнадцать раз дороже. Розы русские торговцы закупают оптом в Нидерландах — но это те же самые наши розы, выращенные в Эфиопии! Почему бы не брать их напрямую? Однако нет, ваш бизнес предпочитает продираться через кучу посредников. Наш цветок в самые праздники, как у вас 8 марта, в Аддис-Абебе стоит 12 рублей, а в Москве его уже за 200 рублей продают! В чём смысл такой торговли, объясните мне? Да и насчёт одежды то же самое. Здесь много текстильных фабрик, дешёвый труд, американцы заказы на одежду размещают на сотни миллионов долларов. У вас стонут, что Запад вам больше джинсы, рубашки не продаёт. Так они же не сами их делают, мы им шьём! Отчего не покупать такую же одежду в Эфиопии? Вы меня извините, но ваш бизнес ничего не хочет, кроме денег с неба.
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Поспорить тут сложно. Китай завалил Эфиопию низкопробным барахлом, «секонд-хендом» — всюду в магазинах и на рынках вещи с торчащими нитками, игрушки, убогие самокаты и старые автобусы, отъездившие лет тридцать по дорогам Шанхая и Пекина. Взамен китайцы вывозят золото, железную руду, лес, драгоценные камни. Американцы продают эфиопам товаров на $1 миллиард, а покупают на $600 миллионов: кофе, считающийся одним из лучших в мире, чай (его отдают почти даром), специи, фрукты и изделия из кожи — ремни, куртки, пальто. У нас же кофе без конца дорожает — похоже, скоро вообще перейдёт в категорию питания для миллионеров, цветы на 8 марта стоят, как космический корабль, к фруктам по ценам не подступишься. А ведь в Эфиопии килограмм манго умоляют взять за 34 (!) рубля. Тем не менее наш бизнес Африки боится. Зато вот американцы и китайцы не боятся, поэтому и зарабатывают, пока наши мнутся.
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
«Надо шевелиться и не бояться»
— Как сказано у Карла Маркса, нет преступлений, на которые не пошёл бы капитал ради прибыли в 300%! — смеётся посол России в Эфиопии Евгений Терехин. — Я же скажу — нет такой страны, куда бы не полез российский бизнес, если ему там пообещать прибыль в 600: и желательно сразу! Увы, эти времена прошли. Кофе эфиопский отличного качества, но поэтому он и дороже. Часто посредники его берут, чтобы «бодяжить» бразильский или колумбийский кофе: где-то 10-15% эфиопских зёрен на пачку. Очевидно, что можно бы было привозить в Россию больше кофе из Эфиопии, и это не делается. Эфиопские розы, продающиеся в РФ, идут к нам через цветочную биржу в Антверпене, что значительно увеличивает их цену. Говорят, что это правила «цветочной мафии».
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Были люди, пытавшиеся организовать прямые поставки из Африки, но им мягко сказали — «Ребята, вот не надо». К тому же российскому рынку нужны розы длиной 70 сантиметров, а у эфиопов они вроде меньше. Однако шанс увеличить торговлю есть. Надо просто шевелиться и не бояться, решительнее работать! А то приедут наши бизнесмены, покрутятся, изобразят бег на месте и летят назад. И другое хочу сказать. Китайцы успешны в Африке, потому что пользуются значительной поддержкой своего государства. И не только они! В Эфиопию сейчас турки, арабы, и даже бангладешцы приходят торговать, зарабатывают отличные деньги. А у нас что?
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Пофигизм и необязательность
Конечно, работать с Африкой ой как непросто. Это я уже по себе прекрасно знаю — тут народ не особенно обязательный. Встречу назначат на завтра — далеко не факт, что она состоится. Интервью любят переносить. Я должен был пообщаться с эфиопским миллионером, владельцем крупнейшей сети турагенств. Человек бил себя в грудь, что утром заедет за мной в отель. Зная африканские нравы, я отнёсся к обещанию флегматично и договорился о репортаже на китайском рынке в Аддис-Абебе. Так оно и вышло — миллионер позвонил, сказал, что заболел и приехать не может. Африка специфична, люди там особые, дабы вести дела, надо хорошо знать местные обычаи. Да и обмануть белого человека у африканцев святое дело: нечто типа национального спорта. Но у нас самих не западный стиль поведения, и южный менталитет для жителей России не в новинку. Да и в конце-то концов — ведь американцы и китайцы при всех сложностях умудряются зарабатывать на Эфиопии миллиарды долларов. А мы что, не сможем?
— В России я часто слышал мнения, что Эфиопия бедная — и чего с ней торговать? — разводит руками драматург Айялне Мулату, получивший образование в Москве. — Дескать, они не смогут платить за товары, а будут только кредиты клянчить. Да покажите мне хоть один кредит, что Россия выдала Эфиопии за 30 лет! Все расчёты ведутся в долларах. Русские бизнесмены не видят возможностей африканского рынка, и это огромная ошибка.
«Для России Африка могла бы стать новым каналом продажи нефти и газа, — считает бизнесмен Йоханныс Абраха. — Вы торгуете с Индией и Китаем, но забыли про ваших старых друзей. Бензин на эфиопских АЗС стоит $1,15 за литр (80 рублей — Авт.) и субсидируется правительством, так бы цена была ещё выше. Нам необходимы энергоресурсы, наша экономика растёт, в стране живёт 120 миллионов покупателей. Странно, что Россия не обращает на нас внимание. Возможно, не сразу всё пройдёт гладко, но вам нужно заходить сюда уже сейчас». Я вспоминаю, что давно публиковал статьи о популярности в Китае российских продуктов и удивлялся, что наш бизнес по этому поводу не чешется. Теперь он распробовал китайские супермаркеты — и мы ежегодно продаём еды в КНР на 4 (!) миллиарда долларов. Не нужно пугаться новых рынков — следует думать о том, как дать гражданам России отличный кофе, свежие цветы и сочные фрукты за вменяемую цену, не ввозя их из Европы и не платя перекупщикам. Тогда всё и получится.