Фото: REUTERS/Marko Djurica
Швеции не следует ожидать, что Турция поддержит её заявку на членство в НАТО, заявил 23 января президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган после антиисламских протестов в Стокгольме в минувшие выходные. А так как Финляндия после заявления турецкого президента объявила об отказе вступать в НАТО в одиночку, план США перекроить карту Европы в антироссийском ключе снова в тупике.
Washington Post признаёт, что «одна из крупных внешнеполитических побед Байдена в опасности». Когда президент США принимал лидеров Финляндии и Швеции в Белом доме, он с триумфом говорил об их решении вступить в НАТО. Обещал, что это станет последним ударом по попыткам президента Путина подорвать альянс. Объяснял, что от этого может зависеть, получит ли НАТО ещё 800 миль общей границы с Россией. Надеялся на быструю ратификацию их членства. Это было больше полугода назад, но на пути Америки оказалась Турция.
Последние годы были отмечены серией кризисов в американо-турецких отношениях. К началу 2023 г. по многим вопросам интересы обеих стран не совпадают, а президент Эрдоган остается источником раздражения для американской администрации. Взаимодействовать трудно, но без союзных отношений с Анкарой Америке не обойтись.
«Отвоевать» Турцию было бы большой победой для Байдена. Демократические и республиканские законодатели в равной степени поддерживали жёсткую позицию администрации, настаивали на санкциях и призывали убрать Эрдогана посредством избирательного процесса. Конгресс США стал рассматривать Турцию как стратегическую угрозу.
В отличие от Трампа Байден не испытывает симпатий к Эрдогану. Вступив в должность, Байден не звонил ему в течение трёх месяцев и впервые связался с Эрдоганом лишь для того, чтобы сообщить, что он собирается признать геноцид армян. И он это сделал, несмотря на то что в чрезвычайно чувствительном для Турции вопросе президенты США избегали таких резких шагов на протяжении столетия.
В течение года после этого контакты между Анкарой и Вашингтоном были сведены к минимуму. О членстве Турции в НАТО вспомнили после начала войны на Украине, когда Анкара заняла по отношению к Москве самую сдержанную позицию среди всех стран НАТО: не стала вводить санкции, сохранила авиасообщение, продолжила сотрудничество по многим вопросам.
Первая встреча Байдена и Эрдогана в качестве глав государств состоялась 14 июня 2022 г. в Брюсселе в кулуарах саммита НАТО. Разногласия сохранялись по многим вопросам, но в сложившейся ситуации идти на изоляцию Анкары было не в интересах Вашингтона. Байден попытался уменьшить риски ещё большего отхода Эрдогана от позиции США и НАТО по Украине.
После этой встречи, в октябре 2021 г., Турция запросила у США закупку 40 истребителей F-16. За выбор российского С-400 вместо зенитно-ракетного комплекса Patriot турецкая компания Raytheon была исключена из консорциума F-35, а обучение ее пилотов полетам на этих истребителях на военных базах США было приостановлено. Турция планировала купить 100 F-35A, что сделало бы её одним из крупнейших операторов самого современного американского истребителя.
Неожиданный запрос Анкары на покупку самолетов F-16 в США выглядел рациональным решением, хотя были подозрения, что это гамбит, чтобы, в случае если Вашингтон откажет, подготовить почву для переговоров с Россией о закупках истребителей Су-35. Эрдоган, однако, обещал не расширять закупки оружия в России, а Байден согласился на возобновление военного сотрудничества и заявил: «Мы должны продать F-16 Турции. Не продавать их не в наших интересах».
Несмотря на это, процесс одобрения сделки по F-16 в конгрессе не завершён до сих пор. Хотя Байден говорил, что продажа F-16 не будет «услугой за услугу» для одобрения Турцией членства в НАТО Швеции и Финляндии, в сенате относятся к этой сделке именно так. И расширение НАТО не единственное препятствие, с которым сталкивается запрос Турции в конгрессе. На Капитолийском холме резкой критике подвергаются автократический стиль правления Эрдогана, его отношения с Москвой, автономная позиция Анкары по Украине. Однако в Белом доме определённые ожидания возлагаются на диалог на основе нового американо-турецкого стратегического механизма, о котором было объявлено в апреле 2022 года.
Среди экспертов принято говорить о «стратегическом механизме» как о структурированной платформе, на которой можно обсуждать все вопросы с упором на продвижение двустороннего сотрудничества. Идея не новая. При Трампе оба правительства создавали рабочие группы для решения споров по консульским вопросам, политике в отношении Сирии, покупке Турцией российских ЗРК С-400, хотя эти усилия не принесли результатов и были быстро забыты.
18 января стороны провели в Вашингтоне первую министерскую встречу в рамках стратегического механизма. Министр иностранных дел Чавушоглу не стал выделять Украину в главную тему и назвал переговоры об экономическом сотрудничестве приоритетными. А его коллега Блинкен, наоборот, акцент делал на украинской тематике.
В Белом доме не скрывают ожидания президентских и парламентских выборов в Турции в мае 2023 года, по результатам которых президентство Эрдогана может закончиться. Байден обещал поддержать оппозицию. Поводом для этого в Вашингтоне часто называют «пророссийскую» позицию Турции в отношении войны на Украине, но это не так.
С 2014 г. Турция заявляет о поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины своей политикой непризнания вхождения Крыма в состав РФ. Анкара принимала участие в Крымской платформе с момента её создания. Ещё до начала боевых действий турки начал поставки на Украину беспилотников Bayraktar и бронированных машин Kirpi. Недавно в Турции завершена постройка первого украинского корвета класса «Ада».
Через три дня после начала СВО Турция объявила её «войной». Сославшись на соответствующие статьи Конвенции Монтрё, в частности на статью 19, запрещающую проход военных кораблей воюющих сторон через проливы, Анкара лишила Россию возможности усиления корабельного состава Черноморского флота. Правда, введя ограничения на полеты российских военных самолётов над своим воздушным пространством, Турция оставила своё гражданское воздушное сообщение открытым для России. Что касается санкций, то Турция могла не присоединиться к ним на основе своего давнего принципиального подхода реализации только санкций, введённых ООН, а не односторонних.
Такой сбалансированный в целом подход дал Эрдогану некоторые ощутимые результаты, такие как сделка по зерну и соглашение об обмене военнопленными. При этом говорить о влиянии Турции на Киев нет оснований, это остаётся монополией Белого дома. Другое дело, что Эрдоган не следует безропотно подобно Евросоюзу и другим странам-членам НАТО в фарватере украинской политики Вашингтона.
Чем он руководствуется? Во-первых, заинтересованностью Турции в экономическом, оборонном и энергетическом сотрудничестве с Россией. Во-вторых, антизападными и антиамериканскими настроениями в турецком обществе. В-третьих, НАТО никогда не помогала Турции бороться с острой для неё проблемой терроризма и не в состоянии убрать военную напряжённость в отношениях с Грецией. Так что у Эрдогана есть все шансы продолжить президентство и после выборов.