Нынешнее экономическое мироустройство было создано в 1944 году в Бреттон-Вудсе. Доллар США заменил фунт стерлингов в качестве мировой резервной валюты и по первому требованию конвертировался в золото по фиксированному курсу 35 долл. за унцию. Многие страны мира доверили Федеральному резервному банку хранение своих золотых запасов под гарантии надёжности и рыночную ликвидность.
Доверие к США и доллару с годами только крепчало, до тех пор, пока президент Франции де Голль не заподозрил, что для оплаты вьетнамской авантюры Соединенные Штаты печатают больше «зелёных», чем могут обеспечить золотыми резервами. В 1971 году французы выдвинули требование вернуть своё золото и отправили в Нью-Йорк военный корабль ввиду ценности груза.
После выдачи французских резервов президент Никсон отменил золотой стандарт, узаконив неограниченную эмиссию доллара на потребу военной машины. Заодно он освободил США и от обязательства возврата золота владельцам по их первому требованию.
В 1974 году Соединенные Штаты предлагают Саудовской Аравии военное партнёрство и вооружения в обмен на продажу нефти исключительно за американские доллары. Так появился нефтедоллар, открывший новую эру войн за ресурсы.
Свидетельства вытеснения доллара
События современности ещё более интересны и динамичны, чем история, и они неотвратимо ведут к подрыву позиций доллара в качестве мировой резервной валюты. Образно говоря, зелёного тельца откармливают к закланию. Его заменят золотой и цифровой.
Ещё в 2017 году газеты писали о требованиях Дойче Банка вернуть своё физическое золото в течение нескольких лет.
Вслед за этим Центральные Банки Австрии, Венгрии, Турции, Чехии и Польши также начали потихоньку репатриировать своё золото и закупать дополнительное. Только в 2018 году эти банки купили больше, чем за последние 60 лет, вместе взятые, а в следующем году они удвоили и эту сумму.
В 2019 году Банк международных расчётов классифицировал золото как резерв первого уровня, впервые за почти 80 лет создав конкурента доллару США.
В 2020 году Международный валютный фонд публично объявил о планах перехода на новую систему вместо Бреттон-Вудской. В том же году неожиданно появился новый крупный покупатель, анонимно названный «другим». «Другой» буквально хищнически начал истощать драгоценные металлы в невиданных прежде масштабах на Нью-Йоркской товарной бирже (COMEX) и Лондонской бирже драгметаллов.
В августе 2021 года Саудовская Аравия заключила соглашение с Россией о военном сотрудничестве, прямо противоречащее нефтедолларовой сделке с Соединенными Штатами. Это последовало сразу же за внезапным уходом американских военных из Афганистана.
Далее, в 2022 году страны Запада превратили банковскую систему в оружие и исключили российские банки из системы СВИФТ, что спровоцировало массовую распродажу казначейских облигаций США.
Россия и Китай объявили о планах по созданию новой мировой резервной валюты, обеспеченной сырьевыми товарами. Нигерия, Саудовская Аравия и Иран начали продажу нефти Китаю за облигации, которые сразу конвертируются в золото. В настоящее время Членами БРИКС являются свыше 40 % населения мира, и все эти страны резко увеличивают свои золотые запасы.
Одновременно в разных странах мира ведутся работы по созданию цифровых валют Центральных банков – CBDC. Масштабная китайская инициатива «Один пояс, один путь» нацелена на подключение почти трёх четвертей населения мира к централизованной системе с цифровым китайским юанем.
Важно отметить, что у правительства США немало счетов, которые они уже не смогут оплатить, и военная машина, которую они не в состоянии себе позволить. Конечно, Украина помогает ценой жертвенного самоубиения, но это просто продление агонии.
Во внутренней политике США тоже имеют место симптоматичные явления. В настоящее время Монетный двор США, контролирующий хранение и циркуляцию драгметаллов, препятствует гражданам покупать золото и серебро, имея собственные планы на драгметаллы и шаг за шагом устанавливая тотальный контроль над населением.
Это ещё не значит, что доллар потерпит крах и исчезнет совсем, но его позиции значительно ослабнут.
Евгений Фролов