Источник: Военное обозрение
Реалистичный курс рубля
Стоимость валюты любой страны объективно оценивается ресурсами и масштабами национальной экономики. Есть и другие факторы, такие как военная мощь, экономический и финансовый суверенитет или политическое влияние, но мы вынесем эти составляющие за скобки, для простоты полагая их нейтральными.
Оценим реальный курс рубля.
По ресурсам
Запасы природных ресурсов России оцениваются в 75 трлн долларов. Это анализ немецкой компании Statista, воспользуемся их оценкой. В эту сумму входят, в частности, уголь, нефть, природный газ, золото, древесина и редкоземельные металлы.
Министерство природных ресурсов и экологии России дало в 2019 году абсурдно низкую оценку: 910 млрд долларов. В 82 раза меньше, что примерно составляет нынешний курс рубля к доллару. Но у правительства России всегда были свои интересы, как правило, не совпадающие с интересами народа.
Ресурсы США оценены в 45 трлн долларов.
Это значит, что исключительно по ресурсам один доллар США должен стоить 0,588 рубля.
По экономике
Простой, более-менее адекватный способ сопоставить размеры экономик разных стран – сравнить ВВП по паритету покупательной способности.
Оценивать курс рубля, исходя из оценки валового внутреннего продукта по номиналу в долларах – значит искажать картину, поскольку в подсчетах ВВП уже заложен неправильный курс рубля к доллару.
Это замкнутый порочный круг, хорошо описанный в логике: нельзя доказывать положение с помощью довода, который сам доказывается из этого положения.
По оценкам МВФ, в 2023 году ВВП США и России по паритету покупательной способности составят 26,85 трлн долларов и 4,99 трлн долларов соответственно. Значит, из соотношения размеров ВВП условный доллар сильнее условного рубля в 5,38 раз.
С поправкой на ресурсы один доллар США должен стоить 5,38 х 0,588 = 3,16 рубля.
Если исследовать структуру ВВП более детально, выяснится, что реальный производственный сектор в США лишь в 2,2 раза больше производственного сектора РФ. То есть по ресурсам и произведенным товарам без учета различных услуг реальный курс был бы 2,2 х 0,588 = 1,29 рубля за доллар.
Разумеется, в качественном смысле производственный сектор США более технологичен, и прямое количественное сравнение не является совершенно объективным.
При этом нужно понимать, что сила доллара не только в экономике и ресурсах США, но и отчасти и других стран, с готовностью обменивающих ресурсы и товары на американскую бумагу, а точнее – на электронную запись на мониторе. Однако этот анализ дает примерное представление, насколько недооценен рубль. Использование валового национального продукта вместо внутреннего общую картину не меняет.
Так повелось, что Кремль за олигархами народа не видит. Даже сегодняшний неадекватный курс рубля скачет, и на этом зарабатывают «уважаемые люди». Однако это наносит мощный удар и по вожделенному имортозамещению.
Импортозамещение
Системного импортозамещения как не было, так нет. Отдельные исключения лишь подтверждают правило. Окно возможностей, открытое президентом в апреле прошлого года, было закрыто правительством осенью 2022 года.
Месяц назад президент, выступая на производственном предприятии, сказал, что нас вынуждают заняться импортозамещением: «нам не оставили выбора». Он даже не скрывает, что планов по замещению импорта и индустриализации нашей экономики у власти не было. Просто вынудили. Примерно так же, как вынудили заняться сельским хозяйством санкциями после 2014 года.
Однако стратегического плана развития промышленности нет до сих пор, мы просто вынужденно и довольно вяло реагируем на санкции. Министр экономического развития не имеет экономического образования и подчиняется министру финансов. Давайте скажем прямо: это значит, что в России финансы победили развитие.
На встрече в марте Президент РФ сказал Си Цзиньпину: «За последние годы Китай сделал колоссальный рывок вперёд в своём развитии… мы даже немножко вам завидуем».
Не стесняюсь поинтересоваться: вам мешал кто-нибудь? Может, хватит уже завидовать и пора начинать делать?
Что нужно сделать для индустриализации и импортозамещения?
• Снизить издержки производства, прежде всего (но не только) за счет снижения цен на энергоносители на внутреннем рынке. Это наше Богом данное конкурентное преимущество, его надо использовать по полной.
Резко – практически но нуля – снизить прибыль сырьевых олигархов, хотя бы на время программной индустриализации. Несогласных – национализировать. Производство внутри страны нужно сделать более выгодным, чем закупки за рубежом.
• Трансграничный контроль капитала. Прибыль олигархов и иностранных собственников утекает за рубеж, где используется в интересах враждебных государств, значит, и на вооружение ВСУ. Эти деньги убивают наших солдат. В 2022 году из России выведено свыше 250 млрд долларов. Недополученную прибыль направлять на инвестиции.
• Изменить систему налогообложения в целях индустриализации и интенсификации отраслей высокого передела. В том числe:
– Изменить налогообложение предприятий в целях поощрения инвестиций.
– Отменить или снизить – в зависимости от отрасли – НДС на высокотехнологичные сектора. Это необходимо для выживания страны.
– Сделать налоговый маневр наоборот: отменить/снизить налог на добычу энергоносителей и увеличить на экспорт.
• Сделать рубль валютой международных расчетов – торговлю вести почти исключительно в рублях. Пока наши усилия направлены на укрепление юаня, но он и без нашей помощи станет резервной валютой. При этом не изымать деньги из экономики через новое бюджетное правило и эмитировать рубль по потребностям развития. Мы можем и должны сделать рубль самой уважаемой валютой в мире.
Есть сомнения? Читайте часть 1.
Есть сомнения у членов правительства? Им не место в правительстве.
• Укреплять рубль, как экономическими, так и административными мерами, и держать обменный курс в пределах разумного коридора.
С одной стороны, сильный рубль даст возможность купить больше оборудования и технологий. Это насущно необходимо на начальном этапе импортозамещения, слабый рубль в интересах сырьевых олигархов, сильный – в интересах индустриализации.
С другой стороны, невозможно сделать рубль инвестиционной валютой, когда он скачет. Тогда наши финансовые власти будут «рыскать глазами», к какой бы валюте его привязать, лишь бы дальше играть на валютном рынке, чтобы все было, «как при бабушке». Но пока она возглавляет ЦБ, беспокоиться им не о чем.
• Увеличить монетизацию экономики по потребностям импортозамещения и индустриализации в целом. Разговоры о том, что это приведет к инфляции – манипуляция или косность монетаристов. Инфляция – это увеличение цен на товары и услуги, она зависит не только от объёма денежных средств в обращении, но и от объёма товаров и услуг и ряда других факторов. Если объём денег прирастает меньшими темпами, чем объем товаров – никакой инфляции не будет.
Что точно приводит к инфляции – девальвация рубля, регулярно проводимая нашими властями в интересах «уважаемых» бенефициаров. Но, видимо, мы не понимаем: «это другая инфляция». Как говорят физики, другого цвета или спина, такая приветствуется и периодически существует.
Конечно, это список мер далеко не исчерпывающий, но он обозначает необходимые векторы.
Либеральная альтернатива
У либерального Минфина другой, антинародный подход к развитию: «для роста необходима очередная большая приватизация».
Это приведет к дальнейшей концентрации собственности в руках немногих, фрагментации государства на олигархические корпорации и к углублению имущественного расслоения общества.
Вывод
Для «колоссального рывка» у нас есть все, кроме властной политической воли. Она совершенно необходима как для мощных мер развития экономики, так и для жёстких кадровых решений.