itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Преодоление неопределённости

Санкции Запада и ответ России 
0
435
Время на чтение 5 минут

Дмитрий Лекух

Источник: RT

Фото: Дмитрий Лекух

Ну что ж, если это ещё и не радикальное преодоление многолетних трендов (наше руководство, и это общеизвестно, вообще не сильно склонно к радикальным шагам, особенно в области экономики, ему куда больше нравится взвешенность и сбалансированность), то, по крайней мере, совершенно точно движение в правильном направлении: вчера президент Путин подписал закон о новом бюджетном правиле, предполагающий его достаточно серьёзное смягчение на 2023—2024 годы.

В этом же документе предусматривается также увеличение в 2023—2025 годах налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли страны, о чём мы тоже чуть ниже поговорим. Но главное тут всё же смягчение бюджетного правила. О необходимости чего (причём из соображений сугубо практических в том числе) из серьёзных и ответственных людей в нашей экономике, вне зависимости от, так сказать, принадлежности к какому-либо «политическому спектру», кто только не говорил.

Когда вопрос встаёт о выживании, это далеко не самое подходящее время для рассуждений на отвлечённые идеологические темы.

А вопрос (и об этом в наши тревожные дни вряд ли кто-то рискнёт спорить) стоит именно так. И значит, становится не очень важно, какого цвета кошка и как её зовут, лишь бы она ловила мышей.

Короче, в данном конкретном случае бюджетообразующие документы нужны нам не как нечто самоценное. И уж тем более не как высшая цель государственной политики, а исключительно как рабочий, прагматический инструмент.

И вот этому параметру данный документ как раз более или менее соответствует.

По крайней мере, как отмечали сами разработчики, обновлённая конструкция бюджетного правила хоть и сохранит столь любезные нашим финансовым ведомствам базовые принципы «сбалансированности расходов и использования рентных сверхдоходов» в неблагоприятные периоды, тем не менее всё-таки позволит даже в рамках бюджетного правила обеспечить поддержку экономики страны в период адаптации к новым условиям.

Не говоря уж о том, что правительству РФ подписанным документом даётся право оперативно принимать самостоятельные решения о предоставлении в 2023 году госгарантий, не предусмотренных (это важно!) программами таких гарантий. Причём в порядке и на условиях, которые само правительство и установит, не увязая в череде бесконечных согласований и/или, чего уж там греха таить, деятельности определённых лоббистских групп.

Главной целью прилагаемых аппаратных усилий зачастую является простое укладывание конкурентной программы «под сукно», вне зависимости от государственных нужд (как пример просто напомним недовольство президента реализацией национальных проектов, оно было довольно наглядно). Здесь — как с точки зрения принятия решений, так и с точки зрения определённости в персональной ответственности за неудачи, — как мы видим, руки у отечественного кабинета министров будут развязаны. Можно работать.

Ну а помимо этого, закон допускает ещё и, если будет нужно, предоставление госкредитов, не предусмотренных программой предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов. Пока, правда, в пределах общего объёма средств на её реализацию. Или за счёт уменьшения остатков средств бюджета Российской Федерации. Но даже так это очень серьёзный шаг вперёд. И кстати, признак доверия к исполнительной ветви власти.

То есть если и не карт-бланш, то очень высокая степень свободы в принятии решений. Ну и совершенно другая степень ответственности за них — это как бы само собой.

Теперь некоторые подробности.

Самое важное: в Бюджетном кодексе фиксируется объём базовых нефтегазовых доходов, которые могут направляться на расходы, в 2023—2025 годах в абсолютном выражении на уровне 8 трлн рублей с дальнейшей ежегодной индексацией в размере 4% начиная с 2026 года. И, по мнению разработчиков, изложенному в соответствующей пояснительной записке к проекту, это должно обеспечить достаточную стабильность бюджетных расходов, вне зависимости от изменчивости конъюнктуры. А также минимизировать влияние волатильности нефтегазовых доходов на экономику. И здесь, конечно, есть определённая уязвимость: такой сценарий, конечно, может быть реализован только при соответствии нынешним консервативным оценкам внешних условий.

А также при стабильном курсе в коридоре 65—75 рублей за доллар.

Между тем история новейших времён все больше убеждает нас, что эталонов, особенно в турбулентном мире финансовых спекуляций, больше не существует. А валюта, даже резервная, уже давно не только средство взаиморасчётов, но и банальный товар.

И риски здесь больше даже, извините, отнюдь не у нашего рубля: риск турбулентности глобальной денежно-валютной системы в настоящее время таков, что с уверенностью что-либо прогнозировать в этой сфере — это надо быть человеком либо очень отважным, либо окончательно махнувшим рукой на собственную репутацию. Впрочем, прогнозировать возможность глобального краха системообразующий для нас, но всё равно во многом «технический» документ об изменениях в Бюджетный кодекс, наверное, и не обязан.

Поэтому и ориентирован на умеренно консервативный прогноз.

А в случае развития катастрофического сценария, смеем надеяться, в ход пойдут совсем другие документы. При таком развитии событий изучению пользователем в любом случае подлежит не бюджет, а боевой устав.

Ну да ладно.

В любом случае даже принципиальные противники бюджетного правила как такового (честно признаюсь, автор настоящей статьи тоже из их числа) вынуждены согласиться с тем, что в текущих условиях и при тех инерционных процессах, которые идут в настоящее время в нашей экономике, полный отказ от правила выглядит как минимум рискованно.

А по большому счёту и вовсе неразумно.

И подписанный президентом закон о смягчении, а не о полной отмене этого механизма выглядит достаточно сбалансированным для того, чтобы стать рабочим инструментом как для сохранения стабильности (а это на сегодняшний момент едва ли не самое главное из наших достижений), так и для развития страны в нынешних жёстких условиях.

Но развития не истерического, а всё-таки более или менее соответствующего статусу великой страны.

Что касается увеличения налоговой нагрузки на нефтяников и газовщиков, то она также выглядит хоть и неприятной для отрасли (кто ж радуется росту налогов?), но разумной.

И самое главное — хоть и тяжёлой, но вполне посильной. Так, в частности, в качестве примера документ предусматривает дополнительное изъятие у «Газпрома» в 2023—2025 годах по 50 млрд рублей в месяц. И хотя подчеркнём: для любого предприятия, даже самого мощного, это достаточно неприятно, будет очень смешно, если кто-то попытается утверждать, что наш флагман не сможет это изъятие потянуть. Что касается налога на прибыль для экспортёров СПГ, то в 2023—2025 годах он повышается до 34%, что также увеличит доходы федерального бюджета в 2023 году. Для чего и почему это делается, тоже понятно.

У нас, простите, война.

Но всё-таки главное в этом документе — это даже не конкретные проверяемые цифры, что тоже, конечно, важно для принятия ответственных решений. Прежде всего это, подчеркнём, конкретный рабочий документ, который поможет преодолеть неопределённость прежде всего в мозгах исполнителей.

Можно сказать, указатель направления движения.

И в наши во всех смыслах этого слова довольно смутные времена это реально важно. В том числе для банального понимания того самого — хотя бы экономического — «образа будущего» для нашей с вами страны. О котором все мы, такие разные, но при этом — смею надеяться! — эту страну одинаково любящие, так много и охотно в последние времена говорим.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Лекух
Все статьи Дмитрий Лекух
Санкции Запада и ответ России
Как же так обмишурились планировщики санкционной войны?
Целью нынешней политики Запада является не только «поражение России»
26.03.2024
«Расстроить нас до такой степени, чтобы мы жить не захотели, Западу не удалось»
Экономический, потребительский оптимизм у нас гораздо выше, чем в большинстве стран Евросоюза
26.03.2024
Интервью Главы МИД России в рамках
документального проекта «Нефть»
22.03.2024
«Риторика западных болванов поражает своей противоречивостью»
Не поймёшь – то ли детская инфантильность, то ли зрелая глупость, то ли запредельная наглость
19.03.2024
«Такие “принципиальные” друзья Украины!»
Русофобия стран ЕС поражает, однако голодать ради киевского режима на Западе никто не хочет
19.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 10:29
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59